Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Эрудит» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897, приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897», Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897, Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 82 им. А.Н.Знаменского, положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины МБОУ лицея № 82 им. А.Н.Знаменского.
Программа рассчитана на детей 10-12 лет и предполагает углубленное изучение математики. Она предусматривает теоретические и практические занятия, способствует гармоничному развитию обучающихся.
Сроки реализации - 1 год.
Формы занятий: групповая, парная.
Режим занятий: 68 занятий в год (2 раза в неделю: вторник - 1 занятие -1 час (40 мин), пятница - 2 занятие - 1,25 часа (50 мин)).
Профиль – естественнонаучный.
Программа математического кружка носит естественно - научную направленность. Учить математическому видению важно и необходимо, так как учащиеся 11-13 лет очень позитивно воспринимают новое. У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и самоорганизации.
Точная наука математика учит логически мыслить, а это и формирует математическое видение.
Для учащихся 5 класса очень важен уровень личных достижений. Необходимо помочь ему почувствовать радость познания, умения учиться, быть уверенным в своих способностях и возможностях. Культура счета и математической речи улучшаются вычислительными умениями и навыками работы с величинами.
Работа кружка - это развитие познавательной активности и на уроке математики. Поскольку объем учебной нагрузки не позволяет учителю в урочное время предоставить внепрограммную информацию, и значительная часть разнообразного занимательного математического материала, остается невостребованной, то устранить данное несоответствие может разнообразие кружковых занятий.
Цель курса:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- разностороннее развитие личности.
Основные задачи курса:
- Развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
- Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
- Осуществление индивидуализации и дифференциации решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения, ясного и точного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического);
- Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
- Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
- Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
- Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Общая характеристика учебного курса
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д.
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой. Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, творческие проекты, исследовательские работы, принимают участия в конкурсных программах, выпускают математическую газету «Эрудит».
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 2 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 68 часов. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребёнка. По продолжительности занятие составляет 45 минут.
Результаты освоения курса
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора икомпьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Организация учебного процесса
Единицей учебного процесса является учебное занятие. Первая часть которого – это вводная беседа, при которой ставятся цели и намечаются пути их достижения. При этом учитель знакомит ученика с необходимым фундаментом теоретических знаний. Новый материал излагается кратко, с записью необходимых формул и правил. Практическая часть – это решение задач, иногда практическая работа. В конце занятия планируется вывод о полученных знаниях и умениях. Предполагается получение домашних заданий исследовательского характера. Занятия необходимо проводить с использованием частично-поискового или исследовательского метода. По возможности использовать информационно-коммуникационные технологии. Во многие занятия включены математические игры, которые, кроме развлекательности, преследуют ряд воспитательных целей. Посредством этих игр развиваются любознательность, интуиция, сообразительность, наблюдательность, настойчивость. Проведение математической игры (или фокуса) состоит из трех частей:
1) показ игры (фокуса);
2) попытка учащихся угадать суть фокуса (игры);
3) математическое объяснение фокуса (игры).
Игры проводятся в середине или в конце занятия, так как к этому времени учащиеся устают и им легче играть, чем решать задачу.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности, в том числе и проектная деятельность. Учитывая возраст учащихся, смотры знаний можно проводить в форме игры, викторин, конкурсов, защиты творческих проектов, участие в математическом вечере, олимпиадах.
Виды деятельности:
1. Устный счёт.
2. Проверка наблюдательности.
3. Игровая деятельность.
4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и
перекраивание.
5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов,
викторин.
6. Проектная деятельность.
7. Составление математических ребусов, кроссвордов.
8. Показ математических фокусов.
9. Участие в вечере занимательной математики.
10. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
11. Исследовательская деятельность.
12. Составление презентаций.
13.Поисковая деятельность (поиск информации).
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»;
- творческий проект (в любой форме по выбору учащихся);
- исследовательские работы.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:
10-12 лет, учащиеся 5-х классов, в группе 10 человек, объединенных вместе по цели занятий (углубить свои знания в области математики).
Практически все учащиеся с одинаковой подготовкой в области математики, изучающие предмет по одной и той же общеобразовательной программе по математике.
Формы подведения итогов программы:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий олимпиад различного уровня;
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся).
Учебный план программы обучения
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов первого года обучения |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
I.Волшебный мир чисел (10 ч. ) |
|||||
1.1 |
Из истории цифр. Ччтение и запись чисел на Руси. Запись цифр и чисел у других народов |
2 |
1 |
1 |
Самоконтроль, собеседование |
1.2 |
Числа - великаны и числа - малютки |
2 |
1 |
1 |
Выполнение теста - кроссворда |
1.3 |
В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса. |
3 |
1 |
2 |
Собеседование |
1.4 |
Упражнения на быстрый счёт |
3 |
1 |
2 |
Собеседование |
II. Занимательные задачи (8ч.) |
|||||
2.1 |
Магический квадрат |
2 |
1 |
1 |
Работа по готовым чертежам и рисункам. |
2.2 |
Математические фокусы |
2 |
1 |
1 |
Работа в группах с взаимопроверкой |
2.3 |
Задачи-шутки |
2 |
1 |
1 |
Собеседование. Тест с самопроверкой. |
2.4 |
Старинные задачи |
2 |
1 |
1 |
Работа в группах с взаимопроверкой. Инсценирование |
III. Задачи на движение (8ч.) |
|||||
3.1 |
Основные понятия задач на движение. Решение задач |
2 |
1 |
1 |
Собеседование, работа в группах с взаимопроверкой |
3.2 |
Задачи на встречное движение. |
2 |
1 |
1 |
Решение задач. Тест с взаимопроверкой |
3.3 |
Задачи на движение в одном направлении. |
2 |
1 |
1 |
Работа в парах. Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
3.4 |
Задачи на движение по реке. |
2 |
1 |
1 |
Промежуточный |
IV. Логические задачи (9ч.) |
|||||
4.1 |
Решение логических задач с помощью таблиц |
2 |
1 |
1 |
Работа по образцу |
4.2 |
Логические задачи, решаемые с конца |
3 |
1 |
2 |
Работа по образцу. |
4.3 |
Истинноностные задачи |
2 |
1 |
1 |
Тестирование, устный опрос |
4.4 |
Задачи типа «Кто есть кто?» |
1 |
- |
1 |
Тестирование, устный опрос |
4.5 |
Математическое соревнование |
1 |
- |
1 |
Решение олимпиадных задач |
V. Занимательная геометрия (13 ч) |
|||||
5.1 |
«Геометрия ножниц». Задачи на разрезание и на перекраивание фигур |
2 |
- |
2 |
Работа по образцу |
5.2 |
Игра «Пентамино», «Танграм» |
2 |
- |
2 |
Самостоятельная работа в парах |
5.3 |
Геометрические головоломки со спичками |
3 |
1 |
2 |
Работа в парах |
5.4 |
Конструирование фигур многогранников |
3 |
1 |
2 |
Работа в группах, |
5.5 |
Математическая игра «Клуб веселых математиков» |
2 |
- |
2 |
конкурс-игра |
5.6 |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Проект «Наш любимый предмет - математика» |
VI. Системы мер (15 ч) |
|||||
6.1 |
История линейки в России. |
2 |
1 |
1 |
Работа в группах, опрос, игра |
6.2 |
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Игра « Математический бег» |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос, игра, самостоятельная работа в парах |
6.3 |
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. |
2 |
1 |
1 |
Работа в группах, опрос, |
6.4 |
Денежная система в Древней Руси. Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин» |
3 |
1 |
2 |
Тестирование, устный опрос, игра, самостоятельная работа в парах |
6.5 |
Изобретение календаря. Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – год и век. Загадки о времени. Игра «Математический цветок» |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа в парах, игра |
6.6 |
Из истории мер массы. Система мер русского народа. Измерение количества вещества по его массе. Игра по геометрии «Почтальон» |
2 |
1 |
1 |
Тестирование, устный опрос, игра, самостоятельная работа в парах |
6.7 |
Происхождение метрической системы мер. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Игра-соревнование «Пройди по цепочке» |
2 |
1 |
1 |
Работа в группах, |
VII. Знаменитые математики (5 ч.) |
|||||
7.1 |
Знаменитые математики: С.В.Ковалевская. Л.Эйлер – идеальный математик. Практические занятия: Занимательные задачи. Игра «Лабиринт» |
2 |
1 |
1 |
Работа в группах, |
7.2 |
Обобщение « Математика вокруг нас», Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-2020» |
3 |
1 |
2 |
Работа в группах, |
Итого |
68 |
26 |
42 |
|
Содержание программы. Разделы и темы
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Основание содержание |
I |
Волшебный мир чисел |
10 |
Из истории цифр. Чтение и запись чисел на Руси. Запись цифр и чисел у других народов. Числа - великаны и числа – малютки. В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса. Упражнения на быстрый счёт. |
II |
Занимательные задачи |
8 |
Магический квадрат. Математические фокусы. Задачи-шутки. Старинные задачи. |
III |
Задачи на движение |
8 |
Основные понятия. Решение задач. Задачи на встречное движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение по реке. |
IV |
Логические задачи |
9 |
Решение логических задач с помощью таблиц. Логические задачи, решаемые с конца. Истинноностные задачи. Задачи типа «Кто есть кто?». Математическое соревнование. |
V |
Занимательная геометрия |
13 |
«Геометрия ножниц». Задачи на разрезание и на перекраивание фигур. Игра «Пентамино», «Танграм». Геометрические головоломки со спичками. Конструирование фигур многогранников. Математическая игра «Клуб веселых математиков». Итоговое занятие. |
VI |
Системы мер |
15 |
История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Занимательные задачи. Игра « Математический бег». Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало». Денежная система в Древней Руси. Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин». Изобретение календаря. Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок». Из истории мер массы. Система мер русского народа. Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон». Происхождение метрической системы мер. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Практические занятия: Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке». |
VII |
Знаменитые математики |
5 |
Знаменитые математики: Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Практические занятия: Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Обобщение « Математика вокруг нас», Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-2020» |
|
Всего |
68 |
|
Литература
Для учителя:
- Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. – Тула, 1992.
- Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М., 1982.
- Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике в школе.- М., 1976.
- Свечников А.А. Путешествие в историю математики. - М., 1995.
- Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.
- Математические кружки в школе 5-8 классы. – М., 2008.
- Интернет. Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы.
- Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей».
Для учащихся:
- Энциклопедия для детей. Математика. - М., 1998.
- Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М., 1995.
- Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. - Академия развития. – Ярославль, 1997.