Содержание и формы работы классного руководителя с родителями
Хочу начать разговор о работе классного руководителя с родителями такими словами: «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В.А.Сухомлинский. Я использую следующие направления и формы работы с родителями. Самое первое - изучение условий семейного воспитания. Реализация данного направления позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, познакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. В плане работы данное направление мною представлено такими формами работы:
1. Анкетирование родителей
Анкеты для родителей стандартные в 1 классе, с целью заполнения социального паспорта класса, классного журнала, индивидуальных карт по внеурочной деятельности. Добавляю интересные для меня вопросы:
- Чем увлекается семья?
- Есть ли семейные традиции? Если есть, то какие?
- Чем можете помочь классному руководителю? Предлагаются варианты ответов (написать сценарий, провести праздник, организовать поездку, т.д.)
2. В 3–4 классе сочинение о семье (такие как «Традиции нашей семьи», «Увлечения в семье», «Как мы отдыхаем», «Обязанности (кто за что отвечает) в нашей семье», «Старые семейные фотографии» и т.д.)
3. Составить Семейное древо «Общий дедушка»
4. Посещение семей
Обычно начинаю посещение проблемных детей (в поведении, общении с одноклассниками, другими словами группы риска на мой взгляд) Как правило в период адаптации первоклассников трудно сразу выявить таких. Бывают семьи, которые сразу требуют внимания. Папа воспитывает дочку, нет родителей – на попечении бабушки и т.д.
5. Планирую семейные творческие конкурсы и задания
Не секрет, что в начальной школе в основном сезонные праздники. Праздник осени, выставка осенних композиций и букетов. Также выставка поделок совместного творчества родителей и детей «Наши руки не знают скуки». Начинаем учить буквы в 1 классе – семейное творческое задание «Моя азбука». Необходимо оригинально представить изучаемую букву. Во втором классе – изготовить книжку – самоделку, в третьем сочинить и оформить сказку. Сделать кормушку для птиц.
- Участие в школьных творческих конкурсах семей: КВН родителей, день матери, Мавраль (конкурс для пап и мам). Активные выходные в первый день каникул: развлечения и игры совместно родителей и детей, по окончанию чаепитие. Кроме того,
- Провожу деловые игры с родителями на родительских собраниях
- Формирую банк данных о семье и условиях семейного воспитания
Следующее направление работы - информирование родителей о содержании и организации образовательного процесса в школе, классном коллективе, результатах обучения, воспитания, развития ребенка. Данное направление мною представлено такими формами работы:
- Тематические собрания (по плану школы)
- Проведение дня открытых дверей для родителей класса. Обычно это последние дни учебного года
- Вечер вопросов и ответов
- Открытые уроки для родителей (один – два раза в год)
- Открытые уроки с родителями
- Составление карт развития детей
- Таблиц результатов их учебной деятельности (на каждом собрании родителей)
- Оформление стенда достижений учащихся (итог года)
- Благодарственных писем родителям (бабушкам и дедушкам)
- Поздравления с праздником
- Слет отличников (приглашаются семьи)
- Проведение итоговых родительских собраний совместно с детьми.
Здесь остановлюсь по – подробнее, т.к. подготовка к таким собраниям и включает в себя: дни открытых дверей, благодарственные письма, оформления стендов и т.д.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Итоговое родительское собрание «До свидания, 1 класс» В форме отчета проводит классный руководитель с участием детей и родителей. |
Итоговое родительское собрание |
Итоговое родительское собрание Проводят дети в форме фестиваля уроков для родителей |
Прощай, начальная школа! Самый последний и большой отчет с анализом воспитательной работы, учебы, со словами благодарности и награждениями. Где участвуют родители, дети и учитель |
Далее следующее направление работы - психолого-педагогическое просвещение родителей. Планирую в соответствии
- с возрастными особенностями детей,
- целями и задачами образовательного процесса в классе,
- конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности классного руководителя и родителей. Данное направление мною представлено такими формами работы:
- Родительские собрания
- Лекции
- Индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей предметников, психолога, социального педагога, приглашенных специалистов.
Следующее направление работы - вовлечение родителей в управление классной жизнедеятельностью:
- Организую работу родительского комитета
- Организую участие родителей в работе общешкольного родительского комитета и родительского школьного клуба «Перекресток»
- Устанавливаю связи с общественностью, окружающим социумом
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить контакт с каждым членом семьи обучающегося, добиться большего результата и взаимопонимания в поиске путей влияния на личность ребенка. В план работы включаю и реализую следующие формы работы:
- Посещение семей
- Индивидуальные беседы с родителями
- Оказываю психолого-педагогическую помощь в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, неуспевающих, детей группы риска)
- Провожу индивидуальные педагогические консультации
- Даю индивидуальные поручения родителям
Направление работы - организация совместной деятельности детей и родителей осуществляю с помощью включения родителей в такие виды взаимодействия
- Совместное планирование воспитательной работы в классе (на год, четверть)
Некоторые мероприятия предлагаю сама, некоторые предлагают родители, обсуждаем, иногда бурно, приходим к общему мнению. Коллективные творческие дела. В основном они связаны с общешкольными коллективными делами. Но начало берут в классе. Например, традиционная подготовка к Новому году. Дети ждут с нетерпением, знают, что будет интересно, что участвуют старшие классы, родители, учителя. Украшаем класс каждый год по-разному, ставим обязательно новогоднюю ель. За каждым классом закреплен участок в школе для праздничного украшения. Готовим поздравления и подарки старшеклассникам, ждем поздравлений и сувениров от старших ребят. Рисуем газеты, делаем листовки. В классе проводим новогодний праздник силами родителей. Школьный двор украшаем, делаем снежный городок, горку. В начале учебного года и по окончанию каждой четверти в классе субботник - моем парты, стулья. Протираем подоконники, мебель, обрабатываем цветы. В 1, 2 классе родители с детьми. В 3 и 4 классе – ученики самостоятельно. Традиционно общешкольные субботники по благоустройству территории школьного двора осенью и весной. Выявляю творческих и активных родителей с 1 класса и приглашаю в школьную жизнь. Дед Мороз на школьных праздниках, КВН, жюри на школьных и городских мероприятиях и т.д.
- Любим проводить праздники. Благодаря анкетам в 1 классе можно выявить активных родителей. Прошлый выпуск – родители сами писали сценарии, проводили праздники. Особенно интересны окончания учебного года – пираты подбрасывали нам карту (в 1 классе), приходило письмо по почте (в 2 классе), под колеса автомобиля семьи Кузнецовых попал странный портфель с бумагами (3 класс). Многие родители – любители природы. Каждый новый год выезжаем в загородный лагерь семьями.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Посвящение в первоклассники. |
Здравствуй, гостья – зима. |
Семейный литературный конкурс (библиотека Островского) |
Масленичный фестиваль блинов (с рецептами) |
- Совместные концерты родители – дети.
- Спортивные мероприятия. Здесь я поделюсь маленьким секретом. Кросс Нации проходит каждый год в начале сентября в субботу. Родители первоклассников очень ответственны. Поэтому объявляю мероприятие обязательным. Приходят родители семьями. Здесь можно увидеть, понять и сделать выводы о каждой семье. Происходит неформальное общение родителей, детей, начинается дружба между семьями. Выявляются лидеры и т.д. Катание с горок и на лыжах зимой в выходные дни.
- Организация совместных походов, поездок, экскурсий: в конце учебного года экскурсии по городу и области, выезды на природу, дендрарий и т.д.
- Осуществление совместных социальных проектов:
- В первом классе «Я – первоклассник» В микрорайоне 3 детских сада. Дети в основном из них. Все взаимосвязано. Мы готовим семейные творческие задания. Проект «Моя азбука». Учим стихи, сценки про школьную жизнь. В феврале – марте выходим в детские сады. Классный коллектив делится примерно на 3 группы. Сценарий один. Берем прописи, поделки, одним словом, что наработали с собой. Работникам детского сада приятно видеть своих выпускников, дети горды, что повзрослели. Все довольны!
- Социальный проект «Театральная карусель» проводится ежегодно совместно с нашими театрами (театр кукол «Гулливер», драматический областной театр). Посещаем спектакли, актеры проводят мастер – классы с детьми, экскурсии за кулисами, по театру. Дети рисуют рисунки, пишут сочинения – впечатления по просмотренным спектаклям.
- Социальный проект «Папа, мама, я – самая (веселая, спортивная, увлеченная, талантливая, походная..)семья»
- Городской фестиваль «Молодые семьи молодого Кургана»
- Социальный городской проект «Протяни руку лапам» В течении учебного года наш класс активно участвует в акции ежегодно. В конце учебного года мы проводим заключительный этап социального проекта «Мой домашний питомец» в классе совместно с родителями. Ученики рассказывают о своих животных (чем питаются, как ухаживать или дрессировать их, привычки и т.д.) и по возможности приносят их.
- Обязательно планирую социальный проект «Моя малая Родина». Проводим научную конференцию в классе «Красная книга Курганской области» (растения), праздник улиц «Улицы Кургана», фестиваль презентаций «Достопримечательности Кургана», помогают родители. Лучшие работы отправляем на городскую научную конференцию школьников
- Социальный проект «Бумаге – вторую жизнь!»
- Мастер-классы родителей для детей: плетение косичек, изготовление кукол, мастер-класс по изготовлению бабочки из бумаги и другие.
Наши родители – это наше богатство и наши первые помощники в реализации плана воспитательной работы, который помогает добиться положительного результата и взаимопонимания в поиске путей влияния на личность ребенка.