План урока "Население Африки"

Разделы: География

Класс: 7

Ключевые слова: состав населения, признаки рас, материк Африка, народ Африки, регионы Африки


Цели урока: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и отличительных признаках рас, проживающих на материке Африке, познакомить с современной политической картой.

Планируемые результаты:

предметные:

знания: познакомятся с общими признаками населения Африки, с размещением населения, странами Африки;

умения: научатся пользоваться политической картой Африки;

навыки: определять по описанию народ Африки.

Метапредметные:

регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и строить развернутые рассуждения по географическим картам, рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить обоснованные сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы.

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «успешного ученика».

Оборудование: учебник: География материков и океанов, 7-й класс. Авторы учебного материала: И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. М. Вентана-Граф 2017 г., атлас – 7-й класс, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

Тест

1 вариант

1. Африка является частью какого древнего материка

А) Пангеи

Б) Лавразии

В) Гондваны

2. В рельефе Африки преобладают

А) равнины

Б) горы

В) вулканы

3. В бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива расположен климатический пояс

А) экваториальный

Б) субэкваториальный

В) тропический

4. Какому климатическому поясу соответствует данная климатограмма

А) экваториальному

Б) субтропическому

В) субэквоториальному

5. Полноводна в течение всего года река

А) Конго

Б) Нил

В) Нигер

6. Почти 40% территории материка занимают

А) саванны

Б) экваториальные леса

В) тропические пустыни

7. Самая большая пустыня Африки

А) Калахари

Б) Намиб

В) Сахара

Ответы внести в таблицу.

1 2 3 4 5 6 7
             

2 вариант

1. В основании Африки лежит

А) древняя платформа

Б) складчатый пояс

В) молодая плита

2. Разломы в Африке расположены на

А) севере

Б) востоке

В) юге

3. Какого климатического пояса нет в Африке

А) экваториального

Б) умеренного

В) тропического

4. Какому климатическому поясу соответствует данная климатограмма

А) экваториальному

Б) субтропическому

В) субэквоториальному

5. Самая длинная река Африки

А) Конго

Б) Нил

В) Замбези

6. В бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива расположена природная зона

А) саванны

Б) экваториального леса

В) тропической пустуни

7. Образована под влиянием холодного Бенгельского течения пустыня

А) Калахари

Б) Сахара

В) Намиб

Ответы внести в таблицу.

1 2 3 4 5 6 7
             

Проверка: взаимопроверка.

Процессуально-содержательный этап

3. Изучение нового материала.

На доске тема и ключевые слова : население, народы, размещение населения, расы, религия, «черный товар», регионы Африки.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока.

Задание 1

Дописать предложения, используя текст учебника п. 26, с 126–127. Работа в парах.

  1. По численности населения Африка – это ______ материк после Евразии. (Второй)
  2. Проживает на материке свыше ______ млрд.чел. (1)
  3. Размещено население по территории материка ______. (Неравномерно)
  4. В Африке ______ рождаемость, ______ детская смертность. (Высокая, уменьшается)
  5. Продолжительность жизни в большинстве стран ______ лет. (50)
  6. В Африке проживают все расы, но мало ______. (Монголоидов)
  7. Низкорослый негроидный народ экваториальных лесов ______. (Пигмеи)
  8. Народы Северной Африки говорят на ______ языке, Экваториальной и Южной Африки на языках ______. (Арабском, банту)
  9. В Северной Африке распространена религия ______, в Эфиопии ______, треть населения материка поклоняется духам. (Ислам, христианство)
  10. 2/3 населения проживают в ______ местности, быстро растут города. (Сельской)

Проверка: по одному предложению читают ответы.

Физкультминутка

(Пастух-зулус) Ребята! Встаньте, пожалуйста, свободно, закройте глаза, попробуйте постоять на одной ноге, досчитайте до 10, смените ногу, повторите задание еще 1 раз.

- Почему зулусы в пустыне стоят на одной ноге? (На одной ноге все кочевники отдыхают – в Австралии, Африке. Они стоят то на одной ноге, то на другой. Нам это покажется трудным, как и сидеть на корточках, а для зулусов – это наиболее удобная поза)

Задание 2

Каждому ряду даны фото представителей одной из рас. Выберите из списка признаки, присущие данной расе.

1 колонка – арабы (европеоидная раса): светлая кожа, узкое лицо, тонкие губы, выступающий нос, мягкие волосы.

2 колонка – негры (негроидная раса): темная кожа, лицо узкое, толстые губы, нос широкий, курчавые черные волосы.

3 колонка – мальгаши (монголоидная раса): кожа с желтоватым или красноватым оттенком, широкое лицо, выступающие скулы, узкие глаза, жесткие прямые темные волосы.

Европеоидная раса – люди среднего роста, с белой кожей, преимущественно с белым цветом волос, которые незначительно вьются, развитой растительностью на теле и лице, широким и высоким лбом, широким носом, округлой глазной щелью и выступающей нижней челюстью. Обладают также очень широкими ладонями и ступнями. Чаще всего имеют небольших размеров ушные раковины, которые плотно прилегают к поверхности черепа.

Монголоидная раса – люди низкого роста, с желтоватыми кожными покровами, чаще с прямыми, чёрными либо каштановыми волосами, плохо развитой растительностью на теле и лице, маленькой головой, маленьким носом, миндалевидной, узкой глазной щелью и не выступающей нижней челюстью. Обладают маленькими ладонями и ступнями. Чаще всего имеют небольших размеров ушные раковины, которые торчат немного в сторону от основной плоскости черепа.

Негроидная раса – люди чаще очень высокого роста, с темными кожными покровами, черными, сильно вьющимися волосами, плохо развитой растительностью на теле и лице, низким лбом, сильно выступающей нижней челюстью, большим носом и круглыми глазами. Обладают огромными ступнями и ладонями, которые окрашены в более светлый цвет, нежели другие участки кожи. Чаще всего имеют большие ушные раковины, которые плотно прилегают к поверхности черепа.

Проверка: у доски по одному человеку с колонки прикрепляют признаки к фото расы.

Вывод: каждая раса имеет свои отличительные признаки.

Задание 3

Определение народа Африки по описанию, используя карту атласа «Народы мира».

Работа в группах по 4 чел.

1. У этих народов, проживающих в горных и полупустынных районах Северной Африки – кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Одежда – длинные широкие рубахи (галабея) с круглым воротом, сужающиеся к низу штаны, безрукавки, куртки, кафтаны, распашные плащи с укороченными рукавами или без рукавов. Традиции кочевников сохраняется в обычае сидеть, есть и спать на полу. Основная пища – каши, лепёшки, кислое молоко,кус-кус (варёные маленькие макароны из пшеничной крупы), мясо, жаренное на вертеле, и в виде фарша, рыба, пирожки, бобовые подливы, острые соусы, оливковое масло, сухофрукты и блюда на их основе, чай, кофе. (Арабы, бедуины, берберы)

2. Народ проживает в экваториальных лесах Африки. Малорослы, высотой не более 150 см. Греческое слово «пигмайос» переводится на русский язык как «люди величиной с кулак». Цвет кожи у них менее темный, чем у других негроидов, губы тонкие, широкий нос, коренасты. Живут охотой, кочуют. Строят жилища женщины. (Пигмеи)

3. Современные представители этого народа произошли от народа земледельцев, проживающих три тысячи лет назад в землях, где теперь расположился Камерун. Затем они передвигались на юг и восток, оттесняя охотников и собирателей, встречающихся на пути. Для них характерны внешние признаки: темная кожа, жесткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы, высокий рост. Проживают они в Центральной Африке южнее Сахары. Так как это целая группа народов, них численность огромная, около 200 миллионов человек, которые занимаются и возделыванием земли, и выращивание скота. (Банту)

Проверка: называют народ.

Вывод: народы, проживающие в пустыне занимаются скотоводством, в экваториальном лесу – охотой, в саванне – земледелием и скотоводством.

Домашнее задание

П. 26. Используя интернет, составьте презентацию не более 3–5 слайдов о любом народе Африки (акка, боран, масаи, химба, хамер, мурси, ндебеле и др.).

- А сейчас обратимся к политической карте Африки. Откройте с атласа.

Политическая карта Африки

  1. В настоящее время в Африке расположено 56 государств.
  2. Колонизация Африки началась еще в Средние века.
  3. Весь континент был поделен между несколькими европейскими державами.
  4. В начале XX века было на материке только 2 независимых государства – Либерия и Эфиопия.
  5. В 60-х годах XX века добились независимости более 40 государств.
  6. По уровню экономического развития – развивающие страны.
  7. В Африке выделяют регионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная, Южная.
  8. Основные проблемы стран – голод, нехватка питьевой воды, болезни, экологические проблемы.

Оценочно-рефлексивный этап

4. Заключение. Подведение итогов.

- Ребята, давайте вернемся к задачам. Решили ли мы все задачи?

- Что мы узнали нового сегодня на уроке?

- Что впечатлило вас сегодня на уроке?

Рефлексия. Мы с вами недавно все праздновали Новый год. У нас в кабинете стоит елочка, под ней в коробочке символические игрушки. Украсьте елочку ими. Кому понравился – повесьте красный шарик, не очень – желтый, не понравился урок – синий.

Спасибо за урок!