Конспект урока "Периметр многоугольника"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: УМК «Школа России», периметр многоугольника


Тип урока: Урок “открытия” нового знания (урок изучения нового материала).

Вид урока: урок с элементами исследования, конструирования, робототехники.

Цель: создать условия для формирования представления о периметре многоугольника, умение его вычислять.

Задачи:

  • совершенствовать вычислительные умения;
  • формировать метапредметные умения (формулировать или принимать цель, выделять проблему, планировать свои действия, контролировать и оценивать результат своей работы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, излагать своё мнение, выражать свои мысли)
  • создать условия для развития универсальных учебных действий:
    • Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; способствовать формированию личностного смысла учения; в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков самостоятельной работы; способствовать воспитанию интереса к научной деятельности; трудолюбия; уважения к учёным-исследователям.
    • Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
    • Регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
    • Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в парах; развитие мышления учащихся (умения анализировать, делать выводы); способствовать развитию математической речи и интереса к математике как учебному предмету, формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества, координировать свои действия с действиями других людей, развитию мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков при осуществлении проектной деятельности.

Методы: частично-поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Проблемное обучение.
  • Игровые технологии.
  • Информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).
  • Здоровьесберегающие.
  • Конструирование.
  • Робототехника.

Оборудование

  • для учителя: проектор презентация PowerPoint, ноутбук
  • для учащихся:
    • учебник “Математика” М.И.Моро, раздаточный материал (геометрические фигуры) из деталей конструктора «ТИКО»
    • Карточки для игры “Поиск девятого”
    • Светофоры

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся. Эмоциональный положительный настрой на урок

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Надежда Анатольевна. Сегодня я проведу для вас урок математики.

Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, давай подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до теплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг другу согреет ваши сердца. Подарим тепло и нашим гостям. (Дуют на ладошки). Присаживайтесь на свои места.

2. Постановка проблемной ситуации

Но сейчас внимание на доску, ребята из моего класса приготовили для вас послание.

ВИДЕОПОСЛАНИЕ «Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что сегодня у вас проходит открытый урок по математике. Вы будете изучать новую тему. Вам в помощь мы отправляем нашего робота ВАЛЛИ. Он умеет двигаться по черной линии. А для чего мы это сделали, вы догадаетесь сами! Желаем удачи и новых открытий!»

- Сегодняшний урок математики нам поможет провести мой помощник робот ВАЛЛИ. Он всегда помогает на уроках моим ребятам делать новые открытия.

- Итак, внимание. Демонстрация движения робота по периметру прямоугольника

- Что сделал ВАЛЛИ? (Проехал по черной линии, проехал по фигуре, напоминающей форму прямоугольника и пр. ответы). А как называется это понятие в математике, вы узнаете сегодня в ходе нашего урока.

3. Актуализация знаний

- Ребята! Сегодня у нас урок-исследование.

- А что такое исследование?

Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, “идти по следу”.

- Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.

- За работу! Первый этап исследования “Разминка для ума”.

1 задание. Найди «лишнюю» фигуру.

- Почему круг «лишний»? (У круга нет углов)

- Как назвать другие фигуры? (Многоугольники или по количеству углов)

Задание 2. Отгадайте загадки. Ответ покажите с помощь деталей конструктора, которые лежат у вас на партах.

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…(прямоугольник)

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... Квадрат.

На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен.
Пятиугольник

Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? Шестиугольник

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти 
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)

Задание 3. Игра на развитие логического мышления “Поиск девятого”

- Посмотрите внимательно, какой фигуры не хватает? Квадрат

- Как определили?

- Молодцы!

- Можно ли эти фигуры разделить на 2 группы? Да.

- Какие? Замкнутая и незамкнутая ломаная.

- Какие фигуры являются замкнутыми ломаными? Треугольник, квадрат

- Напомните, как узнать длину ломаной? (Сложить длины каждого звена ломаной)

- Молодцы!

4. Открытие нового знания. Формулировка темы урока

- На партах лежат листы-задания. Необходимо найти длину незамкнутой и замкнутой ломаной.

- Проверим ваши вычисления. Поднимите синюю деталь конструктора, если у вас получился такой же ответ.

- Какую фигуру напоминает замкнутая ломаная? (Треугольник)

- Как по-другому назвать звенья в этих фигурах? (Стороны)

- Значит, мы с вами нашли сумму сторон многоугольника.

- Сумма длин сторон многоугольника в математике называется периметр.

- Поднимите руку, кто догадался, какая тема урока? (Периметр прямоугольника)

- Назовите учебные задачи. (Узнать, что такое периметр, узнать, как его найти, для чего необходимо в жизни это умение)

Физминутка (танец робота)

5. Первичное усвоение нового знания

- В ходе нашего исследования мы выяснили, что периметр – это сумма длин его сторон. Математики - народ точный и не очень любят длинные слова, они решили периметр обозначать буквой Р. Периметр измеряется в таких единицах измерения, как см, мм, м.

- Вычислим периметр квадрата со стороной 3 см.

А запись будет такой:

Р = 3 + 3 + 3 + 3= 12 (см)

- Значит, периметр квадрата равен 12 см.

6. Следующий этап исследования “Узнай из книг”

- Откройте учебник на с.42, прочитайте правило. Хором повторим, что такое периметр.

- Выполним №1 под цифрой 1.

- Выполним №2.

- Подытожим: что такое периметр? Как его найти?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз (двигаем глазами по форме треугольника, четырехугольника, круга)

7. Исследование продолжается. Следующий этап “Закрепление и обобщение знаний. Практическое применение знаний”

- Ребята, как вы думаете, людям каких профессий нужны знания о нахождение периметра? (Швее, архитектору, строителю, дорожному рабочему, садоводу) Изготовить рамочку для картины, помочь папе уложить плинтуса в комнате.

- Также для изготовления деталей конструктора. Убедимся, что детали имеют одинаковый периметр и из них можно изготовить поделку. Сейчас мы соберем карандашницу. Следуйте моей инструкции: основание – пятиугольник, боковые стороны – четырехугольники. Последовательно соедините детали, и карандашница готова. Значит, детали имеют одинаковый периметр. Поднимите руки «домиком», когда закончите работу.

- Представьте, что этот прямоугольник – ваш дачный участок. (Макет демонстрирую) Добавлю на него дом и деревья. Узнайте, какой длины будет забор у этого участка, если известно, что его ширина – 3 м, а длина – 7 м. Что нам поможет решить эту задачу? (Знание о нахождении периметра многоугольника)

- А сейчас знания о нахождении периметра необходимы и в робототехнике. Например, в соревнованиях по робототехнике есть такое задание «Движение по черной линии», и роботу необходимо проехать по периметру многоугольника. Рассчитайте, путь робота, если известны его стороны. Я введу получившееся значение, и наш робот продемонстрирует движение по черной линии. Демонстрация.

- Ребята, а кто из вас догадался, почему ученики из 5 школы предложили вам изучать тему «Периметр многоугольника» с помощью робота? (Робот умеет двигаться по периметру многоугольника и с ним урок прошел интереснее)

8. Мы подошли к последнему этапу нашего урока «Выводы»

- Какую тему мы исследовали? (Периметр многоугольника).

- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)

- Какой латинской буквой он обозначается? (Р)

- Где в жизни можно применить новое знание? (Изготовить рамочку для картины, помочь папе уложить плинтуса в комнате)

- Что на уроке показалось вам самым интересным?

- Какие трудности возникали? Над чем ещё надо поработать?

- Оцените свою работу на уроке: в конвертах выберите картинку изображением робота. Поднимите картинку вверх, а теперь покажите ёё нашим гостям.

9. Домашнее задание

На карточке дифференцированно. (Комментирую) Выберите ту карточку, с которой сможете справиться сами. Карточки находятся в конверте на парте.

- Молодцы! Спасибо за активную работу!

Стихотворение для подведения итогов нашего исследования

Из прямых легко мы сложим
Несколько фигур похожих.
Ромб, квадрат, прямоугольник
И, конечно, треугольник.

Чтобы сумму длин найти, надо по периметру пройти.
Измеряем стороны, складываем... Здорово!
И периметр готов!
Равен сумме длин сторон!