Цели занятия:
методические:
- закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики;
психолого-педагогические:
- создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и творческих действий,
- помочь развитию интереса у учащихся к процессу овладения знаниями,
- повысить общую культуру учащихся,
- расширить умственный кругозор учащихся, помочь им лучше понять роль математики в общем развитии человека, в истории общества,
- воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.
Место проведения:
учебный кабинет.Оборудование:
· иллюстративный материал: плакаты «Клуб Весёлых Математиков», высказывания о математике и от её роли;
· наглядный материал: необходимые карточки для проведения конкурсов, кубики трёх цветов (зелёные, красные, синие – по два каждого цвета), грамоты победителю и участнику КВМ, листы бумаги для записи ответов.
Продолжительность мероприятия: 40–45 минут.
Ход мероприятия
1. Формирование команд, выбор капитанов.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Соревнования:
1 конкурс
. Разминка команд (проверяется избирательность внимания, быстрота мышления).2 конкурс
. Конкурс шифровальщиков (вычислительные навыки, межпредметные связи с литературой, исторические сведения об единицах измерения длины).3 конкурс
. Конкурс счётчиков (скорость вычислений, логическое мышление).4 конкурс
. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое» (умение слушать и слышать, ориентироваться в пространстве).5 конкурс
. Умеешь ли ты логически мыслить? (Умение определять закономерности)6 конкурс
. Эстафета команд.4. Подведение итогов. Награждение.
5. Фото на память.
Ведущий 1
. Привет, друзья! Сегодня у нас заседание КВМ. КВМ – соревнование в остроумии и знании.Чтобы этот КВМ
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знания иметь прочные
Быть весёлым и находчивым.
Ведущий 2
.Этот КВМ сейчас
Науке посвящается
Что математикой у нас
С любовью называется.
Ведущий 1
.Она поможет воспитать
такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
Ведущий 2.
Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.Ведущий 1.
Итак, заседание в КВМ начинается. Участвуют …Ведущий 2.
… команда «Квадрат».У этого квадратика
Все стороны равны.
Ребята этой команды
Дружбой сильны.
Ведущий 1.
И команда «Круг»В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решить
И победить!
Ведущий 2.
Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри (представляет состав жюри).Ведущий 1.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
1 конкурс
. Разминка командА сейчас посмотрим, как команды подготовились, добились ли они слаженности, чёткости.
Командам предлагаются карточки:
Каждый участник команды подчёркивает в своей строчке две рядом стоящие цифры, сумма которых равна десяти. Учитывается правильность и скорость выполнения | 48756394678831234567 |
654321987654314216217 | |
456789123456716317461 | |
673829145673491291231 | |
827746757353709880283 | |
637708957497455055335 | |
289763782093824328427 | |
637444666888313451789 | |
321123123543543782382 | |
978786826728676570198 |
2 конкурс
. Конкурс шифровальщиковКомандам предлагаются карточки, на которых записаны примеры. Их необходимо решить, все ответы записать в строчку один за другим и затем каждую цифру заменить буквой по указанному коду.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Д |
О |
Ю |
В |
Ч |
М |
К |
Й |
А |
82 + 56
198 – 136
136 + 289
146 – 67
(Ответ: Дюймовочка)
«Дюйм» –
1) дольная единица длины в системе английских мер: 1 дюйм = 1/12 фута = 0,0254 м;
2) русская дометрическая единица длины: 1 дюйм = 1/28 аршина = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54 см).
3 конкурс. Конкурс счётчиков
По одному представителю от команды вписывают в любые клетки квадрата 3x3 в произвольном порядке по очереди цифры от 1 до 9. Затем первый счётчик находит произведение чисел столбцов, второй – строчек. А потом их сумму.
4 конкурс
. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое»Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри.
Капитаны получают по три кубика: красного, синего и зелёного цветов и выполняют задания ведущего.
Ведущий.
Построить башню так, чтобы
Положи кубики в ряд так, чтобы
- Синий кубик был между красным и зелёным, красный слева от синего. /К, С, З/
- Красный кубик был правее синего, а зелёный между ними. /С, З, К/
- Зелёный кубик был в середине, а красный слева от него. /К, З, С/
5 конкурс
. Умеешь ли ты логически мыслить?(Т. е. определять логику, закономерности, правила в предложенных заданиях)
Вот пример одного такого задания: Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.
Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе? (Сестрой)
Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Сашу, когда они вырастут? (Василий Иванович и Александра Ивановна)
Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши? (Пётр)
6 конкурс. Эстафета команд
Команды выстраиваются в колонну друг за другом. На доске изображены часы, но вместо цифр на циферблате буквы. Нужно решить примеры, но вместо числового ответа записать букву, соответствующую этому числу на циферблате. В результате у обеих команд должно получиться слово «МОЛОДЦЫ». Эстафетной палочкой будет служить кусок мела.
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВМе отличился?
Жюри объявляет результаты встречи. Награждение
.Ведущий.
Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…
Все. До свидания!
Все ответы фиксируются в оценочный лист.
Литература
1. Математика. Предметная неделя в школе (методика проведения и сценарии конкурсов, викторины, презентации проектов, школьные олимпиады, разработки уроков "Математика + игра", альбомы "Математика = интеллект) / авт.-сост. Г.И. Григорьева. – М.: Глобус, 2008. 198 с. – (Учение с увлечением).
2. Фарков А.В. «Внеклассная работа по математике 5–11 классы». Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2006.
3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.– М.: Наука, 1987.
4. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Наука, 1991.
5. Перельман Я.И. Живая математика. – М.: Наука, 1970.
6. Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы, викторины. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.
7. Материалы методической газеты для учителя математики «Математика».