Известный ученый философ и социолог Питирим Сорокин еще в начале ХХ века писал: «Судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членов». Главным показателем «здоровья нации» является сформированность культурно-нравственных ценностей ее граждан, их духовности и социокультурной активности. Становление этих качеств происходит преимущественно в школьные годы. В этой связи одной из приоритетных задач современного образования является задача духовно-нравственного воспитания учащихся.
На решение указанной выше задачи нацелен такой учебный предмет как литература. Художественные образы, созданные писателями и поэтами, позволяют школьникам поразмышлять о красоте, добре, правде, истине, дружбе, мужестве, задуматься над смыслом человеческой жизни. Освоение учащимися литературных произведений – один из способов познать мир, человечество и самого себя.
Однако в последние годы реализовывать воспитательный потенциал уроков литературы учителю становится все сложнее. Интерес детей к чтению и к размышлениям о прочитанном катастрофически снижается. Показателем этого является отношение учащихся к урокам литературы: они считают ее «второстепенным» предметом. Во многом снижение читательского интереса учащихся обусловлено тем, что человек XXI столетия пребывает в условиях перенасыщенной информационной среды. Адаптация человека к большому количеству информации происходит медленно, а порог насыщения наступает очень быстро. Учителю литературы приходится сталкиваться с целым рядом проблем:
- клиповость сознания учащихся (ребенку проще работать с текстом, представленным в визуальной форме, нежели в словесной);
- неспособность детей читать и воспринимать длинные тексты (привычка читать и говорить «короткой строкой», как в SMS-сообщениях);
- «поверхностный взгляд», неумение увидеть ценностные аспекты, понять смыслы и значения текста;
- трудности в установлении причинно-следственных связей, невозможность сложить целостную картину мира;
- неспособность взглянуть на проблему с разных точек зрения;
- коммуникативные и информационные перегрузки.
Следовательно, чтобы изменить отношение детей к чтению и раскрыть перед ними весь спектр духовных ценностей человечества, необходимо научить учащихся таким приемам умственной деятельности, которые позволили бы не просто «перерабатывать» массивы информации, но и «складывать» ее в определенную картину собственного мировоззрения.
Очевидно, что достижение этой цели требует разработки особых образовательных стратегий, позволяющих осуществить перенос идей духовно-нравственного воспитания из области идеала в внутренне мотивированную позицию индивида. Одним из образовательных форматов, который может изменить ситуацию, являются культурно-образовательные читательские практики учащихся.
По мнению Н. Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает школьник в своем опыте самостоятельно или при поддержке учителя и взаимодействии с ним.
Для культурно-образовательных практик характерны следующие черты (Л. М. Ванюшкина, Е. Н. Коробкова):
- принцип субъектности. Практика должна помочь ученику приобрести навык деятельности в различных обстоятельствах, способствовать инициативе в поиске и освоении новых форм деятельности, направлять на самостоятельное исследование, выдвижение собственных предположений и их обоснование.
- принцип культуросообразности. В рамках культурной практики знания и навыки осваиваются не абстрактно, а применительно к определенным культурным контекстам, что дает возможность постигать модели деятельности, накопленные в культуре, и применять их в реальных жизненных ситуациях.
- принцип деятельностного участия. Результатом практики, реализованной в духе культуры участия, являются реальные изменения в среде, в социальных отношениях, в системе коммуникации, в собственном самоопределении.
- принцип внеаудиторности. Восприятие человеком культуры происходит в результате собственного практического освоения знаний, действий и норм общения, выработки своей линии поведения, существования в культуре. Культурная практика выводит ребенка за пределы школы в другие социокультурные учреждения – музеи, театры, библиотеки и пр.
В данной конкурсной работе представлена модель организации культурно-образовательной читательской практики. Ее целью является преобразование традиционного учебного процесса, направленное на организацию поисковой учебно–познавательной деятельности, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний и их применение в новых условиях с одной стороны, и формирование творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций с другой стороны.
Содержательная и методическая части (описание модели)
Американский психолог Б. Блум в своей пирамиде целей выделил 6 уровней:
- знание (перечисляет, воссоздает, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает);
- понимание (объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры);
- применение (использует, решает, экспериментирует, делает прогноз);
- анализ (анализирует, находит связь, классифицирует, упорядочивает, сравнивает, группирует, систематизирует);
- синтез (обобщает, конструирует, комбинирует, интегрирует, создает, выражает гипотезу);
- оценка (критически оценивает, выбирает, тестирует, делает выводы, принимает решения).
Опираясь на пирамиду Блума, в предлагаемой модели можно выделить 3 компонента:
- 1 компонент – урочная деятельность (знание + понимание);
- 2 компонент – внеурочная деятельность (применение + анализ);
- 3 компонент – рефлексивно–оценочный/творческая деятельность (синтез + оценка).
- Суть модели состоит в поэтапной реализации всех компонентов.
1 этап. Работа с текстом литературного произведения с включением новых аспектов содержания.
На данном этапе интересно использовать метод перевернутого обучения (flipped learning), который заключается в том, что вся теоретическая часть запланированного материала изучается учеником самостоятельно по опорным конспектам, схемам, видеолекциям, списку литературы или другим ресурсам, которые он находит по рекомендации учителя. Это дает возможность заострить внимание на «нужных» деталях текста, «зацепить» ребенка. На уроке именно ученик становится наиболее активным субъектом действия, тогда как учитель выполняет контролирующую, направляющую функции. Классная аудитория становится пространством для более динамичного, интерактивного обучения, где учитель направляет учащихся и помогает применять теории, которые они изучили самостоятельно (например, соотносить добытые сведения с текстом произведения).
Полезен будет и метод комментированного чтения. Комментированное чтение способствует не только более глубокому проникновению в идейно-художественную ткань произведения, но и играет немаловажную роль в воспитании эстетического вкуса учащихся.
2 этап. Погружение в среду.
На данном этапе предлагается использование городской среды как образовательного ресурса, причем пространство города может служить иллюстрацией, декорацией или проблемой. Маршруты перемещения по городским локациям могут быть предложены учителем в готовом виде, а могут быть разработаны самими учащимися. Естественно, что эти источники информального образования тесно связаны с изучаемым текстом, и помогают глубже понять, проникнуть в ткань произведения, ощутить эпоху, т.к. без осознания особенностей исторического времени невозможно целостное и глубокое прочтение литературного произведения, а значит невозможна и качественная выработка ценностных ориентаций.
Здесь полезны будут как реальные музеи, выставки, инсталляции, так и виртуальные музейные площадки.
3 этап. Творческий.
На данном этапе учащиеся создают собственный «продукт», который может стать как итогом работы над произведением, так и отправной точкой для новой поисковой учебно – познавательной деятельности. Это может быть создание собственной инсталляции к эпизоду или целому произведению, создание выставки, разработка экскурсии, топонимической карты произведения и т.д.
Хочется отметить, что в данной модели этапы не подчинены точному порядку следования, они могут перемешиваться в зависимости от поставленных задач и желаемого результата.
Пример использования на практике при работе с «Денискиными рассказами» В.Драгунского
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Творческая деятельность |
В рассказе «Не хуже вас, цирковых!» Дениска попадает в цирк. «Я сразу же вцепился всеми глазами в артиста, который в это время выступал. Он стоял в огромной чалме, посреди арены, и в руках у него была игла величиной с полметра. Вместо нитки в нее была вдета узкая и длинная шелковая лента. А рядом с этим артистом стояли две девушки и никого не трогали. И вдруг он ни с того ни с сего подошел к одной из них и — раз! — своей длинной иглой прошил ей живот насквозь, иголка выскочила у нее из спины!» Драгунский описывает одного из самых прославленных артистов советского цирка иллюзиониста Эмиля Теодоровича Кио (1894–1965) |
Музей циркового искусства. Санкт-Петербург. |
Инсталляция к рассказу. |
Рассказ «Куриный бульон»: «И он схватил курицу и побежал с нею на кухню. А я за ним. Мы зажгли новую горелку, потому что на одной уже стояла кастрюля с водой, и стали обжигать курицу на огне. Она здорово горела и пахла на всю квартиру паленой шерстью». Это описание предполагает, что в квартире, кроме Дениски и его отца, никого нет: ни советчиков, которые помогли бы сварить бульон, ни свидетелей, возмущавшихся неприятным запахом. Современные читатели, выросшие в отдельной квартире, воспринимают эту ситуацию как совершенно естественную, хотя на самом деле очевидно, что Дениска, как и любой другой его ровесник, живет в коммунальной квартире. |
Экспозиция в особняке Румянцева «Коммунальный рай, или Близкие поневоле» |
Создание собственной экспозиции (предметы + фото из семейного альбома, записанные воспоминания бабушек и дедушек и т.д.) |
В рассказе «Красный шарик в синем небе» подруга Дениски Аленка протягивает ему воздушный шарик: Вероятный источник этого образа — цирковая интермедия легендарного «грустного клоуна» Леонида Енгибарова «Красный шар». |
Музей циркового искусства. Санкт-Петербург. Музей кино в Санкт-Петербурге. |
Создание инсталляции к рассказу; создание интермедии по мотивам рассказа. |
В рассказе «И мы!..» Мишка и Дениска придумывают друг другу прозвища Cокол и Беркут: <…> — Беркут, слушай! Перед сном надо спеть! Вдвоем! На пару! Чтобы у нас получился космический дуэт! …Папа им [соседям] сказал: — Это небесные близнецы, Сокол и Беркут, поют перед сном!» А в рассказе "Удивительный день" Дениска с друзьями строит ракету с целью полететь в космос. Действие рассказа проходит в день, когда в космос полетел второй советский космонавт Герман Титов.
|
Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко |
Выставка макетов; |
Предложенная модель организации культурно-образовательной практики может помочь решить следующие задачи:
- поиск закономерностей,
- сравнение, видение общего и выделение различий,
- поиск зависимостей между объектами и понятиями (классификация),
- мышление по аналогии,
- построение логических умозаключений.
Список литературы
- Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (64) 2017. – С. 197- 199. о
- Затямина Т. А. Культурно-образовательные практики в пространстве педагогической реальности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-6. – С. 1062-1066. Электронный ресурс. URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=10096 (дата обращения: 09.07.2018)
- Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. – М., 2007. С. 79-102.
- https://arzamas.academy/mag/477-deniska
- http://www.intelros.ru/pdf/Kultivator/3/9.pdf