Включение в образовательный процесс сюжетно-ролевую игру для развития умения стоить устное речевое высказывание

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: Сюжетно-ролевая игра, Развитие речевой деятельности


«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» определил обязательные требования, при которых учащиеся должны овладеть умением активно использовать речевые высказывания для решения коммуникативных задач. Вышеизложенное позволяет нам говорить о том, что развитие устной речи, а именно умение использовать речевое высказыванием, является основополагающим в формировании личности учащихся.

Речь-это одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря речи ребёнок познаёт наш мир и получает огромные возможности в общении с другими людьми. Она играет самую главную роль в познании окружающей действительности. Поэтому взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Дети, которые не осваивают речь, чувствуют определенные недостатки, они становятся молчаливыми, застенчивыми или вообще перестают общаться с другими людьми, при этом теряя свою познавательную активность. Поэтому, если ребёнок не умеет владеть своей устной речью, у него появляются проблемы, которые сказываются на его деятельности и поведении, а также на полноценном развитии личности. При поступлении в школу ребенку будет комфортно только тогда, когда он сможет взаимодействовать со всеми людьми в его окружении, а взаимодействие будет строиться, когда первоклассник может легко выстраивать устные высказывания без подготовки.
По словам отечественных психологов А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, устная речь, а именно умение говорить без подготовки, является ценным в культуре страны. Можно сказать, что умение строить без подготовки устные речевые высказывания, показывают проявления речевых способностей у ребёнка. Поэтому, детей обязательно необходимо учить строить устные речевые высказывания, в целях повышения их коммуникативности.

Данная статья будет полезна всем взрослых, особенно учителям начальных классов. Её полезность состоит в том, что в ней раскрыты способы и методы, которые можно использовать в образовательном процессе, для того чтобы развивать у учащихся умение осознанно строить речевое высказывание. А если быть точнее, то в статье будет раскрыто, как сюжетно-ролевая игра способствует развитие умения строить речевое высказывание.

Цель: влияние сюжетно-ролевой игры на развитие учащихся умения осознанно строить речевое высказывание

Задачи:

  • изучить литературу, которая раскрывает вопросы, связанные с проблемой развития речи;
  • изучить приёмы известных педагогов-психологов
  • обосновать эффективность сюжетно-ролевой игры, как метода.

Проблема развития речи в наше время, является актуальной. Поэтому этой проблеме уделяют внимание известные педагоги и психологи. Почему развитие речи считают проблемой? Психологи утверждают, что это происходит из-за того, что в современном мире появляются инновационные технологии. Дети все своё свободное время проводят в телефонах, в телевизорах, это и есть проблема современного поколения. Книги теряют свою ценность, из этого следует, что речь ребёнка ослабевает.
Л.В.Занков, М.Р.Львов. Л.В.Занков и М.Р.Львов в своих работах говорили, что развитие умения учащихся строить устное речевое высказывание, можно строить через следующие приёмы:

  • выразительное чтение текстов
  • проговаривание скороговорок
  • наизусть стихотворения
  • создание предложений и рассказов по картинкам

В данной статье хочется показать метод, в который входят все вышеперечисленные приёмы. Этим методом, является игра. Игра - это особая форма общения и сотрудничества, которая выводит способности и возможности ребёнка на новый уровень, а именно на уровень мыслящей и творческой личности. Игра способствует развитию практически всех психических функций. Часто детская игра, выполняют функцию исследование окружающего. В самом процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучения свойств и особенности самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребёнка исследовательское поведение часто реализуется через игру. Роль игры в развитии определяется тем, что в ходе осуществление игровой деятельности происходит освоение реальности и овладение этой реальности. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что игра в жизни ребенка, это очень важный момент.

Поступление в школу вносит в жизнь ребёнка, огромное изменения. Ведь, когда ребёнок приходит в первый класс, у него меняется весь уклад жизни, социальные отношения и его положение в коллективе. Теперь уже его ведущей деятельностью, становится учение. Учебная деятельность, является важнейшей обязанностью, то есть обязанностью учиться и приобретать новые знания. Поэтому, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорт в образовательном процессе, учитель использует в своей практике игровую деятельность, чтобы не сломить психику обучающегося.

Думается, что такой подход, как использование игровой деятельности в образовательном процессе важен для полноценного развития учащихся первого класса. В данной статье рассматривается, как сюжетно-ролевая игра способствует развитию умения осознанно строить речевое высказывание учащихся первого класса.

Сюжетно-ролевая игра, является основой, с помощью которой выстраиваются коммуникативные навыки обучающихся, например:

  • готовность к сотрудничеству, как с взрослыми, так и со сверстниками
  • развитие толерантности у обучающихся
  • умение вести диалог (активное использование устного речевого высказывания)

В процессе игры между детьми, образуются определенные отношения, правила, которые потом используют в реальной действительности. Сюжетно-ролевая игра, представляет собой ту деятельность, в которой ребенок берёт на себя определенные роли взрослых и воспроизводит в процессе игровой деятельности. Именно сюжетно-ролевая игра, дает возможность ребёнку осуществить любые привлекающие для него действия. Она даёт ему возможность познавать окружающую действительность. Содержание сюжетно-ролевой игры у первоклассников заключается в отношениях между людьми и соблюдение установленных правил, вытекающих из взятой на себя определенной роли.

Таким образам, играя со сверстниками, ребенок осваивает определенные правила и способы взаимодействия, тем самым приобретает колоссальный опыт взаимопонимания, с помощью речевых конструкций поясняет свои действия. Сюжетно-ролевая игра влияет на эмоциональное воздействие первоклассников, тем самым активизируя использования устных речевых конструкций. Поэтому первоклассники должны, активно использовать устную речь, в процессе игровой деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. В образовательном процессе использование сюжетно-ролевой игры будет уместным. Ведь игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и, вне её, воспитывает интерес к окружающей жизни. Для детей младше школьного возраста сюжетно-ролевая игра, которая в основном задевает развитие устной речи ребёнка, занимает важное место. Поэтому важно заботится о своевременном развитии речи у детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Тем активнее происходит его психическое развитие.

Список используемых источников

  1. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре /А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С.214.
  2. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.
  3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6
  4. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение/ Р.И.Жуковская. /под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 446 с.