"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
Лев Толстой
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Класс: 5.
Цель: организовать деятельность обучающихся по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности по теме «Проценты».
Задачи:
- обучающие: продолжить знакомство с процентами и их применением в повседневной жизни; закрепить умения обучающихся решать задачи на проценты.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес и прививать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.
Планируемые результаты:
- предметные: уметь записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот, находить несколько процентов от величины, величину по ее проценту, уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты
- личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
- метапредметные: Уметь выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля по образцу решения; соотносить условия задачи с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, приложение LearningApps.com, рабочие тетради учащихся, Кейсы с раздаточным материалом.
Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа, элементы ТРИЗ-технологии, ИКТ.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- У каждого из вас на столах лежат Рабочие листы (листы самооценивания). Подпишите их пожалуйста. В течение урока вы будете выполнять Кейсы. По окончанию выполнения каждого кейса, оцените свою работу в процентном отношении и поставить примечание:
- "+" - справился с задачей без затруднений,
- "?+" - справился с задачей, но возникали затруднения,
- "-" - не справился с задачей.
Оценка за урок:
- «3» - от 20% до 40 % - мне не все понятно; я мог работать лучше
- «4» - от 41 % до 80% - мне все понятно, но я мог бы работать лучше
- «5» - от 81 % до 100 % - мне понятен и полезен урок, я доволен своей работой на уроке. Приложение 1.
2. Актуализация знаний (9 мин)
1) «Да/Нет»: Если вы согласны с утверждением, то вместо да вы ставите знак «/\», иначе – «__». За каждый верный ответ по 4%. Макс. 20%1) ½ = 0,2.
2) Слово процент происходит от латинских слов procentum (на сто).
3) 1% =0,001 части целого.
4) ¼ ч=25 мин.
5) 100м = 1 км.
Самопроверка – заполнение рабочих листов.
2) Давайте вспомним основные задачи на проценты, и заполним кластер на доске.
Кейс 1. Заполнить таблицу. На выполнение 5 минут.
Проценты |
5% |
40% |
Решение: |
15% |
Число, соответствующее этим процентам |
35 |
Решение: |
100 |
Решение: |
Число, принятое за 100% |
Решение: |
7 |
200 |
75 |
2. Этап изучение нового материала (25 мин)
Прошу вас помочь учителю биологии в решении задачи:
Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 12 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а - 22 учеников, а в 5б -25 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?
- В повседневной жизни человек часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? (ответы учащихся)
Полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (узнать концентрацию соли в растворе), физике, биологии, экономике, информатике. А также при сдаче ГИА.
Кейс 2. Предлагаю вам «примерить» профессии: продавца (посчитать скидку на товар); бухгалтера (начислить заработную плату сотруднику), инженера (определить процентное отношение выполненных работ).
Тема нашего урока: Решение задач на проценты.
Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.
3. Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
4. Этап первичное осмысление и закрепление знаний
Работа в группах по 4 ученика, выполнение задания – 5 минут.
Кейс 2. Продавец. Вычислить скидку товар, и стоимость покупки.
Товар |
Cкидка |
Сумма к оплате (руб) |
Пальто зимнее |
15% |
Решение: 37500-37500×0,15=37500-5625=31875(руб) |
Сапоги |
10% |
Решение:8800-8800×0,10=7920 (руб) |
Шапка |
11% |
Решение:2200-2200×0,11=1958 (руб) |
Спортивный костюм |
26% |
Решение:3200-3200×0,26=2368 (руб) |
Кроссовки |
15% |
Решение:1850-1850×0,15=1572,5 (руб) |
Кейс 3. Бухгалтер. Какую сумму получит сотрудник, если
- ставка сотрудника – 23 500 рублей,
- доплата за совмещение обязанностей – 50 %,
- доплата на транспорт 5%,
- прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия, и вычесть 13% - налоги?
Ответ к задаче: Начислено: 23500+23500*0,50+23500-0,05=36 425 рублей.
Премия: 36 425*0,45 = 16 391,25 рублей,
Налог: (36 425+16 391,25)*0,13=6 866,1125 рублей,
Сумма, которую получит сотрудник: 36 425+16 391,25 -6 866,1125 =45 950,1375 рублей
Кейс 4. Инженер.
Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества. Сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?
Решение: 500*60%:100%=500*0,60:1=300 насосов высшей категории качества.
5. Рефлексия
Ребята, какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Оцените свою работу:
- «3» - от 20% до 40 % - мне не все понятно; я мог работать лучше,
- «4» -от 41 % до 80% - мне все понятно, но я мог бы работать лучше,
- «5» -от 81 % до 100 % - мне понятен и полезен урок, я доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание: творческое задание: нарисовать рисунок «Проценты в жизни».
Спасибо за урок!
Учебник:
- Математика. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений с / Г.К.Муравин, О.В.Муравина. –2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
- Математика. 5-6 классы. Дидактические материалы к учебникам Г.К.Муравина, О.В.Муравиной «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс» / Г.К.Муравин, О.В.Муравина.– М.: Дрофа, 2013.