Урок математики в 5-м классе "Умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: умножение десятичных дробей


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (778 кБ)


Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вента-Граф, 2018 г.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Цели урока:

  • Предметные: учиться умножать десятичные дроби, закрепить алгоритм умножения десятичных дробей; развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.
  • Личностные: развивать интерес к изучению темы, мотивировать желание применять знания.
  • Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Планируемые результаты: учащиеся научатся умножать десятичные дроби, решать текстовые задачи, содержащие десятичные дроби, арифметическим способом.

Основные понятия: правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Проводит беседу. Настрой на урок.
Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
– Сегодняшний урок я хочу начать словами Пифагора, с которыми он обращался к своим ученикам.

"Не делай того, что не знаешь.
Но научись тому, что надо знать."

Готовятся к уроку. Настрой на деловой ритм.

Включение учащихся в учебную деятельность.
Ценностно-смысловая;
Личностная.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Устный опрос:

- Какие дроби мы изучаем?

Повторяют изученный материал. Отвечают на вопросы.
- десятичные дроби.

Осознание потребности к построению нового способа действий.
Учебно-познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;

 

- Как записывается десятичная дробь?

- Какие действия с десятичными дробями нам известны?

- с помощью запятой.
  - Как сравнивают десятичные дроби?

- если целые части разные, то больше та, у которой целая часть больше.

- если целые части равные. То приписывая нули уравниваем количество цифр в дробной части и порязрядно сравниваем.

  - Как выполняют округление чисел? - если округляем до единиц, десятых, сотых и т.д., все последующие цифры отбрасываем. Если первая отбрасываемая цифра 0,1,2,3.4, то предыдущую не изменяем. Если первая отбрасываемая цифра 5,6,7.8.9. то предыдущую цифру увеличиваем на 1.
  Фронтальная работа    
  2) Устный счет:
25*4=
3*12=
41*20=
200:25=
150:10=
7000:70=
2) Ребята отвечают:
100
36
820
8
15
100
 
  3) Решите уравнение:
2,5 + х = 4,6
у – 6,5 = 11
а : 6,8 = 12
   
  Как называются компоненты при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Как называются компоненты при вычитании?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как называются компоненты при делении? Как найти делимое?
Называют компоненты и правило нахождения неизвестного компонента.  
  При выполнении какого действия вы встретились с трудностью? - при умножении десятичных дробей.  

III. Выявление места и причины затруднения

Ребята. С какой проблемой мы столкнулись?
Справились вы с ней?

 Какая цель нашего урока?
Какую задачу поставим мы перед собой?

С неумением умножать десятичные дроби.
Нет, не справились.
Научиться умножать дроби. Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.

Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Задача: в кабинет математики нужно поменять линолеум. Стоимость одного квадратного метра составляет 85 руб. Размеры класса 5,4м и 3,6м.  Сколько потребуется денег на данный ремонт? Какие измерения нужно произвести и что вычислить, чтобы решить задачу?

 Ребята предлагают измерить длину и ширину, вычислить площадь пола, полученную площадь умножить на стоимость квадратного метра.

Принятие плана выхода из затруднения.
Коммуникативная (создание алгоритма действия).

V. Реализация построенного проекта

Вычислим площадь пола, если длина равна 5,4м, а ширина 3,6м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

Перевести метры в дециметры
5,4м = 54дм; 3,6м = 36дм.
54дм * 36дм = 1944дм² = 19,44 м²

Осознание и восприятие алгоритма умножения десятичных дробей.
Коммуникативная.

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.
- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.
Формулируют алгоритм.
Читают учебник, сравнивают и делают вывод.
 
- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.  
- Вам удалось с ней справиться? Да.  
- Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик. Учащиеся пишут в тетради.  
- Каков наш следующий шаг? Научиться применять данный алгоритм  

VI. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи)

- 2,14 * 3,7 =

- 0,18 * 6,2 =

- 5,021 * 47,69 =

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия

Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей;
Коммуникативная;
Учебно-познавательная

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь предлагаю каждому из вас убедиться насколько он понял, как выполнять умножение десятичных дробей.
Самостоятельная работа.
Вариант 1
а) 4, 35 * 8 =
б) 0,37 * 2,1 =
в) 14,8 * 1, 06 =
г) (63,92 – 5,481) * 17 =

Вариант 2
а) 3,42 * 6 =
б) 0,54 * 1,3 =
в) 5,09 * 63,7 =
г) (54,28 – 3,406) * 18 =
Проверка проводится по эталону, имеющемуся у каждого ученика.

Ребята выполняют самостоятельную работу с проверкой по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается алгоритм, выделяется шаг, в котором она допущена.

Учебно-познавательная; математическая (анализ и преобразование по алгоритму);
регулятивная.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Выполним задание из учебника № 914
Вариант 1
(1,3,5); Вариант 2 (2,4,6)
№ 918 Вариант 1((1,3); Вариант 2(2,4)
Как вы выполняли задание? Вспомните правило возведения числа в степень.

Дети выполняют задание.

Учебно-познавательная; математическая; регулятивная.

IX. Рефлексия учебной деятельности

- Давайте подведем итоги нашего урока. Какую цель мы ставили в начале урока? Вы достигли этой цели? Какая часть урока вам понравилась?
Комфортно вам было на уроке?
Запишите домашнее задание: стр. 230, п.34 (правило)
№ 915, составить 3 примера для соседа по парте; попробовать сформулировать правило для умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

Ученики отвечают фронтально.
Научиться умножать десятичные дроби.
Да.
Ответы учащихся. Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

Коммуникативная;
Информационная;
Личностная.