Цель: используя образные средства, помочь родителям увидеть значимость воспитания, задуматься о своей важной роли в деле защиты и развития ребёнка, настроить слушателей на положительный лад, понимание, стремление к созидательным действиям.
Ход мероприятия
Подготавливаясь к собранию, я задумалась о потребностях родителей, которые часто относятся к посещению встреч с педагогами без особого оптимизма. После тяжёлого трудового дня родителям бывает трудно воспринять информацию в виде сухих фактов.
Золотое правило отношений между людьми гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали люди». Поставив себя на место родителей, я решила сделать беседу яркой, образной, используя средства выразительности великого и могучего языка, а также прибегнув к помощи ЭОР (электронных образовательных ресурсов), предложив вниманию зрителей ролик со стихами, музыкой и яркими красками. Информация, поданная в таком виде, была призвана затронуть струны родительских сердец, настроить их на гармоничное, позитивное, основанное на истинных знаниях и любви воспитание детей.
Результат превзошёл мои ожидания: в классе стояла хрустальная тишина, некоторые сентиментальные мамы прослезились, другие выразили свои чувства аплодисментами.
Мой доклад носил не слишком оригинальное по форме, но глубокое по содержанию название –
«Дети – это цветы».
Прибегнув к сравнению, я освежила свои знания по этой теме. Некоторые моменты открылись для меня словно впервые.
Греческое слово параболе (буквально «поместить рядом) помогает передать информацию выразительным, образным языком и достичь, по меньшей мере, пяти целей.
- Примеры помогают завладеть вниманием и удерживать его.
- Примеры заставляют задуматься, поскольку одно из лучших упражнений для ума — это старание постичь смысл сравнения, понять проиллюстрированные примерами отвлеченные истины.
- Примеры затрагивают чувства и, поскольку слушателям обычно бывает ясно, к чему они приводятся, они влияют на внутренний мир, делают совесть более отзывчивой.
- Примеры помогают в запоминании. Рассказ и содержащуюся в нем мораль нетрудно вспомнить позднее.
- Примеры содействуют тому, чтобы тема была понятна во все времена, ведь они взяты из жизни и быта, а не привязаны к словам, значение которых может меняться.
Дети – это цветы. Это сравнение рождает самые восхитительные, разнообразные по своему разноцветному спектру и ощущениям ассоциации. Все согласны, с тем, что красотой этой метафоры можно покорить воображение. Но в ней содержится глубинный, сокровенный, спрятанный от поверхностного восприятия смысл. Если выделить время, чтобы поразмышлять не только об эстетической стороне, но и нравственной, духовной красоте этого сравнения, можно отыскать истины, которые помогут раскрывать в детях лучшее, помочь им гармонично развиваться, стремиться быть добрыми, радостными, относиться к себе и другим людям как к необыкновенной ценности!
Поразмышлять об этих глубоких истинах помогла беседа, начавшаяся с «мозгового штурма», основывающегося на истории из жизни растений.
– Если сажать в саду нежные, благоухающие розы, то вырастут розы, если сажать колючие, злые сорняки, вырастут сорняки, а если ничего не сажать…?
Часто быстро следуют ответ: «Ничего не вырастет». Размышления помогают поменять позицию: «Нет! Если ничего не сажать, вырастут сорняки. Им не нужен уход, внимание, забота, они рады поселиться на участках, где садовнику некогда возделывать, пропалывать, обрабатывать почву.
Сорняки (в роли примеров) – это
- потребительское отношение к жизни,
- процветающий эгоизм,
- двойные стандарты,
- утрата нравственных ценностей.
Семена этих вредоносных сорняков носятся в воздухе повсюду, приживаются и разрастаются буйным цветом, а вот избавиться от них бывает непросто!
Садовники (в роли примеров) – это, в первую очередь, родители.
- Умелый садовник заботится о своём саде, каждый день старается обрабатывать участок, пропалывая сорняки, поливая растения, удобряя почву.
- Мудрый садовник старается получать знания, которые помогают ему бороться с разнообразными факторами, способными принести вред хрупким, маленьким росткам.
- Внимательный садовник радуется росту, развитию растений, нежно исправляя неправильные проявления, отсекая уродливые формы, поддерживая упавшие, наклонившиеся росточки.
- Любящий садовник верит, что его растения непременно распустятся, отвечая благодарностью на его заботу, деликатность, усердие.
Цветы (в роли примеров) – это, конечно, дети!
- Нежность, хрупкость, зависимость от садовника, неповторимость каждого отдельного цветка и радость, которую они приносят, делают сравнение идеальным для восприятия.
- Цветы могут жить в разных условиях, но раскрыться всеми гранями своей красоты они способны лишь в атмосфере добра, покоя, уверенности, заботы и понимания.
- Холодный ветер равнодушия, сквозняки насмешек, холод страхов и зла способны погубить даже самые сильные росточки.
- Цветам, как и детям просто необходима настоящая, искренняя любовь!
- Но одной любви и усердия не достаточно. Цветы можно залить водой, руководствуясь добрыми намерениями, но, не имея точных, проверенных временем знаний по цветоводству. Сегодня некоторые родители, руководствуясь исключительно благими мотивами, стараются достичь не того, «чтобы ребёнок был хорошим», а того, «чтобы ребёнку было хорошо».
- Дети ещё не способны понять, чем обернётся то или иное «питание» для их роста и развития. Питать умы детей безнравственной, жестокой, циничной, страшной информацией, это – то же самое, что поливать цветы отравленной жидкостью. Какие произойдут изменения в росте и развитии, неизвестно, но то, что формирование будет уродливым – можно сказать заранее.
- Цветы, как и дети, нуждаются в защите от негативного влияния и роль садовников-родителей в том, чтобы максимально уберечь нежные создания от любого вреда, стараясь находить знания по любой проблеме, связанной с ростом, развитием и формированием цветов-детей.
- Усилия будут вознаграждены, когда маленький бутончик превратиться в прекрасный, благоухающий цветок, способный нести радость и глубокое душевное удовлетворение от нелёгкого, но вознаграждающего труда!
Стихотворение к ролику «Наши дети – цветы».
Наши дети – цветы! Как понять нам метафору эту?
Очень просто! Лишь стоит на них посмотреть!
Всем своим существом они тянутся к свету,
Распускаясь лишь там, где их могут согреть!
Раскрываясь лишь там, где их выслушать могут с вниманьем,
Где нет места тревогам, холодному гневу и злу!
Там, где к хрупким цветам отнесутся с большим пониманьем,
Распахнутся бутоны, доверяя любви и теплу!
Улыбнутся, распустятся, всех красотой восхищая,
Убеждённые в том, что их любят, поддержат, поймут!
Убедимся и мы, по чудесному саду гуляя –
Наши дети – цветы! Они верят, надеются, ждут!
Ждут улыбок и ласки, заботы, добра и терпенья,
Одобренья родителей, словно тёплого солнышка ждут!
Нам готовы дарить удивленье, восторг, восхищенье!
Пусть в любви и заботе наши дети-цветы расцветут!