Цели урока:
- показать закономерность чередования Е–И в корнях слов;
- формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием;
- развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с правилом правописания е–и в корнях с чередованием
- научиться определять условия написания гласных е–и
- научиться обозначать её графически и объяснять правописание
Метапредметные:
- коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, формировать навыки учебного сотрудничества при организации работы в парах и группах;
- регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм решения проблемы
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Применяемые технологии:
- критического мышления
- здоровьесберегающие
- проблемного обучения
Ход урока
1. Организационный момент (РКМ)
При записи числа двадцать [двацат] третье [трэтйэ] апреля – фонетическая разминка: в каких словах (слове) количество букв и звуков не совпадает?
2. Актуализация знаний
«Письмо с дырками» (прием технологии развития критического мышления) /прием читательской компетенции/
/Учащиеся работают на местах, один ученик работает за закрытой доской./
3. Графический диктант
- подрастать
- изложение
- росток
- выращивать
- слагаемое
- выросли
4. Переход к новой теме
Создание проблемной ситуации.
У доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.
Прочитайте записанные на доске слова парами:
Удерёт – удирает
Замереть – замирать
Запереть – запирает
Стереть – стирает
Выделите корни.
- Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)
- Подчеркните гласные в них.
- Что заметили?
- Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование).
5. Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием)
Ребята записывают тему урока в тетрадь.
Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
На закрытой доске (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием)
Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.
- Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?
(Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А). - Сверим вывод с правилом в учебнике.
Стр.112, п.112 + образец рассуждения - Обратите внимание на таблицу (на партах – список корней с чередованием)
6. Физкультминутка. Пошумим?
Называю слово с И в корне – хлопаем, с Е - топаем
Отбирать, заблестел, запирать, отпереть, расстилать, вытирать, соберу, блестеть, зажигать
7. Применение знаний
Выборочно-распределительный диктант.
Выпишите из предложений слова с чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. е
2) Песня замирает далеко в полях. и
4) Пролитую воду не соберёшь. е
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. и
6) Улицы упирались в голые скалы. и
Проверка:
1. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом.
На закрытой доске
и |
е |
Замирает |
Блестят |
- 1 ошибка – 4
- 2-3 ошибки – 3
- 4 ошибки – 2
2. Упр.647
8. Рефлексия учебной деятельности
1. Фронтальный опрос.
- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Мы её достигли?
2. Домашнее задание (дифференцированный подход):
- П.112, упр.649 (для всех)
- Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (10 слов) для уч-ся + П.112, Упр. 648 или 649 на выбор.