Программа внеурочной деятельности: "Школа волшебников: творчество своими руками"

Разделы: Технология, Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Программа элективного курса «Станем волшебниками» составлена на основе авторской программы Т.Н.Просняковой «художественное творчество: станем волшебниками», (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова/ Сост. Е.Н.Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 - 144 с); разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ города Иркутска гимназии №2.

Цель: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.

Задачи курса:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в художественном творчестве;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • научить приемам исполнительного мастерства;
  • научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусств;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду

Результаты изучения учебного предмета:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Содержание учебного элективного курса «Школа волшебников»
1 класс (33 часа)

Название темы, раздела

Часы

Материалы

1

Оригами и аппликация из деталей оригами

16 ч

1.1

Складывание из прямоугольника

1

Цветная бумага

1.2

Складывание из квадрата

1

Цветная бумага

1.3

Складывание гармошкой

2

Цветная бумага

1.4

Аппликация из одинаковых деталей оригами

2

Цветная бумага

1.5

Оригами из фантиков и чайных пакетов

1

Бросовый материал

1.6

Композиция из выпуклых деталей оригами

2

Цветная бумага

1.7

Сказочные образы в технике оригами

1

Цветная бумага

1.8

Оригами из кругов

1

Цветная бумага

1.9

Архитектурные сооружения в технике оригами

2

Цветная бумага

1.10

Коллективная композиция в технике оригами

2

Цветная бумага

2

Модульное оригами

17 ч

2.1

Треугольный модуль оригами

1

Цветная бумага

2.2

Соединение модулей на плоскости

3

Цветная бумага и журнальная

2.3

Замыкание модулей в кольцо

3

Белая бумага

2.4

Объемные фигуры на основе «чаша»

4

Цветная бумага

2.5

Объемные игрушки

5

Цветная бумага

2 класс (34 часа)

Название темы, раздела

часы

материалы

1

Секреты бумажного творчества

18ч

1.1.

Обрывочная аппликация

2

Бумага различная

1.2

Скручивание в жгут. Аппликации.

1

Гофрированная бумага

1.3

Скатывание в комок. Мозаика.

2

Гофрированная бумага и цветная

1.4

Гофрированный конструктор

1

Бумага цветная

1.5

Моделирование из полос

1

Бумага цветная

1.6

Плетение из бумаги. Аппликация

2

Бумага цветная

1.7

Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа

1

Бумага белая и цветная

1.8

Мозаика из плоских деталей оригами.

2

Фантики, цветная бумага

1.9

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

2

Картон, цветная бумага

1.10

Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

1

Бумага различная

1.11

Оригами из кругов

1

Бумага различная

1.12

Соединение различных техник в одной работе

2

Бумага цветная

2

Модульное оригами

16ч

2.1

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу

2

Бумага белая, цветная, журнальная

2.2

Объемные цветы из модуля «Трилистник»

2

Бумага белая, цветная, гофрированная

2.3

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «Чаша»

3

Бумага цветная

2.4

Игрушки объемной формы

2

Бумага цветная

2.5

Художественные образы объемной формы

2

Бумага белая и цветная

2.6

Сборка изделий из модулей на каркасе. Коллективная работа

3

Бумага цветная

2.7

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров

3 класс (34 часа)

Название темы, раздела

часы

материалы

1

Пластические материалы

1.1

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений

1

Пластилин, картон

1.2

Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей.

2

Пластилин, картон

1.3

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе

1

Пластилин, прозрачные крышки

1.4

Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито

2

Пластилин, сито, картон

1.5

Разрезание пластилина, аппликация

1

Пластилин, картон

1.6

Лепка из теста на каркасе.

1

Соленое тесто, фольга

2

Модульное оригами

17ч

2.1

Модуль кусудамы «Супершар».Художественные образы на основе этого модуля

3

Цветная, белая, упаковочная бумага

2.2

Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля

2

Цветная и белая бумага

2.3

Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля

2

Цветная, гофрированная бумага

2.4

Объемные изделия из треугольных модулей

2

Цветная бумага

2.5

Художественные образы из треугольных модулей

6

Цветная и белая бумага

2.6

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров

2

4 класс (34 часа)

Название темы, раздела

часы

материалы

1

Пластические материалы

15

1.1

Разрезание многослойной пластилиновой заготовки

3

Пластилин, картон, проволока

1.2

Папье-маше на пластилиновой форме

2

Пластилин ,бумага

1.3

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками

4

Пластилин, картон, сито

1.4

Лепка из пластилина на проволочной основе

3

Пластилин, проволока

1.5

Резьба по пластилину

2

Пластилин, картон

1.6

Разрезание пластилина проволокой

1

Пластилин, проволока

2

Модульное оригами

17ч

2.1

Конструирование цветов

4

Цветная бумага

2.2

Конструирование птиц сложной формы

2

Цветная бумага

2.3

Изделия с деталями круглой формы

2

Цветная бумага

2.4

Соединение модулей разного размера в одном изделии

2

Белая и цветная бумага

2.5

Конструирование средств транспорта

2

Цветная и белая бумага

2.6

Конструирование архитектурных сооружений

3

Цветная и журнальная бумага

2.7

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров

1

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 1 класс

Название темы /раздела

Кол-во часов

1

Оригами. Складывание прямоугольника

1

2-3

Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов.

2

4-5

Аппликация из геометрических фигур. Собачки.

2

6

Складывание из квадрата динамических фигурок.

1

7

Треугольный модуль оригами. Забавные фигурки.

1

8-10

Соединение модулей на плоскости. Бабочки. Забавные фигурки.

2

11-12

Замыкание модулей в кольцо. Снежинки.

2

13-14

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

2

15-16

Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка

2

17

Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз.

1

18-21

Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша»

3

22-23

Оригами из кругов.

2

24-25

Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника

2

26-28

Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики.

3

29-30

Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами.

2

31-32

Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа

2

33

Поделки по выбору.

1

всего

33ч

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 2 класс

Название темы / раздела

Кол-во часов

1

Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето». Цветы.

1

2-3

Мозаика из обрывочных кусочков бумаги. Бабочки.

2

4-5

Обрывная аппликация. Волшебные секреты

2

6

Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги

1

7-8

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

2

9

Складывание гармошкой. Объемные игрушки Бабочки.

1

10

Гофрированный конструктор «Волшебные секреты»

1

11-13

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар-птица.

3

14-15

Плетение из бумаги .Волшебные секреты.

2

16-17

Модульное оригами. Ёлочные игрушки.

2

18

Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа

1

19-20

Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Дед Мороз.

2

21-23

Сборка изделий из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя ёлочка.

3

24-25

Мозаика из плоских деталей оригами. Волшебные секреты.

2

26-27

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости.

2

28-29

Объемная композиция из оригами. Коллективная работа.

2

30-32

Объемное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе.

3

33

Оригами из кругов.

1

34

Дополнительные материалы с Сайта Страна Мастеров.

1

всего

34

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 3 класс

Название темы /раздела

Кол-во часов

1-3

Объемные изделия в технике оригами. Бабочки.

3

4-7

Объемное конструирование из деталей оригами. Деревья.

4

8-9

Модульное оригами. «Супершар».

2

10-12

Модуль кусудами «Супершар».

3

13

Раскатывание пластилина. Кошки.

1

14-15

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Кошки.

2

16-18

Пластилиновые нити, продавливание через сито. Цветы.

3

19-20

Разрезание пластилина. Аппликация Цветы.

2

21-22

Разрезание пластилина, Мозаика, Бабочки.

2

23-24

Лепка из соленого теста на основе из фольги. Собачки

2

25-27

Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля.

3

28-

Объемные изделия.

1

29

Треугольные модули. Тюльпаны.

1

30-32

Изделия с использованием модуля «трилистник» и треугольного модуля.

3

33-34

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна мастеров.

2

всего

34

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 4 класс

Название темы / раздела

Кол-во часов

1-3

Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы, бабочки.

3

4-5

Модульное оригами, Конструирование птиц сложной формы.

2

6-7

Модульное оригами. Изделия с деталями круглой формы.

2

8-10

Папье - маше. Карнавальные маски.

3

11-12

Модульное оригами. Транспортное средство.

2

13-16

Пластилиновые нити, Аппликации.

4

17

Лепка из пластилина на проволочном каркасе.

1

18-20

Резьба по пластилину.

3

21-22

Пластилиновые цветы на проволочном каркасе.

2

23

Надрезание пластилина проволокой.

1

24-27

Модульное оригами. Объемные цветы.

4

28-32

Модульное оригами. Архитектурные сооружения. Коллективная работа.

5

33-34

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна мастеров.

2

всего

34