«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» определил обязательные требования, при которых учащиеся должны овладеть умением активно использовать речевые высказывания для решения коммуникативных задач. Вышеизложенное позволяет нам говорить о том, что развитие устной речи, а именно умение использовать речевое высказыванием, является основополагающим в формировании личности учащихся.
Речь-это одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря речи ребёнок познаёт наш мир и получает огромные возможности в общении с другими людьми. Она играет самую главную роль в познании окружающей действительности. Поэтому взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Дети, которые не осваивают речь, чувствуют определенные недостатки, они становятся молчаливыми, застенчивыми или вообще перестают общаться с другими людьми, при этом теряя свою познавательную активность. Поэтому, если ребёнок не умеет владеть своей устной речью, у него появляются проблемы, которые сказываются на его деятельности и поведении, а также на полноценном развитии личности. При поступлении в школу ребенку будет комфортно только тогда, когда он сможет взаимодействовать со всеми людьми в его окружении, а взаимодействие будет строиться, когда первоклассник может легко выстраивать устные высказывания без подготовки.
По словам отечественных психологов А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, устная речь, а именно умение говорить без подготовки, является ценным в культуре страны. Можно сказать, что умение строить без подготовки устные речевые высказывания, показывают проявления речевых способностей у ребёнка. Поэтому, детей обязательно необходимо учить строить устные речевые высказывания, в целях повышения их коммуникативности.
Данная статья будет полезна всем взрослых, особенно учителям начальных классов. Её полезность состоит в том, что в ней раскрыты способы и методы, которые можно использовать в образовательном процессе, для того чтобы развивать у учащихся умение осознанно строить речевое высказывание. А если быть точнее, то в статье будет раскрыто, как сюжетно-ролевая игра способствует развитие умения строить речевое высказывание.
Цель: влияние сюжетно-ролевой игры на развитие учащихся умения осознанно строить речевое высказывание
Задачи:
- изучить литературу, которая раскрывает вопросы, связанные с проблемой развития речи;
- изучить приёмы известных педагогов-психологов
- обосновать эффективность сюжетно-ролевой игры, как метода.
Проблема развития речи в наше время, является актуальной. Поэтому этой проблеме уделяют внимание известные педагоги и психологи. Почему развитие речи считают проблемой? Психологи утверждают, что это происходит из-за того, что в современном мире появляются инновационные технологии. Дети все своё свободное время проводят в телефонах, в телевизорах, это и есть проблема современного поколения. Книги теряют свою ценность, из этого следует, что речь ребёнка ослабевает.
Л.В.Занков, М.Р.Львов. Л.В.Занков и М.Р.Львов в своих работах говорили, что развитие умения учащихся строить устное речевое высказывание, можно строить через следующие приёмы:
- выразительное чтение текстов
- проговаривание скороговорок
- наизусть стихотворения
- создание предложений и рассказов по картинкам
В данной статье хочется показать метод, в который входят все вышеперечисленные приёмы. Этим методом, является игра. Игра - это особая форма общения и сотрудничества, которая выводит способности и возможности ребёнка на новый уровень, а именно на уровень мыслящей и творческой личности. Игра способствует развитию практически всех психических функций. Часто детская игра, выполняют функцию исследование окружающего. В самом процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучения свойств и особенности самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребёнка исследовательское поведение часто реализуется через игру. Роль игры в развитии определяется тем, что в ходе осуществление игровой деятельности происходит освоение реальности и овладение этой реальности. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что игра в жизни ребенка, это очень важный момент.
Поступление в школу вносит в жизнь ребёнка, огромное изменения. Ведь, когда ребёнок приходит в первый класс, у него меняется весь уклад жизни, социальные отношения и его положение в коллективе. Теперь уже его ведущей деятельностью, становится учение. Учебная деятельность, является важнейшей обязанностью, то есть обязанностью учиться и приобретать новые знания. Поэтому, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорт в образовательном процессе, учитель использует в своей практике игровую деятельность, чтобы не сломить психику обучающегося.
Думается, что такой подход, как использование игровой деятельности в образовательном процессе важен для полноценного развития учащихся первого класса. В данной статье рассматривается, как сюжетно-ролевая игра способствует развитию умения осознанно строить речевое высказывание учащихся первого класса.
Сюжетно-ролевая игра, является основой, с помощью которой выстраиваются коммуникативные навыки обучающихся, например:
- готовность к сотрудничеству, как с взрослыми, так и со сверстниками
- развитие толерантности у обучающихся
- умение вести диалог (активное использование устного речевого высказывания)
В процессе игры между детьми, образуются определенные отношения, правила, которые потом используют в реальной действительности. Сюжетно-ролевая игра, представляет собой ту деятельность, в которой ребенок берёт на себя определенные роли взрослых и воспроизводит в процессе игровой деятельности. Именно сюжетно-ролевая игра, дает возможность ребёнку осуществить любые привлекающие для него действия. Она даёт ему возможность познавать окружающую действительность. Содержание сюжетно-ролевой игры у первоклассников заключается в отношениях между людьми и соблюдение установленных правил, вытекающих из взятой на себя определенной роли.
Таким образам, играя со сверстниками, ребенок осваивает определенные правила и способы взаимодействия, тем самым приобретает колоссальный опыт взаимопонимания, с помощью речевых конструкций поясняет свои действия. Сюжетно-ролевая игра влияет на эмоциональное воздействие первоклассников, тем самым активизируя использования устных речевых конструкций. Поэтому первоклассники должны, активно использовать устную речь, в процессе игровой деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. В образовательном процессе использование сюжетно-ролевой игры будет уместным. Ведь игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и, вне её, воспитывает интерес к окружающей жизни. Для детей младше школьного возраста сюжетно-ролевая игра, которая в основном задевает развитие устной речи ребёнка, занимает важное место. Поэтому важно заботится о своевременном развитии речи у детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Тем активнее происходит его психическое развитие.
Список используемых источников
- Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре /А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С.214.
- Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6
- Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение/ Р.И.Жуковская. /под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 446 с.