7 чудес обучения чтению на коми языке на начальном этапе изучения коми языка.

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: Коми


Лыддьысьны, гижны,
Велалам бура.
Миянысь шуда
Код талун сюрас.

Г. Юшков

Скорее всего, большинство читателей нашего журнала впервые попытались прочитать стихотворение на коми языке. Дорогие читатели, я уверена, что, увидев знакомые буквы кириллицы, для вас сделать это не составило особого труда! Также и на первых уроках коми языка, ребята с радостью отмечают, что коми алфавит немного отличается от русского. Значит и читать будет легко, воодушевляются они!

И правда, русскоязычному человеку намного проще научиться читать на коми языке, чем на английском или немецком. Просто важно запомнить некоторые правила чтения. На наших уроках мы называем их «7 чудес чтения на коми языке», образно сравнивая их с семью чудесами России, где Республику Коми представляют Столбы выветривания Маньпупунёр:

  • современный коми алфавит состоит из 35 букв, в основе которого кириллица, дополненная всего двумя буквами: ö, і;
  • звук [и] после твердых парных согласных обозначается буквой i, где согласные читаются твёрдо;
  • при произношении звука [ӧ] кончик языка продвинут немного дальше, чем при образовании звука [ы], однако вытянутость губ меньше, чем при звуке [ы];
  • буквенные обозначения звуков в коми и русском языках совпадают, но согласные дь, ть, нь смягчены в большей мере, чем в русском языке: пань -ложка, аттьö-спасибо;
  • при произношении звуки сь и зь воспринимаютсяна слух, как щ и жь, лызь-[лыжь] - лыжи, пась - [пащ] - шуба;
  • в коми языке есть три особых аффрикаты − [дз], [дж], [тш], отсутствующие в русском языке, которые при письме традиционно обозначают буквосочетаниями, а в произносительном плане - это единые звуки;
  • ударение в коми языке всегда падает на первый слог, но в старых заимствованиях ударение также ставится на первый слог: бОльнича – больнИца, а в новых заимствованиях ударение сохраняет своё место: автОбус, таксИ.

С этими основными правилами чтения мы знакомимся с самых первых уроков. На наш взгляд, их немного, следовательно, и запомнить их будет нетрудно. Возникает тогда вопрос – почему появляются сложности у детей при чтении на коми языке? И как им помочь преодолеть эти сложности?

А ответ, однако, прост. Чаще всего учитель очень мало времени отводит на отработку правильного чтения на начальном этапе обучения коми языку, мотивируя это тем, что механизмы чтения на русском и коми языках сходны, и с кириллицей ребята познакомились уже в первом классе. Работу над чтением производит на этапах введения новых лексических единиц и их закреплении. Но, к сожалению, этого недостаточно. Очень важно для успешного обучения чтению на коми языке уделить внимание именно на начальном этапе и в последующем – в начале каждого урока. Учителю для этого необходимо внимательно и тщательно выбрать приёмы, упражнения, учитывая возрастные особенности младших школьников. В начале каждого урока коми языка важно проводить «минутки интересного чтения». Комплекс упражнений по формированию навыков чтения для этого весьма разнообразен:

  1. прежде всего, необходимо упомянуть важность и пользу «старых и добрых» песенок, стихов, рифмовок и скороговорок. Совершенно разные формы работы можно провести с помощью них. В этом неоценимую помощь оказывает интерактивная доска. Можно скрыть нужные для нас буквы, слова. Построчно открывать стихотворения и т.п. Это позволяет сделать работу во время урока для учащихся более динамичной и привлекательной;
  2. в целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на буквы(буквосочетания) или слова можно использовать карточки. Учитель показывает карточку несколько секунд, на которой записаны, например, три разные буквы(буквосочетания) или три разных слова, затем быстро закрывает, учащиеся должны назвать их правильно и в том же порядке. После предъявления и озвучивания ряда карточек учитель постепенно наращивает скорость смены карточек;
  3. можно использовать и всевозможные вариации упражнений на соответствие: соединение частей знакомых слов (из двух колонок ребята подбирают начало и конец слова), установление соответствий: слово - картинка, выбор слова, подходящего к картинке, из списка предложенных слов;
  4. интересны и упражнения с пропущенными буквами. Ребята должны понимать, что всего одна буква(буквосочетание) несёт очень важное значение для слова. Для данных упражнений важно подобрать группы слов, в которых есть возможность, меняя одну из букв изменить значение слова. Подобное упражнение можно провести с добавлением букв к словам;
  5. хорошо на уроках подключить элементы игры и соревнования. Например, взять два разных списка слов на разнообразные правила и проверить, кто прочтёт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске.
  6. интересные задания можно провести с помощью кубиков, на гранях которых написаны буквы(буквосочетания). Кубики можно кидать в произвольном порядке и затем читать получившееся слово, либо осознанно крутить грани, составляя знакомые слова. Работу можно проводить в парах, небольших группах, либо фронтально с сопутствующей демонстрацией кубиков через документ-камеру;
  7. для повышения мотивации учения и его эффективности можно создать игровые тренажёры-стихотворения на чтение знакомых и незнакомых рифмующихся слов, которые будут доступны и для выполнения дома. Для этого способствует ведение электронного дневника, где есть возможность оставлять в качестве домашнего задания ссылки на игровые упражнения в интернете.

Упражнений и игр по формированию правильного чтения достаточно много, они разнообразны и эффективны. В данном случае приведена лишь незначительная часть упражнений, которые помогают учащимся осваивать правила чтения, читать незнакомые слова, быстрее запоминать и закреплять изученные слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы на уроке (фронтальная, парная, групповая), обеспечивают быструю смену деятельности, повышают интерес к чтению, что очень важно на уроках коми языка. Если применять указанные приёмы работы в системе, у детей вырабатывается привычка к определённым действиям, и нет необходимости долго объяснять, что нужно сделать. И потом, игровые задания всегда проходят динамичнее монотонного чтения списка слов по цепочке.

Совершенно оправданно возникает вопрос, реально ли научиться красиво и правильно читать на коми языке при двух 40-минутных уроках в неделю!? Возможно, если на начальном этапе каждого урока учитель целенаправленно будет уделять время на отработку правильного чтения. Важно отметить, что если ребёнком не будут выработаны навыки чтения, то у него возникнут проблемы в последующем и в письме. А нам важно, чтобы наши учащиеся были успешными, как написано в стихотворении известного коми писателя Г.Юшкова, которое вы прочитали в начале статьи на коми языке:

Читать, писать,
Научимся хорошо.
Счастливее нас
Никого не найдётся.