Математический ринг

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: Клуб Весёлых Математиков, Конкурс шифровальщиков


Цели занятия:

методические:
- закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики;

психолого-педагогические:
- создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и творческих действий,
- помочь развитию интереса у учащихся к процессу овладения знаниями,
- повысить общую культуру учащихся,
- расширить умственный кругозор учащихся, помочь им лучше понять роль математики в общем развитии человека, в истории общества,
- воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

· иллюстративный материал: плакаты «Клуб Весёлых Математиков», высказывания о математике и от её роли;

· наглядный материал: необходимые карточки для проведения конкурсов, кубики трёх цветов (зелёные, красные, синие – по два каждого цвета), грамоты победителю и участнику КВМ, листы бумаги для записи ответов.

Продолжительность мероприятия: 40–45 минут.

Ход мероприятия

1. Формирование команд, выбор капитанов.

2. Вступительное слово ведущего.

3. Соревнования:

1 конкурс. Разминка команд (проверяется избирательность внимания, быстрота мышления).

2 конкурс. Конкурс шифровальщиков (вычислительные навыки, межпредметные связи с литературой, исторические сведения об единицах измерения длины).

3 конкурс. Конкурс счётчиков (скорость вычислений, логическое мышление).

4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое» (умение слушать и слышать, ориентироваться в пространстве).

5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить? (Умение определять закономерности)

6 конкурс. Эстафета команд.

4. Подведение итогов. Награждение.

5. Фото на память.

Ведущий 1. Привет, друзья! Сегодня у нас заседание КВМ. КВМ – соревнование в остроумии и знании.

Чтобы этот КВМ
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знания иметь прочные
Быть весёлым и находчивым.

Ведущий 2.

Этот КВМ сейчас
Науке посвящается
Что математикой у нас
С любовью называется.

Ведущий 1.

Она поможет воспитать
такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.

Ведущий 2. Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

Ведущий 1. Итак, заседание в КВМ начинается. Участвуют …

Ведущий 2. … команда «Квадрат».

У этого квадратика
Все стороны равны.
Ребята этой команды
Дружбой сильны.

Ведущий 1. И команда «Круг»

В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решить
И победить!

Ведущий 2. Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри (представляет состав жюри).

Ведущий 1.

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.

1 конкурс. Разминка команд

А сейчас посмотрим, как команды подготовились, добились ли они слаженности, чёткости.

Командам предлагаются карточки:

Каждый участник команды подчёркивает в своей строчке две рядом стоящие цифры, сумма которых равна десяти. Учитывается правильность и скорость выполнения 48756394678831234567
654321987654314216217
456789123456716317461
673829145673491291231
827746757353709880283
637708957497455055335
289763782093824328427
637444666888313451789
321123123543543782382
978786826728676570198

2 конкурс. Конкурс шифровальщиков

Командам предлагаются карточки, на которых записаны примеры. Их необходимо решить, все ответы записать в строчку один за другим и затем каждую цифру заменить буквой по указанному коду.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Д

О

Ю

В

Ч

М

К

Й

А

82 + 56
198 – 136
136 + 289
146 – 67

(Ответ: Дюймовочка)

«Дюйм» –

1) дольная единица длины в системе английских мер: 1 дюйм = 1/12 фута = 0,0254 м;

2) русская дометрическая единица длины: 1 дюйм = 1/28 аршина = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54 см).

3 конкурс. Конкурс счётчиков

По одному представителю от команды вписывают в любые клетки квадрата 3x3 в произвольном порядке по очереди цифры от 1 до 9. Затем первый счётчик находит произведение чисел столбцов, второй – строчек. А потом их сумму.

4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое»

Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри.

Капитаны получают по три кубика: красного, синего и зелёного цветов и выполняют задания ведущего.

Ведущий.

Построить башню так, чтобы

  • Красный кубик был выше синего, а зелёный между ними. /К, С, З/
  • Зелёный кубик был не нижний и не верхний, а синий выше красного. /С, З, К/
  • Синий кубик был в середине, а красный ниже зелёного. /З, С, К/

Положи кубики в ряд так, чтобы

  • Синий кубик был между красным и зелёным, красный слева от синего. /К, С, З/
  • Красный кубик был правее синего, а зелёный между ними. /С, З, К/
  • Зелёный кубик был в середине, а красный слева от него. /К, З, С/

5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить?

(Т. е. определять логику, закономерности, правила в предложенных заданиях)

Вот пример одного такого задания: Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.

Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе? (Сестрой)

Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Сашу, когда они вырастут? (Василий Иванович и Александра Ивановна)

Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши? (Пётр)

6 конкурс. Эстафета команд

Команды выстраиваются в колонну друг за другом. На доске изображены часы, но вместо цифр на циферблате буквы. Нужно решить примеры, но вместо числового ответа записать букву, соответствующую этому числу на циферблате. В результате у обеих команд должно получиться слово «МОЛОДЦЫ». Эстафетной палочкой будет служить кусок мела.

Ведущий.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВМе отличился?

Жюри объявляет результаты встречи. Награждение.

Ведущий.

Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…

Все. До свидания!

Все ответы фиксируются в оценочный лист.

Литература

1. Математика. Предметная неделя в школе (методика проведения и сценарии конкурсов, викторины, презентации проектов, школьные олимпиады, разработки уроков "Математика + игра", альбомы "Математика = интеллект) / авт.-сост. Г.И. Григорьева. – М.: Глобус, 2008. 198 с. – (Учение с увлечением).

2. Фарков А.В. «Внеклассная работа по математике 5–11 классы». Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2006.

3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.– М.: Наука, 1987.

4. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Наука, 1991.

5. Перельман Я.И. Живая математика. – М.: Наука, 1970.

6. Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы, викторины. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.

7. Материалы методической газеты для учителя математики «Математика».