Конспект математического занятия использованием ИКТ технологий

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: математика, путешествие, математика игра, игра путешествие


Возраст: 5-6 лет.

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие»,«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности посредством инновационной формы работы.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 6 и обратно.
  • Закрепить цвета, умение соотносить количество предметов с цифрой, знание геометрических фигур, последовательности дней недели, времен года, закрепить знания пространственных отношений; умение ориентироваться в пространстве.
  • Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.

Развивающие:

  • Развивать пространственное воображение, познавательный интерес;
  • Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;
  • Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
  • Развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Материалы и оборудование:

  • Игровая презентация (у автора);
  • Интерактивная доска;
  • Проектор;
  • Три флешки: 1 с записью голоса математика (послание и прощание), другая пустая для коробки, 3 с игрой в компьютере;
  • Загадочная коробка;
  • 3 конверта с цифрами;
  • Сундук;
  • Подарки (маленькие наборы наклеек).

Ход мероприятия

Организационный момент

Дети входят в группу и становятся в круг в игровой зоне.

– Ребята к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста!

Приветствие:

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Проблемная ситуация:

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

– Ребята, сегодня мы собрались, с вами по очень важно делу: мне по почте пришла коробка, а в ней что-то лежит, но так просто она не открывается, как вы думаете, может есть какая-то подсказка?

(коробка завязана на бант, дети должны заметить на крышке коробки приклеенную бумажку с подсказкой)

– Вы правы! Здесь подсказка, давайте я её прочитаю….

«Что бы попасть в это волшебное место вам нужно прочитать заклинание:

«На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В королевстве Математики очутитесь...»

– Куда же мы отправимся? (ответы детей)

– Надо же! Похоже мы отправляемся в страну математики, интересно, что нас там ждёт?

– Все помнят слова? Тогда вперёд!

С третьей попытки нам удаётся отправиться в страну математики и развязать бант. Когда открывается коробка, включается аудиозапись «Послание от Великого Математика!»

«Дорогие ребята, я Великий Математик и приветствую вас в своей стране, позвал я вас сюда, что бы вручить вам подарки в честь Новогодних праздников, за ваши старания и успехи в математике!
Но не всё так просто, добралась до ваших подарков проказница Ошибка! И спрятала их где-то в моём королевстве, ещё и сундук заколдовала с подарками. В коробке моей лежит карта, которая поможет вам отыскать сундук! Но помните! Преодолевая испытания хитрой Ошибки, не забывайте собирать цифры, они и помогут вам открыть сундук, всего их должно быть 6! Желаю вам удачи, мои дорогие, юные математики»

– Надо же какая беда приключилась, что же нам делать? (предложения детей)

– Да, вы правы, надо отправляться в путь!

(Открываем коробку, а там флешка вместе карты)

– ВМ вроде говорил что-то про карту, а это что такое?

– Верно это флешка, давайте вставим её в компьютер и посмотрим, что же на ней для нас приготовили…

(дети присаживаются на стульчики)

(в ноутбуке заранее заготовлена флешка и презентация на интер. доске, делаем вид, что вставляем флешку, включаем доску и перед нами карта)

– Ребята, перед нами что? (карта)

– Давайте внимательно посмотрим на карту.

Сначала мы должны пройти Логический лес, потом перебраться через реку по мосту, пройти Долину фигур, затем через болото Знаний и найти сундук, в котором лежат наши подарки, которые приготовил нам Великий Математик.

Прежде чем, нам отправится в путь - давайте сначала разомнемся, проверим, готовы ли вы к трудностям:

(на экране выплывают демонстрационные картинки для разминки)

  • Сколько углов у квадрата?
  • Яблоко круглое или треугольное?
  • Что больше: пять или шесть?
  • Сколько дней недели знаете?
  • В детском саду выходной в воскресенье или в понедельник?
  • Сколько пальцев у перчатки?
  • Сколько огоньков у светофора?
  • Что меньше: шесть или три?

– Отлично! Мы готовы! Тогда в путь.

И первый пункт на карте Логический лес. (нажимаем на цифру 1 на карте)

(Слайд зимнего леса)

Логический лес

– Мы попали в загадочный логический лес (картинка с лесом).

– Будьте внимательны здесь Ошибка расставила ловушки.

– Давайте посмотрим вокруг - какая здесь красота.

– А какой здесь свежий воздух. Давайте ребята, подышим- сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов.

(на экране 5 знаков вопроса, под ними задания, что бы приступить в заданию ошибки надо обойти ловушки то ест ответить на вопросы)

– Ребята скажите, какое время года сейчас?

– Назовите зимние месяцы?

– Как можно охарактеризовать зиму? Какая она? (Снежная, морозная, холодная, белая, долгая)

– Что идет после зимы?

– А после весны?

Хорошо ребята, а сейчас, давайте внимательно послушаем сложные задания на логику, которые нам оставила ошибка, и решим их.

(Перед детьми на экране демонстрация задачек)

  1. Три пушистых кошечки
    Улеглись в лукошечке.
    Тут одна к ним прибежала.
    Сколько вместе кошек стало? 
    (Кошек стало 4)
  2. В тарелке лежали 4 моркови и 3 яблока. Сколько фруктов лежало в тарелке? 
    (3 фрукта лежало в тарелке)
  3. Четыре овечки на травке лежали,
    Потом две овечки домой убежали.
    А ну-ка, скажите скорей:
    Сколько овечек теперь?
    (2 овечки)
  4. У домика утром
    Два зайца сидели
    И дружно веселую песенку
    Пели.
    Один убежал,
    А второй вслед глядит.
    Сколько у домика
    Зайцев сидит?
    (Один заяц)
  5. Белка здесь и белка там
    Посчитай, дружочек, сам
    И ответь скорее смело
    Сколько вместе будет белок? 
    (Две белки)

– Ну, молодцы! За то, что мы справились, Ошибка отдала нам подсказку, где лежат 2 первые цифры.

(на экране картинка мольберта, педагог отправляет одного ребёнка посмотреть, где возле мольберта могут быть спрятаны цифры)

– Что это за цифры? (1 и 6).

– Отправляемся дальше. И на пути у нас….? Река.

Река

– Посмотрите, ребята, Ошибка и здесь побывала, она сломала мост через реку.

– Что же нам делать? (ответы детей - починить мост)

– Наша с вами задача построить мост так, что бы о начинался с самой длинной палочки и заканчивался самой короткой. Давайте будем по очереди называть цвет нужной нам палочки. (Всего их 10 штук).

– Полина, скажи - сколько палочек всего (10) Давайте посчитаем палочки.

– А теперь посчитайте от второй до пятой палочки? (вторая, третья, четвёртая, пятая)

– Посчитайте от четвертой до седьмой? (четвертая, пятая, шестая, седьмая)

– Вероника - эти палочки они все одинаковые?

– Назови, какие они? (самая длинная, немного короче, еще короче, ещё короче, самая короткая)

– Чем они ещё отличаются (цветом)

– Николай, какой по счету стоит красная палочка? (вторая)

– Ксюша, а синяя, какая по счёту? (четвёртая)

– Очень хорошо! Ребята починили мост – переходим на другой берег реки.

– За это Ошибка отдала нам еще одну подсказку. Где она спрятала цифры.

(Картинка с парикмахерской у девочек)

– Какие это цифры – назовите их? (5, 2)

– Умнички, ребята!

– Следующий пункт на карте…… Долина фигур?

Долина Фигур

Вылетает подсказка! Пора немного размяться!!

– Ребята, давайте поиграем с пальчиками и выполним пальчиковую гимнастку:

«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинаем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

– Ой, ребята, посмотрите, Ошибка заколдовала все фигуры, и оставила только конверты.

(на слайде конверты и на них написаны загадки, задача детей отгадать загадку и поместить нужную фигуру в конверт)

– Ребята, как нам узнать, сколько здесь конвертов (сосчитать)

– Сосчитайте, ребята, сколько здесь конвертов? (6)

– Это, ребята, конверты не простые – в них какие-то задания. Давайте посмотрим…

(Конверты разного цвета, с загадками о фигурах и сами фигуры)

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня … (квадрат)

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня ... (круг)

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? 
(Треугольник)

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат ... (прямоугольник)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы...  (овал)

Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые —
Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат:
«Кто-то сплюснул тебя, брат!»
(ромб)

– Сколько всего здесь фигур? (6)

– Ребята как можно назвать, одним словом этих жителей?

– Все фигуры одинаковы или разные?

– Назовите фигуры, у которых есть углы? (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб)

– Назовите фигуры, у которых нет углов? (круг, овал)

– Сколько фигур с углами? (четыре фигуры с углами)

– Сколько фигур без углов? (две фигуры без углов)

– Ребята, нам осталось отгадать загадку что бы пройти долину :

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(Дни недели)

– Ребята назовите дни недели?

– Сегодня какой день недели?

– А какой был вчера?

– А какой будет завтра день?

– Всё верно! Ой! Не хочет нас дальше пускать Ошибка, говорит нужно нам с вами размяться, давайте-ка выполним разминку с вами.

Физминутка

В понедельник я купался (движения плавания),
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения),
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).

– Хорошо ребята с этим заданием тоже справились!

– И Ошибка отдала нам ещё одну подсказку о местонахождении цифры.

(высвечивается картинка с машинками в уголке мальчиков)

– Назовите какую цифру мы нашли? (3 и 4)

– Продолжаем путешествие. Следующий пункт на карте болото знаний.

Болото знаний

– Здесь Ошибка заколдовала кочки. Не на каждую кочку можно наступить. Что бы узнать на какие кочки можно наступать нужно угадать цифру, которую я прохлопаю.

– Итак, приступим. Закрываем глазки и слушаем внимательно сколько я раз похлопаю такую цифру и называем (2 хлопка, 4 хлопка, 1 хлопок, 3 хлопка,6 хлопков).

– Теперь переходим через болото и наступаем только на те кочки, которые я прохлопала.

– Молодцы ребята! Все перебрались через болото.

– Ребята посмотрите, а вот и картинка с нашим сундуком !Осталось узнать, где же спрятала его ошибка, а для этого нужно решить задание –

«Продолжи предложение»

  1. Если стул ниже стола, то стол… (выше стула).
  2. Если мышка меньше кошки, то кошка… (больше мышки).
  3. Если юбка короче брюк, то брюки… (длиннее юбки).
  4. Если кастрюля тяжелее тарелки, то тарелка… (легче кастрюли).

– Отлично ребята!

– Мы справились с заданиями и за это нам Ошибка отдаёт последнюю подсказку, где лежит наш сундук ….? Но где???

– Ребята, про что была последняя загадка в задании? (кастрюли и тарелки)

– Значит где спрятала Ошибка наш сундук? ( на кухне!)

(педагог идёт за сундуком)

– Нашла! Ребята! Нашла! Вот только и тут Ошибка напортачила, замок наколдовала…ещё и с кодом… А какой, мы и не знаем…что ж делать? И зачем нам эти цифры нужны? Для чего мы их собирали?.. (обсуждение с детьми, в результате которого мы должны прийти к выводу, что нужно посчитать цифры туда и обратно и тогда замок откроется!)

– Ребята, давайте посчитаем от 1 до 6 в прямом и в обратном порядке.

– Как хорошо, ребята, смотрите замок открылся…..

(Звучит голос ВМ : «Я верил, что вы справитесь с заданиями и найдёте сундук с подарками! Вы большие умнички, ребята! Я поздравляю вас с праздниками и желаю вам и дальше узнавать много нового из моего мира Математики! До новых встреч ребята! До свидания!»)

– После этого сообщения дети открывают сундук с подарками.

– А вот и ваши подарки...

– Ребята сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Отправляемся.

На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В детском саду очутитесь.

– Ребята понравилось ли вам путешествие?

– Где мы были?

– Что делали?

– Что больше всего понравилось?

– Что было сложного в нашем путешествии?

– Спасибо, ребята за работу!