Закрепленные в Конституции РФ ориентиры развития государства в направлении гражданского общества требуют приоритетов гражданско-патриотического воспитания в духовно-нравственном воспитании и социализации обучающихся. Гражданственность и патриотизм выступают как разные категории. Гражданственность предполагает знания прав и обязанностей гражданина, диалог и социальное взаимодействие личности, общества, государства, доминирование ценностей закона и правопорядка. Одним словом, гражданственность явление политико-правовое [2]. Патриотизм же включает любовь к Родине, языку и словесности, истории и культуре, бережное сохранение духовных и культурных традиций. Потому патриотизм в большей степени явление культурное. Современный воспитательный процесс требует новых методик и технологий воспитания обучающихся. Данное требование продиктовано процессом реформирования российского общества, системы образования, интенсивное развитие духовного мира новых поколений российских детей, заинтересованность родительской общественности в доступном, качественном общем среднем образовании. В основе инновационного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию информационные, социально-психологические, социокультурные технологии организации воспитательного процесса [1].
Информационные технологии в области воспитания гражданственности предполагают знакомство с Конституцией РФ, правами и обязанностями российских граждан и их защитой, отраслями российского права и практикой защиты трудовых, гражданских прав российских граждан. Повышение правовой культуры является важной составляющей основой гражданственности. Формированию правовой культуры способствует преподавание предмета «Право» в старших классах средней школы, а также изучение модулей «Право» в курсе школьного обществознания. В области организации воспитательного компонента образовательного процесса актуальными становятся диалоговые методики, деловые и интеллектуальные игры, просмотр и обсуждение учебных фильмов, организации работы диалоговых клубов, организация тематических информационных стендов с постоянным обновлением их содержания, организация выездов на городские конкурсы, фестивали, конференции, экскурсии. Занятия по предмету «Право» могут быть дополнены работой кружков в системе дополнительного образования. Все методы формирования гражданской культуры должны быть направлены на формирование единой образовательной и воспитательной среды, в которой взаимодействует как урочная, так и внеурочная работа с учащимися, органично используются все ресурсы городской среды.
В области формирования патриотизма действенным оказывается пропаганда достижений культуры на уроках литературы, мировой художественной культуры, русского языка, а также в рамках изучения модуля «Духовная культура общества» в рамках школьного курса «Обществознания». При организации воспитательного компонента образовательного процесса подходят методики организации диалога (обсуждения учебных фильмов, новинок отечественного и мирового кино, семинары, дискуссии), деловые и интеллектуальные игры, организация научно-исследовательской поисковой деятельности с помощью работы с текстами, решении ситуативных задач, организация информационных стендов с постоянным обновлением их содержания. Воспитательные задачи в области патриотического воспитания могут быть расширены за счет организации системы дополнительного образования. Отмеченные выше инновационные информационные и социально-психологические технологии организации воспитательного процесса значительно повышают интерес к изучаемым предметам, мотивируют на участие в олимпиадах, сдаче итоговой аттестации, выбору профессий социально-гуманитарного профиля. Мотивационная сторона повышает заинтересованность личности в развитии гражданской и патриотической культуры. Воспитательную составляющую урочной деятельности и системы дополнительного образования необходимо дополнить гражданско-патриотическими традициями образовательной организации. В качестве положительного опыта, отчасти наследованного из советской традиции, следует отнести работу школьных музеев, организация тематических выставок, вынос знамен РФ и г.Москвы при проведении торжественных мероприятий, возложение цветов к памятникам героев Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами, выдающимися деятелями науки, культуры, организация концертов, литературных вечеров и гостиных, публичных лекций, массовые походы в музеи, театры. Данные меры, направленные на организацию внеурочной деятельности учащихся закрепляют процесс формирования гражданско-патриотической культуры, повышают заинтересованность личности в самовоспитании и самообразовании.
Литература
1. Волосков И.В. Инновационные методы воспитания в системе дополнительного образования// Материалы VI Международной практической конференции: «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». - М.: МВ-Пресс, 2017. с. 138-142 (0,5)
2. Концепция духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. - М.: МГУТУ, 2017.-С.17