Урок по математике в 5-м классе "Процентные расчёты"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: проценты


"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
Лев Толстой

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Класс: 5.

Цель: организовать деятельность обучающихся по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности по теме «Проценты».

Задачи:

  • обучающие: продолжить знакомство с процентами и их применением в повседневной жизни; закрепить умения обучающихся решать задачи на проценты.
  • развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию.
  • воспитательные: воспитывать познавательный интерес и прививать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.

Планируемые результаты:

  • предметные: уметь записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот, находить несколько процентов от величины, величину по ее проценту, уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты
  • личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
  • метапредметные: Уметь выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля по образцу решения; соотносить условия задачи с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, приложение LearningApps.com, рабочие тетради учащихся, Кейсы с раздаточным материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа, элементы ТРИЗ-технологии, ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат Рабочие листы (листы самооценивания). Подпишите их пожалуйста. В течение урока вы будете выполнять Кейсы. По окончанию выполнения каждого кейса, оцените свою работу в процентном отношении и поставить примечание:

  • "+" - справился с задачей без затруднений,
  • "?+" - справился с задачей, но возникали затруднения,
  • "-" - не справился с задачей.

Оценка за урок:

  • «3» - от 20% до 40 % - мне не все понятно; я мог работать лучше
  • «4» - от 41 % до 80% - мне все понятно, но я мог бы работать лучше
  • «5» - от 81 % до 100 % - мне понятен и полезен урок, я доволен своей работой на уроке. Приложение 1.

2. Актуализация знаний (9 мин)

 1) «Да/Нет»: Если вы согласны с утверждением, то вместо да вы ставите знак «/\», иначе – «__». За каждый верный ответ по 4%. Макс. 20%

1) ½ = 0,2.

2) Слово процент происходит от латинских слов procentum (на сто).

3) 1% =0,001 части целого.

4) ¼ ч=25 мин.

5) 100м = 1 км.

Самопроверка – заполнение рабочих листов.

2) Давайте вспомним основные задачи на проценты, и заполним кластер на доске.

Кейс 1. Заполнить таблицу. На выполнение 5 минут.

Приложение 2

Проценты

5%

40%

Решение:
100:200
×100%=50%

15%

Число, соответствующее этим процентам

35

Решение:
7 × 0,40 =2,8

100

Решение:
75 × 0,15 =11,25

Число, принятое за 100%

Решение:
35 : 0,05 =700.

7

200

75

2. Этап изучение нового материала (25 мин)

Прошу вас помочь учителю биологии в решении задачи:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 12 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а - 22 учеников, а в 5б -25 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

- В повседневной жизни человек часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? (ответы учащихся)
 
Полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (узнать концентрацию соли в растворе), физике, биологии, экономике, информатике. А также при сдаче ГИА.

Кейс 2. Предлагаю вам «примерить» профессии: продавца (посчитать скидку на товар); бухгалтера (начислить заработную плату сотруднику), инженера (определить процентное отношение выполненных работ).

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

3. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

4. Этап первичное осмысление и закрепление знаний

Работа в группах по 4 ученика, выполнение задания – 5 минут.

Кейс 2.  Продавец. Вычислить скидку товар, и стоимость покупки.

Товар

Cкидка

Сумма к оплате (руб)

Пальто зимнее
37 500 рублей

15%

Решение: 37500-37500×0,15=37500-5625=31875(руб)

Сапоги
8 800 рублей

10%

Решение:8800-8800×0,10=7920 (руб)

Шапка
2 200 рублей                            

11%

Решение:2200-2200×0,11=1958 (руб)

Спортивный костюм
3 200 рублей

26%

Решение:3200-3200×0,26=2368 (руб)

Кроссовки
1 850 рублей

15%

Решение:1850-1850×0,15=1572,5 (руб)

Кейс 3. Бухгалтер. Какую сумму получит сотрудник, если

  • ставка сотрудника – 23 500 рублей,
  • доплата за совмещение обязанностей – 50 %,
  • доплата на транспорт 5%,
  • прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия, и вычесть 13% - налоги?

Ответ к задаче: Начислено: 23500+23500*0,50+23500-0,05=36 425 рублей.

Премия: 36 425*0,45 = 16 391,25 рублей,

Налог: (36 425+16 391,25)*0,13=6 866,1125 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник:  36 425+16 391,25 -6 866,1125 =45 950,1375 рублей

Кейс 4. Инженер.

Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества. Сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?

Решение: 500*60%:100%=500*0,60:1=300 насосов высшей категории качества.

5. Рефлексия

Ребята, какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Оцените свою работу:

  • «3» - от 20% до 40 % - мне не все понятно; я мог работать лучше,
  • «4» -от 41 % до 80% - мне все понятно, но я мог бы работать лучше,
  • «5» -от 81 % до 100 % - мне понятен и полезен урок, я доволен своей работой на уроке.

Домашнее задание: творческое задание: нарисовать рисунок «Проценты в жизни».

Спасибо за урок!

Учебник:

  1. Математика. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений с / Г.К.Муравин, О.В.Муравина. –2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Математика. 5-6 классы. Дидактические материалы к учебникам Г.К.Муравина, О.В.Муравиной «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс» / Г.К.Муравин, О.В.Муравина.– М.: Дрофа, 2013.