Конспект занятия на тему «День православной книги»

Разделы: История и обществознание, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: книга, православные праздники, православная культура для детей


Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника.

Задачи:

  • духовно-нравственное воспитание дошкольников;
  • приобщение к православным ценностям;
  • развитие познавательной активности детей;
  • активизировать словарный запас речи.

Формирование словаря: православная книга, Кирилл, Мефодий, азбука, кириллица, язык, письмо, письменность.

Средства: хрестоматия «Добрый мир» №4, иллюстрации по теме «День православной книги», музыкальный диск «Добрый мир» («Прогулка» Б.Мусоргский), Иллюстрации «Св.Кирилл и Мефодий», «Старинная и современная азбуки», «Алфавит и кириллица», «Мван Фёдоров и печатный станок», мольберт с холстом.

Ход организованной образовательной деятельности

Педагог: Здравствуйте, дети! Ребята, а вы любите разговаривать?

Конечно, мы просто не можем с вами без этого обойтись! Ведь нам надо рассказать друг другу новости, о чем-то кого-то попросить. Или просто играть друг с другом невозможно не разговаривая.

Так для чего же нам нужен язык? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, чтобы общаться друг с другом. Язык – это средство общения. Ну, а если вдруг случится так, что мы окажемся далеко друг от друга, и не сможем даже поговорить по телефону? Что же остается тогда?

Можно написать письмо. Значит бывает язык письменный.

А для чего еще нужен письменный язык? (Ответы детей)

Педагог: Да, чтобы писать и читать интересные книги, учебники, учиться. Но было время, когда люди совсем не умели писать. Не было у наших предков – славян письменности. А вот как она появилась, я вам сейчас расскажу. (Далее показывает иллюстрацию с изображением Св.Кирилла и Мефодия)

Педагог: Было это около тысячи лет назад. Жили в греческом городе Солуни два брата Кирилл и Мефодий. На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, переводили книги. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и их смысле. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. (Показывает иллюстрацию с изображением алфавита и кириллицы)

Педагог: 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

Посмотрите на алфавит. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Каждая буква имела свое название.

Букву А зовут Аз, что значит по-русски «Я». Так в священно книге Библии называет Себя Бог – Аз.

Букву Б зовут Буки, то есть «буква».

Имя буквы В – Веди, в переводе – «знай».

У буквы Г имя Глаголь, то есть «говори».

Букву Д называют Добро, по-русски это означает «хорошо».

Аз, буки, веди, глаголь, добро. Знаете, что у нас получилось? Азбуку знай и говори хорошо.

Конечно, сразу заметно, что начальные буквы слов как раз и составляют нашу "абевегедешку", азбуку. Учили азбуку раньше вслух, все вместе. Была даже такая пословица: "Азбуку учат, во всю избу кричат".

Педагог: А теперь прошу вас встать и выполнить со мной небольшую разминку.

Фикульминутка

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко,
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

Педагог: Посмотрите на эту иллюстрацию. На ней изображены старинная и современная азбуки. (Показывает иллюстрацию) Подумайте, какие буквы похожи на современные, а какие отличаются.

Давайте нарисуем или раскрасим букву, которая вам понравилась больше всего. (Дети на мольберте рисуют буквы - по желанию)

Педагог: Славяне были очень рады: у других народов Европы не было своей письменности. У славян же теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия. Маленькие славяне с радостью шли на занятия, потому что таким интересным было путешествие по дорогам Истины!

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок.

Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (Показывает иллюстрацию с изображениями Ивана Фёдорова и печатного станка)

Педагог: С развитием науки и техники печатные станки превратились в современные печатные машины. Они работают они уже на электричестве. Созданы современные типографии - книжные фабрики.

Но русский народ никогда не забудет святых равноапостольный Кирилла и Мефодия. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.

Педагог: Сегодня мы с вами, ребята, узнали историю создания православной книги, познакомились со славянскими буквами, и совершили целое путешествие в историю русского народа.

Литература

  1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  2. Библейская энциклопедия. - Москва: Издание Свято-Троице Сергиевой Лавры, 1990.