Обучение по программе для обучающихся с ЗПР предусматривает обучение по тем же учебникам, что и для основной части класса, но, при необходимости, сроки обучения пролонгируются (5 лет обучения в системе НОО - вариант 7.2), реализуется коррекционный блок, сокращается объем материала, используются дополнительные приемы обучения, необходимые для конкретного ребенка, обучающегося во варианту 7.1 или 7.2.
Обучающиеся с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы, нарушения поведения и саморегуляции.
Такие дети могут активно работать в классе и выполнять задания вместе со всеми обучающимися, но очень быстро утомляются, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал.
Как помочь ребёнку с ЗПР эффективно работать на уроке и успешно самостоятельно выполнять задания?
- Адаптация условий для работы на уроке: изменение формы опроса, разметка листа в тетради, шаблоны-карточки с заданиями, размещение одного задания на листе.
- Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- Индивидуальная визуальная поддержка (правила, алгоритмы, шаблоны, опорные карточки).
- Адаптация предъявленного задания.
Предлагаем вашему вниманию примеры адаптации заданий по математике для обучающихся 1 класса с ЗПР.
На каждой карточке для сравнения представлены задания как для обучающегося по основной программе, так и для обучающегося с ЗПР.
Задание для детей с ЗПР содержит визуальную инструкцию в виде пиктограммам, на которых схематически показано, что нужно делать, так как часто эти дети испытывают сложности при овладении навыком чтения, а также с пониманием прочитанного. Инструкции разбиты на короткие шаги в виде алгоритма. Каждая карточка содержит опорную схему выполнения предъявленного задания.
Тема: "Решение задач"
Карточка 1
Реши задачу. Ира купила 4 синие ручки и 2 красные ручки. Сколько всего ручек купила Ира?
(для детей с ЗПР)
1. Прочитай. | 2. Реши задачу. | 3. Проверь. |
|
|
|
Ира купила 4 синие ручки и 2 красные ручки. Сколько всего ручек купила Ира?
Карточка 2
Реши задачу. В коробке было 7 шоколадок. 3 шоколадки взяли. Сколько шоколадок осталось в коробке?
(для детей с ЗПР)
1. Прочитай. | 2. Реши задачу. | 3. Проверь. |
|
|
|
В коробке было 7 шоколадок. 3 шоколадки взяли. Сколько шоколадок осталось в коробке?
Тема: "Решение уравнений"
Карточка 3
Реши уравнение: х +12=30
(для детей с ЗПР)
Выбери схему.
|
2. Реши задачу. | 3. Проверь. |
|
|
|
12 +х=30
Карточка 4
Реши уравнение: х -12=30
(для детей с ЗПР)
Выбери схему.
|
2. Реши задачу. | 3. Проверь. |
|
|
|