Оборудование: физическая карта России, проектор, справочная литература, запись песни в исполнении М.Евдокимова «Мой Алтай», цветные карандаши листы для рисования у учащихся.
I. Организационный момент
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Садитесь. Начинаем урок.
- Руки? (На месте)
- Ноги? (На месте)
- Локти? (У края)
- Спина? (Прямая)
- Итак, начнём урок.
II. Постановка учебной задачи
- Откройте учебники на стр.90 и определите УЗ, которую мы поставим перед собой на этом уроке. (Будем работать по карте)
- Да, вы правы, ребята, но карты бывают разные: карта местности, карта полезных ископаемых и даже карта расселения животных на земле. Мы же сегодня уделим особое внимание карте одной страны.
В этой стране мы все живём
По праву ей гордимся
Все песни мы о ней поём,
Стараемся учиться…
Читаем, рисуем,
Находим друзей
И славим Отчизну свою
Её называем…(Россия)
Во всём я её узнаю.
- Да, ребята, тема нашего урока звучит так «Россия на карте» (Слайд)
III. Работа по теме урока
1. – Что такое карта? (Дети читают определение на стр.91)
2. – А когда появилась первая карта?
Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Отпечатана первая карта была в 1613 году. Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все объекты они будут обозначать на картах одинаково. Сделали это для того, чтобы люди, живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.
3. - Сколько цветов использовали при её составлении?
4. - Каким цветом изображены на карте водоёмы? Какие водоёмы изображены на карте? (Океаны, моря, озёра, реки)
5. - Каким цветом изображены горы? Чем темнее коричневый цвет, тем выше горы.
6. - Каким цветом изображены равнины?
Равнины и низменности закрашиваются зелёным цветом. Жёлтым цветом на равнинах отмечены холмистые и возвышенные территории.
7. - Север на карте всегда вверху, юг - внизу, восток - справа, запад - слева.
8. - Какие моря в нашей стране находятся на севере? Найдите на карте Балтийское море. В каком направлении находится это море?
9. - Но на карте мы можем увидеть не только моря, равнины и горы. Что ещё вы видите на карте? (Крупные города. Они отмечаются кружочками.)
10. - Найдите на карте города Москва, Санкт-Петербург.
11. - И, конечно, говоря о нашей великой стране, мы не можем не вспомнить о её символах.
Есть главная песня у нашей страны
Услышав её, мы вставать все должны
Единству народа поётся в ней слава
И восхваляется наша держава. (Гимн)У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный… (Флаг)
Он дополняет гимн и флаг
Любой страны то главный знак
У России он особый
Ты назвать его попробуй. (Герб)
К ДОСКЕ ВЫХОДЯТ 4 УЧЕНИКА
1.
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
2.
И север есть у нас и, юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг-
Там холода и вьюги.
3.
Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
4.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
- Российская Федерация объединяет многие республики, края, области, округа. В России живёт более 150 народов. Государственные символы нашей страны - герб, флаг, гимн. Государственный язык в России – русский.
IV. ФИЗМИНУТКА
V. Продолжение работы по теме
Путешествуя по карте нашей большой Родины, мы не можем не вспомнить о малой.
Много в России краёв, областей
Где люди живут
Мне ж нет места милей Алтайского края
С его красотой
И нашим посёлком родным
Его ….(Благовещенкой) люди зовут
В сердцах его образ храним.
- Сколько лет Алтайскому краю исполнилось в августе 2012 года? Какой город является столицей нашего края?
- А сейчас я предлагаю вам выполнить необычное задание. Выполнять его можно по желанию. Сейчас вы услышите красивую песню об Алтайском крае. Перед вами лежат бумага и цветные карандаши. Вы можете нарисовать всё, что представите себе во время прослушивания песни (свой дом, школу, любимую собачку…)
- Поднимите руку кто рисовал.
Что нарисовала……………
Все ваши рисунки мы рассмотрим и обсудим. На следующем уроке устроим картинную галерею ваших работ и более подробно поговорим об истории нашего края.
VI. Итог
- Сделайте вывод, что такое карта? Что обозначают цвета на физической карте? Смогли мы научиться читать карту?
(Выставление оценок).
VII. Рефлексия
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Какое задание наиболее понравилось?
- Какой этап урока вызвал наибольшие затруднения?
VIII. Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 94-95, ответить на вопросы.