Цель урока: знакомство учащихся с особенностями строения грибов, условиями жизни, питания, размножения.
Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для получения учебной информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: задачи ТРИЗ, метод исследования, игра диалог («да–нет»), использование возможности интерактивной доски.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового учебного материала
IV. Закрепление материала урока.
V. Рефлексивная деятельность.
VI. Информация о домашнем задании.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Игра диалог («да–нет»)
1. Наука, изучающая грибы. Ответ: Микология.
2. Способ питания грибов. Ответ: гетеротрофный
3. Тело гриба состоит из тонких нитей. Ответ: гиф.
4. Совокупность гиф гриба образует. Ответ: грибница.
5. Грибы, питающиеся за счет организма - хозяина. Ответ: паразиты.
6. Грибы, связанные с высшими растениями, называют. Ответ: симбионты.
7. Сожительство гриба с корнями высшего растения. Ответ: микориза
8. Гриб-паразит, поселяющийся на стволах деревьев. Ответ: трутовик.
9. Ядовитый гриб. Ответ: мухомор.
Учитель: Я не случайно начала урок с этой игры, потому что мы будем говорить сегодня о грибах. Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство? Задача с элементами ТРИЗ.
В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (Мозговой штурм) [1].
Учитель: Тема нашего урока Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека.
III. Объяснение нового материала
1. Царство грибов, эукариоты, общие сведения о грибах.
- Грибы – это самая большая группа организмов (около 100 тыс. видов). Изучением грибов занимается наука – микология. Грибы – это эукариоты, утратившие хлорофилл, и, следовательно, они являются такими же гетеротрофами, как животные. К грибам относятся бесчисленные плесени, растущие на сыром органическом материале, одноклеточные дрожжи.
2. Грибы – сочетание признаков, как растений, так и животных. Прочитайте текст в учебнике и назовите признаки сходства грибов с растениями и животными.
1. Признаки сходства с растениями:
- растут верхушечной частью (постоянно);
- неподвижность;
- прочные клеточные стенки;
- способность синтезировать витамины;
- размножаются бесполым и половым путём.
2. Признаки сходства с животными:
- не имеют хлорофилла;
- гетеротрофы;
- в клеточных стенках содержится хитин;
- углеводы запасаются в виде гликогена.
3. Признаки собственно грибные.
Мицелий (грибница) - вегетативное тело. Гифы – образуют ложную ткань - грибница и плодовое тело – споры.
Учитель. Какие виды шляпочных грибов вы знаете? Ученики. Трубчатые и пластинчатые.
Учитель. Трубчатые (на нижней стороне шляпки толстый слой, состоящий из узких трубочек, в них формируются споры).
Учитель. Пластинчатые (из тонких пластинок, в них образуются споры). Ученики выполняют лабораторную работу "Строение плодовых тел грибов”. Учащиеся находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов, используя муляжи грибов.
Учитель. Известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?
Ученики. Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство).
Учитель. Способы размножения грибов:
1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов);
2) бесполое размножение – спорами;
3) половое размножение – слияние гамет.
Учитель. Как вы считаете, можно ли собирать грибы несколько лет на одном месте? Ученики. Да, можно. Грибники собирают грибы, а мицелий и споры остаются в земле, и снова в этом месте вырастут грибы.
Задача с элементами ТРИЗ.
Учитель. Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление «нечистой силе», называли их «ведьмины кольца». Ведь в середине круга даже трава не растет, как бы вытоптана. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.
Ученики. Дело в том, что, грибница разрастается кругами, на них появляются плодовые тела грибов.
Учитель. Пищевые эксперименты с незнакомыми грибами совершенно недопустимы. Нужно знать не только съедобные грибы, но и ядовитые.
Учитель. В чём пищевая ценность грибов? Ученики. Грибы содержат много витаминов. Съедобные грибы - ценный пищевой продукт.
IV. Закрепление материала урока
Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов
V. Рефлексивная деятельность
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?
VI. Информация о домашнем задании
Стр. 22-25, составить мини-кроссворд.
Литература
- Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл.: учебник / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. М.: Дрофа. 2016.
- Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко. Издательство «Учитель», 2006.