Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вента-Граф, 2018 г.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Цели урока:
- Предметные: учиться умножать десятичные дроби, закрепить алгоритм умножения десятичных дробей; развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.
- Личностные: развивать интерес к изучению темы, мотивировать желание применять знания.
- Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Планируемые результаты: учащиеся научатся умножать десятичные дроби, решать текстовые задачи, содержащие десятичные дроби, арифметическим способом.
Основные понятия: правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. "Не делай того, что не знаешь. |
Готовятся к уроку. Настрой на деловой ритм. |
Включение учащихся в учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Устный опрос: - Какие дроби мы изучаем? |
Повторяют изученный материал. Отвечают на вопросы. |
Осознание потребности к построению нового способа действий. |
- Как записывается десятичная дробь? - Какие действия с десятичными дробями нам известны? |
- с помощью запятой. | ||
- Как сравнивают десятичные дроби? | - если целые части разные, то больше та, у которой целая часть больше. - если целые части равные. То приписывая нули уравниваем количество цифр в дробной части и порязрядно сравниваем. |
||
- Как выполняют округление чисел? | - если округляем до единиц, десятых, сотых и т.д., все последующие цифры отбрасываем. Если первая отбрасываемая цифра 0,1,2,3.4, то предыдущую не изменяем. Если первая отбрасываемая цифра 5,6,7.8.9. то предыдущую цифру увеличиваем на 1. | ||
Фронтальная работа | |||
2) Устный счет: 25*4= 3*12= 41*20= 200:25= 150:10= 7000:70= |
2) Ребята отвечают: 100 36 820 8 15 100 |
||
3) Решите уравнение: 2,5 + х = 4,6 у – 6,5 = 11 а : 6,8 = 12 |
|||
Как называются компоненты при сложении? Как найти неизвестное слагаемое? Как называются компоненты при вычитании? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как называются компоненты при делении? Как найти делимое? |
Называют компоненты и правило нахождения неизвестного компонента. | ||
При выполнении какого действия вы встретились с трудностью? | - при умножении десятичных дробей. | ||
III. Выявление места и причины затруднения |
Ребята. С какой проблемой мы столкнулись? Какая цель нашего урока? |
С неумением умножать десятичные дроби. |
Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения |
Задача: в кабинет математики нужно поменять линолеум. Стоимость одного квадратного метра составляет 85 руб. Размеры класса 5,4м и 3,6м. Сколько потребуется денег на данный ремонт? Какие измерения нужно произвести и что вычислить, чтобы решить задачу? |
Ребята предлагают измерить длину и ширину, вычислить площадь пола, полученную площадь умножить на стоимость квадратного метра. |
Принятие плана выхода из затруднения. |
V. Реализация построенного проекта |
Вычислим площадь пола, если длина равна 5,4м, а ширина 3,6м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? |
Перевести метры в дециметры |
Осознание и восприятие алгоритма умножения десятичных дробей. |
- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей. - Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. |
Формулируют алгоритм. Читают учебник, сравнивают и делают вывод. |
||
- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? | Вывести алгоритм умножения десятичных дробей. | ||
- Вам удалось с ней справиться? | Да. | ||
- Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик. | Учащиеся пишут в тетради. | ||
- Каков наш следующий шаг? | Научиться применять данный алгоритм | ||
VI. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи) |
- 2,14 * 3,7 = - 0,18 * 6,2 = - 5,021 * 47,69 = |
Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия |
Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей; |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
- А теперь предлагаю каждому из вас убедиться насколько он понял, как выполнять умножение десятичных дробей. Вариант 2 |
Ребята выполняют самостоятельную работу с проверкой по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается алгоритм, выделяется шаг, в котором она допущена. |
Учебно-познавательная; математическая (анализ и преобразование по алгоритму); |
VIII. Включение в систему знаний и повторение |
Выполним задание из учебника № 914 |
Дети выполняют задание. |
Учебно-познавательная; математическая; регулятивная. |
IX. Рефлексия учебной деятельности |
- Давайте подведем итоги нашего урока. Какую цель мы ставили в начале урока? Вы достигли этой цели? Какая часть урока вам понравилась? |
Ученики отвечают фронтально. |
Коммуникативная; |