Цель: Воспитание патриотизма к своей родине, расширение знаний о культуре и традициях народа ненцы.
Задачи:
- Образовательные: расширение и закрепление знаний о традициях народа ненцы и знакомство с играми детей в тундре.
- Развивающие: содействовать развитию познавательных интересов учащихся, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его, развитие навыков коллективной деятельности.
- Воспитательные: воспитание уважения к традициям народов Севера, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут.
Форма проведения: интерактивная познавательно-игровая программа.
Методы и приемы: вступительная беседа, поисковые вопросы, беседа с хозяйкой тундры, мини-выставка, прослушивание национальной песни, использование загадок, учащиеся играют в игры ненецких детей.
Оборудование и материалы: столы для выставки, национальные ненецкие костюмы, игрушки и предметы быта, лук и стрелы, аркан, модели куропатки, совы, северного оленя.
Основные понятия и определения: коренные народы, Ямал, малица, ягушка, аркан.
Ход мероприятия
Сегодня, мы узнаем новое о земле, на которой живем, о культуре народов Ямала и о северных национальных спортивных играх.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Среди просторов нашей страны есть край где вы живете, где ваш дом родной, а называется он… (Ямало-Ненецкий автономный округ).
А кратко, как мы его называем…(Ямал).
- Что означает Ямал? «Ямал» - в переводе с ненецкого означает «край земли».
На территории нашего округа проживает много национальностей, но среди них особое место составляют коренные жители народов севера.
- Скажите, какие коренные народы Ямала вы знаете? (ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне).
- Как вы думаете, чем занимается коренное население Ямала? (оленеводством, рыболовством, охотой).
Традиционный вид деятельности для большинства коренных народов - оленеводство. Олень дает практически все, что необходимо для жизни кочующему народу: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость ирога для изготовления украшений, различных инструментов и деталей для упряжи. Оленья кровь помогает избежать многих болезней, характерных для местных климатических условий.
Важную роль в жизни коренных народов имеет охота и рыбная ловля.
- Самый многочисленный из коренногонаселения Ямала народ - ненцы, почти половина из них до сих пор, как и столетия назад ведет кочевой образ жизни.
Сегодня к нам пришли гости, представители тундры, которые вас познакомят с культурой и традициями ненецкого народа.
«Хозяйка тундры». - Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся на ненецком языке «Нани Торова!», так здороваются ненцы. Я хочу вам рассказать о своем народе ненцы, научить вас традиционным играм наших детей в тундре и поиграть вместе с вами.
Ненцы, как и коми-зыряне живут в тундре, растят детей, занимаются оленеводством, рыболовством, собирают ягоды, охотятся.
Ненцы мудрый народ, мудрости они учатся у природы, их так и называют «дети природы». Они никогда лишнего не берут у природы, они ловят столько рыбы, сколько могут съесть, собирают столько ягод, сколько могут унести, не губят даже травинку попросту, если семья идет по тропике от стойбища к стойбищу идут по одной тропинке, лишнюю тропинку не топчут, не ломают деревья, цветами только радуются, лишнего не берут ничего.
- Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи).
- Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, одежда, разные узоры, игрушки делают из разных материалов и даже дома у них разные.
МИНИ-ВЫСТАВКА
- Я предлагаю вам посмотреть выставку, на которой представлена одежда, которую носят и взрослые и дети, игрушки ненецких детей, предметы быта. А расскажет о выставке мастер прикладного творчества Антонина Салиндер.
- Здравствуйте ребята! Рассмотрим одежду народов севера, начнем с ненецкой женской одежды. Приложение №1.
- Как называется ненецкая женская одежда? (ягушка).
- Как называется мужская ненецкая одежда? (малица).
Одежда максимально приспособлена к условиям жизни в тундре. У мужчин – малица, у женщин - паны, ягушка, детям шьют меховую двухслойную одежду с капюшоном.
Такую теплую одежду носят и взрослые и дети.
- Зимнюю и летнюю одежду украшают орнаментом. Женская ягушка напоминает халат, так как она распашная, полы завязываются тесемками. Женщина ягушку подвязывает поясом, чтобы при работе она ей не мешала.
Мальчики в тундре носят малицу, к праздничной малице одевается маличная рубаха украшенная орнаментами. К малице пришиваются варежки и капюшон, это чтобы во время работы мужчина не искал свои варежки.
- Что еще входит в комплект женской ненецкой одежды:национальное ненецкое платье, юбка у него расклешенная с выточками. Еще входиткоса женская, которую украшают колокольчики и металлические бляшки. Коса женская завязывается между собой металлическими украшениями или бляшками, либо украшениями из бус. Во время траура в чуме женщина свою косу, бусы развязывает, когда траур проходит снова тесемки завязывают. Колокольчики служат отпугиванием злых духов.
Коса невесты праздничная, чтобы мужчина знал, где по тундре идет его жена.
В комплект одежды входит пояс, мы уже сказали, он бывает мужской и женский. Мужчина носит пояс весь день, снимает его только вечером, когда ложится спать. Пояса делают из ниток, из бисера, из кости оленя, из мамонтовой кости, но это уже очень дорогой пояс. Детям тоже делают пояса из бисера.
Женщина в тундре девочкам шьет сумочки для рукоделия, вначале сумочка служит для кукол из утиного клюва. Девочка поиграла куклами и складывает их в сумочку, по чуму она их не разбрасывает. Потом мама ей шьет большую сумочку, которая постепенно переходит для рукоделия, туда она складывает лоскутки, иголки, нитки.
Дети в тундре играют в куклы, которые называются «АГУХУКО», они сделаны из утиного клюва.
Люлька. Давайте рассмотрим как она выглядит: бортик в форме яйца, сверху дуга, чтобы укрывать ребенка от холода и от ветра, чтобы ребенка не продуло. В зимнее время поверх люльки надевают меховой чехол, оставляют отверстие и накрывают сверху ситцевой тканью, чтобы ребенок дышал. Папа делает люльку с рождения ребенка и она передается из поколение в поколение. Эти веревочки служат, чтобы люльку привязывать к шестам, когда мама работает ребенок спокойно качается и засыпает.
«Хозяйка тундры». А сейчас я предлагаю послушать ненецкую песню в исполнении Антонина Салиндер. (дети слушают песню).
«Хозяйка тундры». - Культура народов севера очень разнообразна. Очень много игр, сказок, мифов, легенд народов севера и все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы с вами будем играть в национальные игры народов севера, но для начала я прошу вас отгадать загадки. Любите загадки, но слушайте:
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (олень, лось). - Хозяин весной да лесной
Просыпается весной
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой (медведь). - Водяные мастера, строят дом без топора (бобры).
- На спине иголки длинные, как елки (еж).
- Летом меxoвыe, зимой берестяные (рога оленьи).
- В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень). - Летом она зелёная, осенью - жёлтая, зимой - белая. (Тундра).
- Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает. (Северное сияние). - Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда. (Чум). - Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает. (Собака). - По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается -
От врагов спасается. (Олень). - По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Полярная сова). - Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (Куропатка). - Он мягкий, но не пух,
Зелёный, но не трава. (Мох). - Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты). - С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет. (Снег). - Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок). - Зимой и летом как ягель. (Волк.)
- Днём и ночью дрожит, всего боится. (Заяц.)
- Ходит, а следов не видно. (Рыба.)
«Хозяйка тундры». - А вы знаете, что скоро день оленевода?
- В феврале-марте будут проходить 25 юбилейные игры «День оленевода».
- Какие национальные виды спорта народов Севера вы знаете? (правильно, метание топора на дальность, тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег с палкой на 3 км по пересеченной местности, тройной национальный прыжок).
Как зарождались национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство. Коренные жители испокон веков передают своим детям традиционные северные ремесла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство, через игры детям передаются навыки и любовь к труду, необходимые в быту северянам на протяжении всей жизни.
- Какие игры детей Севера вы знаете?
- Чем они отличаются от игр вашего детства?
На стойбище детям предоставлена полная свобода, но есть и запреты. Например, нельзя заходить на чужую территорию. Ограничения снимаются во время совместных, коллективных детских игр. Основные контакты происходят на улице – соседской, своей или нейтральной территории, иногда в чуме. Во время игр не принято громко разговаривать, кричать.
Дети в ненецких семьях воспитываются на примере взрослых. Подрастая, ребята помогают родителям во всём. Но это не значит, что у ребёнка в кочевье нет детских игр и забав. Вначале через игры, а затем и труд приобщают детей к настоящей взрослой жизни. Почти в каждой семье можно увидеть даже у совсем маленьких мальчиков, только начавших ходить, поясные наборы с настоящими ножнами с деревянной копией ножа. Также широко распространены детские луки с разнообразными стрелами, санки-нарты.
Так через игры ребёнок учится мудрости кочевой жизни.
В играх ненецких детей отражается образ жизни людей живущих в тундре, их быт, труд, устои и обычаи. У каждого народа есть свои традиционные игры.
А сейчас будем играть в национальные игры. Приложение №2.
1. «У оленя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости)
- У оленя дом большой.
- Он глядит в свое окно.
- Заяц по лесу бежит.
- В дверь к нему стучит.
- Тук-тук дверь открой.
- Там в лесу охотник злой.
- Заяц, заяц забегай.
- Лапу мне подай.
2. «Ручейки и озера»
(дети встали в две команды, 2 ручейка, ручейки берутся за руки)
- Скоро наступит весна, наступят теплые дни и по тундре побегут ручейки.
- Ручейки, как бегут по тундре? (ручейки бегают по тундре и со словом ОЗЕРА, превращаются в озера, затем делятся на три ручейка и т.д., чей ручеек быстрее превратился в озеро, та команда победила).
- Вы живете в городских условиях, играете в разные игры, а в тундре этого нет. Для того, чтобы жить в тундровых условиях, надо уметь выживать. Дети живущие в тундре, должны уметь собирать ягоды.
3. «Сбор ягод» (играют девочки).
Быстро пролетает короткое лето, наступает пора сбора ягод.
- Как собирают черемуху? (дети вспоминают как растет черемуха и двигаясь по кругу показывают как надо собирать черемуху).
- Собираем морошку (присев дети двигаясь по поляне собирают морошку, полное лукошко).
- Как собирают бруснику? (на одном месте)
4. «Охота на куропатку и сову» (играют мальчики).
- В тундре папа своему сыну строгает лук и стрелы из дерева, чтобы ребенок учился меткости («Хозяйка тундры» учит мальчиков, как надо правильно держать лук и заряжать стрелу, мальчики друг за другом стреляют из лука по куропатке и сове). Надо подкрадываться, присев, так как куропатка может улететь.
5. «Ловим оленя» («Хозяйка тундры» учит мальчиков, как надо правильно собирать аркан (начинать с петли), в левой руке держим конец, а правой рукой закидываем петлю из-за плеча, тянем оленя).
«Хозяйка тундры» - Вы узнали, как играют дети в тундре, став взрослыми ненецкие мужчины полученные навыки демонстрируют на празднике «День оленевода», защищая честь своего района.
- Дети, что вам запомнилось из нашей встречи, что понравилось? (ответы детей).
- Кто ответит на вопросы о крае, в котором вы живете?
1. Как называется столица Ямало-Ненецкого автономного округа?
2. Коренные жители имеют традиционное жилье. Как оно называется? Из чего состоит?
3. Перечисли известных тебе животных, которые обитают на территории ЯНАО?
4. Весной в наш округ слетаются множество птиц. Какие из них вам известны?
5. Какие растения можно встретить на территории нашего округа?
6. С помощью какого животного передвигаются по тундре народы Севера? Как называется основное транспортное средство?
7. Какие предметы национальной одежды народов Севера вам известны?
ФОТО НА ПАМЯТЬ. - А сейчас мы вам предлагаем на память о нашей встрече сделать фото в ненецкой одежде. Приложение №3.
“С небом живите!” – так говорят ненцы, прощаясь.
Живите в ладу с Богом, с природой и с собой!
До свидания! До новых встреч!