Цель: познакомить детей с условиями правильного питания как необходимые условия здорового образа жизни человека.
Задачи:
- обучающие – познакомить учащихся с правильным питанием; познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
- развивающие – развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитательные – воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: рабочая тетрадь, иллюстрация овощей и фруктов, клей, картон, вырезки из журналов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
Вводная беседа.
- На предыдущих уроках мы говорили о космонавтах, 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики. Как вы думаете, каждый ли может стать космонавтом? (Нет) Каким должен быть настоящий космонавт? (Сильный, ловкий, здоровый). А что должен делать космонавт, чтобы быть здоровым? (Начинать свой день с утренней гимнастики, закаливаться, заниматься спортом, вести правильный образ жизни – не иметь вредных привычек, соблюдать режим дня) - на доске.
- Я предлагаю вам сейчас вместе со мной выполнить упражнения, которые любят делать космонавты. (Использую упражнения для поднятия тонуса)
- Одним из правил здорового образа жизни является и правильное питание. Вот о нем мы и поговорим сегодня на уроке.
Прием «ЗХУ». Инструктаж.
1. Нарисуйте таблицу.
2. Вспомните всё, что вы знаете по теме «Правильное питание». Запишите слова в колонку «Знаю».
3. Запишите во вторую колонку («Хочу узнать») вопросы, которые у вас появились или появятся в ходе обсуждения.
4. Обобщите всё, что вы узнали из урока, запишите в 3 колонку.
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
|
|
|
- Чтобы правильно питаться нужно выполнять некоторые условия. Остановимся на двух. Это: УМЕРЕННОСТЬ и РАЗНООБРАЗИЕ.
- Что означает слово «умеренность»? (ученик отвечает по словарю)
Древним людям принадлежат мудрые слова «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».
- Как вы понимаете эти мудрые слова? (рассуждения детей). Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать.
- Что значит «разнообразие?» (ученик отвечает по словарю)
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Это мед, гречка, геркулес, изюм, масло. Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. Это творог, рыба, мясо, яйца, орехи. А третьи - это фрукты и овощи, которые содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться. Это ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы и др.
- Объясните, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья». («Овощи содержат в себе много питательных веществ, а следовательно являются кладом для нашего здоровья»)
- Для вас, ребята, приготовили загадки. (Дети загадывают загадки, а затем сообщают информацию о витаминах).
Вика:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос. (Морковь)Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
- В моркови, луке, молоке содержится витамин А. Это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранять зрение.
Денис:
Желтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можно съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин)Маленький, горький
Луку брат. (Чеснок)Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (Капуста)
- В капусте, луке, чесноке, во всех овощах, фруктах, ягодах содержится витамин С. Он нужен, чтобы реже простужаться, быть добрым, быстрее выздоравливать при болезни.
Гриша:
Жидко, а не вода
Бело, а не снег. (Молоко)У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
- В молоке, рыбе , твороге содержится витамин Д, который сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.
- Какие витамины вы запомнили? (А, С, Д). Витамины очень нужны вашему организму, при их недостатке организм слабеет, человек быстро устает, плохо выглядит. Поэтому питание должно быть разнообразным, а продукты – богаты самыми разными витаминами.
3. Физкультминутка «Корешки и вершки»
- А теперь проверим, знаете ли вы, как растут овощи. Я буду называть овощи, если мы употребляем в пищу подземные части данного овоща надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
«присесть» |
«встать» |
Картофель |
фасоль |
Морковь |
помидор |
Свекла |
огурец |
Репа |
тыква |
4. Работа с текстом
- Как вы думаете, ребята, все ли люди в реальной жизни правильно питаются? (Нет)
Конечно, не всегда мы питаемся так, как требует наш организм. Одному хочется целый день есть только конфеты, шоколадки, пить лимонад. Другой все время жует, а во время обеда отказывается от пищи. Неправильное питание плохо влияет на здоровье. Чтобы жить, работать, учиться, человек должен есть. Существуют определенные правила, которые надо соблюдать. Прежде чем познакомиться с этими правилами, я предлагаю вам поработать в группах с текстом по следующему плану.
План:
- Прочитать текст.
- Ответить на вопрос: - Правильно или не правильно питается Катя, Аня, Дима и почему?
- Дать совет о правильном питании своему герою.
Текст 1.
Какой совет дает Катя в своей частушке?
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Текст 2.(авторы С.Е.Титевалова, И.Н.Борко)
Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах «звездочки», все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это любимая еда. Наверное, скоро я буду дома!
Ваш друг, Дима.
Текст 3.
Аня заявила:
- Кто сказал, что супы полезны ежедневно употреблять в пищу. Как их можно каждый день есть, это же надоедает. В Европе люди не едят русские супы и здоровее в сто раз. Суп – это невкусно и неполезно! Предлагаю на обед есть только пиццу и пироги!
Текст 4.
Какой совет дает Катя в своей частушке?
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
После выступления каждой группы, ученики заполняют рабочий лист. Прием «Понятийное колесо»). Смотреть приложение.
5. Творческая работа. Составление коллажа по группам
- Сейчас мы проверим, какая из групп лучше всего запомнила советы по правильному питанию.
- Ваша задача отобрать продукты, которые, по вашему мнению, являются полезными для здоровья человека и продукты, которые вредят здоровью. Оформить коллаж с надписью «Полезные продукты» и «Вредные продукты».
Дети представляют свои коллажи у доски. Поощрение, если все правильно выполнили.
- Почему эти продукты полезные, а эти вредят здоровью? (Ответы детей)
6. Рефлексия
Учитель опрашивает детей, как они заполнили таблицу «ЗХУ». (Что знали? Что хотели узнать? Что узнали нового?).
- Как вы думаете, почему надо правильно питаться? (Чтобы быть здоровым)
- Какие два условия нужно выполнять, для того чтобы правильно питаться? (Умеренность и разнообразие).
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, по несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда!
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим.
Плюшки, конфеты, печенье, торты –
В малых количествах детям нужны.
Запомните, дети, простой мой совет:
Здоровье одно, а второго – то нет!
Спасибо за внимание!
Домашнее задание
- В рабочей тетради «Разговор о правильном питании» отгадать кроссворд и раскрасить овощи, стр.46-47.
- Составить СМС однокласснику, который не присутствовал на данном уроке. Кратко изложить суть темы урока.