Программа элективного курса «Станем волшебниками» составлена на основе авторской программы Т.Н.Просняковой «художественное творчество: станем волшебниками», (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова/ Сост. Е.Н.Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 - 144 с); разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ города Иркутска гимназии №2.
Цель: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Задачи курса:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в художественном творчестве;
- формировать прикладные умения и навыки;
- научить приемам исполнительного мастерства;
- научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусств;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание учебного элективного курса «Школа волшебников»
1 класс (33 часа)
№ |
Название темы, раздела |
Часы |
Материалы |
1 |
Оригами и аппликация из деталей оригами |
16 ч |
|
1.1 |
Складывание из прямоугольника |
1 |
Цветная бумага |
1.2 |
Складывание из квадрата |
1 |
Цветная бумага |
1.3 |
Складывание гармошкой |
2 |
Цветная бумага |
1.4 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами |
2 |
Цветная бумага |
1.5 |
Оригами из фантиков и чайных пакетов |
1 |
Бросовый материал |
1.6 |
Композиция из выпуклых деталей оригами |
2 |
Цветная бумага |
1.7 |
Сказочные образы в технике оригами |
1 |
Цветная бумага |
1.8 |
Оригами из кругов |
1 |
Цветная бумага |
1.9 |
Архитектурные сооружения в технике оригами |
2 |
Цветная бумага |
1.10 |
Коллективная композиция в технике оригами |
2 |
Цветная бумага |
2 |
Модульное оригами |
17 ч |
|
2.1 |
Треугольный модуль оригами |
1 |
Цветная бумага |
2.2 |
Соединение модулей на плоскости |
3 |
Цветная бумага и журнальная |
2.3 |
Замыкание модулей в кольцо |
3 |
Белая бумага |
2.4 |
Объемные фигуры на основе «чаша» |
4 |
Цветная бумага |
2.5 |
Объемные игрушки |
5 |
Цветная бумага |
2 класс (34 часа)
№ |
Название темы, раздела |
часы |
материалы |
1 |
Секреты бумажного творчества |
18ч |
|
1.1. |
Обрывочная аппликация |
2 |
Бумага различная |
1.2 |
Скручивание в жгут. Аппликации. |
1 |
Гофрированная бумага |
1.3 |
Скатывание в комок. Мозаика. |
2 |
Гофрированная бумага и цветная |
1.4 |
Гофрированный конструктор |
1 |
Бумага цветная |
1.5 |
Моделирование из полос |
1 |
Бумага цветная |
1.6 |
Плетение из бумаги. Аппликация |
2 |
Бумага цветная |
1.7 |
Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа |
1 |
Бумага белая и цветная |
1.8 |
Мозаика из плоских деталей оригами. |
2 |
Фантики, цветная бумага |
1.9 |
Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости |
2 |
Картон, цветная бумага |
1.10 |
Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа |
1 |
Бумага различная |
1.11 |
Оригами из кругов |
1 |
Бумага различная |
1.12 |
Соединение различных техник в одной работе |
2 |
Бумага цветная |
2 |
Модульное оригами |
16ч |
|
2.1 |
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу |
2 |
Бумага белая, цветная, журнальная |
2.2 |
Объемные цветы из модуля «Трилистник» |
2 |
Бумага белая, цветная, гофрированная |
2.3 |
Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «Чаша» |
3 |
Бумага цветная |
2.4 |
Игрушки объемной формы |
2 |
Бумага цветная |
2.5 |
Художественные образы объемной формы |
2 |
Бумага белая и цветная |
2.6 |
Сборка изделий из модулей на каркасе. Коллективная работа |
3 |
Бумага цветная |
2.7 |
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров |
|
|
3 класс (34 часа)
№ |
Название темы, раздела |
часы |
материалы |
1 |
Пластические материалы |
8ч |
|
1.1 |
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений |
1 |
Пластилин, картон |
1.2 |
Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей. |
2 |
Пластилин, картон |
1.3 |
Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе |
1 |
Пластилин, прозрачные крышки |
1.4 |
Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито |
2 |
Пластилин, сито, картон |
1.5 |
Разрезание пластилина, аппликация |
1 |
Пластилин, картон |
1.6 |
Лепка из теста на каркасе. |
1 |
Соленое тесто, фольга |
2 |
Модульное оригами |
17ч |
|
2.1 |
Модуль кусудамы «Супершар».Художественные образы на основе этого модуля |
3 |
Цветная, белая, упаковочная бумага |
2.2 |
Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля |
2 |
Цветная и белая бумага |
2.3 |
Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля |
2 |
Цветная, гофрированная бумага |
2.4 |
Объемные изделия из треугольных модулей |
2 |
Цветная бумага |
2.5 |
Художественные образы из треугольных модулей |
6 |
Цветная и белая бумага |
2.6 |
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров |
2 |
|
4 класс (34 часа)
№ |
Название темы, раздела |
часы |
материалы |
1 |
Пластические материалы |
15 |
|
1.1 |
Разрезание многослойной пластилиновой заготовки |
3 |
Пластилин, картон, проволока |
1.2 |
Папье-маше на пластилиновой форме |
2 |
Пластилин ,бумага |
1.3 |
Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками |
4 |
Пластилин, картон, сито |
1.4 |
Лепка из пластилина на проволочной основе |
3 |
Пластилин, проволока |
1.5 |
Резьба по пластилину |
2 |
Пластилин, картон |
1.6 |
Разрезание пластилина проволокой |
1 |
Пластилин, проволока |
2 |
Модульное оригами |
17ч |
|
2.1 |
Конструирование цветов |
4 |
Цветная бумага |
2.2 |
Конструирование птиц сложной формы |
2 |
Цветная бумага |
2.3 |
Изделия с деталями круглой формы |
2 |
Цветная бумага |
2.4 |
Соединение модулей разного размера в одном изделии |
2 |
Белая и цветная бумага |
2.5 |
Конструирование средств транспорта |
2 |
Цветная и белая бумага |
2.6 |
Конструирование архитектурных сооружений |
3 |
Цветная и журнальная бумага |
2.7 |
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров |
1 |
|
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 1 класс
№
|
Название темы /раздела |
Кол-во часов |
1 |
Оригами. Складывание прямоугольника |
1 |
2-3 |
Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов. |
2 |
4-5 |
Аппликация из геометрических фигур. Собачки. |
2 |
6 |
Складывание из квадрата динамических фигурок. |
1 |
7 |
Треугольный модуль оригами. Забавные фигурки. |
1 |
8-10 |
Соединение модулей на плоскости. Бабочки. Забавные фигурки. |
2 |
11-12 |
Замыкание модулей в кольцо. Снежинки. |
2 |
13-14 |
Аппликация из одинаковых деталей оригами. |
2 |
15-16 |
Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка |
2 |
17 |
Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз. |
1 |
18-21 |
Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша» |
3 |
22-23 |
Оригами из кругов. |
2 |
24-25 |
Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника |
2 |
26-28 |
Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики. |
3 |
29-30 |
Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами. |
2 |
31-32 |
Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа |
2 |
33 |
Поделки по выбору. |
1 |
|
всего |
33ч |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 2 класс
№ |
Название темы / раздела |
Кол-во часов |
1 |
Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето». Цветы. |
1 |
2-3 |
Мозаика из обрывочных кусочков бумаги. Бабочки. |
2 |
4-5 |
Обрывная аппликация. Волшебные секреты |
2 |
6 |
Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги |
1 |
7-8 |
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу. |
2 |
9 |
Складывание гармошкой. Объемные игрушки Бабочки. |
1 |
10 |
Гофрированный конструктор «Волшебные секреты» |
1 |
11-13 |
Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар-птица. |
3 |
14-15 |
Плетение из бумаги .Волшебные секреты. |
2 |
16-17 |
Модульное оригами. Ёлочные игрушки. |
2 |
18 |
Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа |
1 |
19-20 |
Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Дед Мороз. |
2 |
21-23 |
Сборка изделий из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя ёлочка. |
3 |
24-25 |
Мозаика из плоских деталей оригами. Волшебные секреты. |
2 |
26-27 |
Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости. |
2 |
28-29 |
Объемная композиция из оригами. Коллективная работа. |
2 |
30-32 |
Объемное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе. |
3 |
33 |
Оригами из кругов. |
1 |
34 |
Дополнительные материалы с Сайта Страна Мастеров. |
1 |
|
всего |
34 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 3 класс
№ |
Название темы /раздела |
Кол-во часов |
1-3 |
Объемные изделия в технике оригами. Бабочки. |
3 |
4-7 |
Объемное конструирование из деталей оригами. Деревья. |
4 |
8-9 |
Модульное оригами. «Супершар». |
2 |
10-12 |
Модуль кусудами «Супершар». |
3 |
13 |
Раскатывание пластилина. Кошки. |
1 |
14-15 |
Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Кошки. |
2 |
16-18 |
Пластилиновые нити, продавливание через сито. Цветы. |
3 |
19-20 |
Разрезание пластилина. Аппликация Цветы. |
2 |
21-22 |
Разрезание пластилина, Мозаика, Бабочки. |
2 |
23-24 |
Лепка из соленого теста на основе из фольги. Собачки |
2 |
25-27 |
Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. |
3 |
28- |
Объемные изделия. |
1 |
29 |
Треугольные модули. Тюльпаны. |
1 |
30-32 |
Изделия с использованием модуля «трилистник» и треугольного модуля. |
3 |
33-34 |
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна мастеров. |
2 |
|
всего |
34 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 4 класс
№ |
Название темы / раздела |
Кол-во часов |
1-3 |
Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы, бабочки. |
3 |
4-5 |
Модульное оригами, Конструирование птиц сложной формы. |
2 |
6-7 |
Модульное оригами. Изделия с деталями круглой формы. |
2 |
8-10 |
Папье - маше. Карнавальные маски. |
3 |
11-12 |
Модульное оригами. Транспортное средство. |
2 |
13-16 |
Пластилиновые нити, Аппликации. |
4 |
17 |
Лепка из пластилина на проволочном каркасе. |
1 |
18-20 |
Резьба по пластилину. |
3 |
21-22 |
Пластилиновые цветы на проволочном каркасе. |
2 |
23 |
Надрезание пластилина проволокой. |
1 |
24-27 |
Модульное оригами. Объемные цветы. |
4 |
28-32 |
Модульное оригами. Архитектурные сооружения. Коллективная работа. |
5 |
33-34 |
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна мастеров. |
2 |
|
всего |
34 |