Конспект урока русского языка в 5-м классе "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: буквы Е-И в корнях с чередованием


Цели урока:

  • показать закономерность чередования Е–И в корнях слов;
  • формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием;
  • развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить учащихся с правилом правописания е–и в корнях с чередованием
  • научиться определять условия написания гласных е–и
  • научиться обозначать её графически и объяснять правописание

Метапредметные:

  • коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, формировать навыки учебного сотрудничества при организации работы в парах и группах;
  • регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм решения проблемы
  • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применяемые технологии:

  • критического мышления
  • здоровьесберегающие
  • проблемного обучения

Ход урока

1. Организационный момент (РКМ)

При записи числа двадцать [двацат] третье [трэтйэ] апреля – фонетическая разминка: в каких словах (слове) количество букв и звуков не совпадает?

2. Актуализация знаний

«Письмо с дырками» (прием технологии развития критического мышления) /прием читательской компетенции/

/Учащиеся работают на местах, один ученик работает за закрытой доской./

3. Графический диктант

  • подрастать
  • изложение
  • росток
  • выращивать
  • слагаемое
  • выросли

4. Переход к новой теме

Создание проблемной ситуации.

У доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.

Прочитайте записанные на доске слова парами:

Удерёт – удирает

Замереть – замирать

Запереть – запирает

Стереть – стирает

Выделите корни.

  • Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)
  • Подчеркните гласные в них.
  • Что заметили?
  • Как называется такое явление? (Гласные чередуются, чередование).

5. Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием)

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

 Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

На закрытой доске (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.

  • Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?
    (Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А).
  • Сверим вывод с правилом в учебнике.
    Стр.112, п.112 + образец рассуждения
  • Обратите внимание на таблицу (на партах – список корней с чередованием)

6. Физкультминутка. Пошумим?

Называю слово с И в корне – хлопаем, с Е - топаем

Отбирать, заблестел, запирать, отпереть, расстилать, вытирать, соберу, блестеть, зажигать

7. Применение знаний

Выборочно-распределительный диктант.

Выпишите из предложений слова с чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. е
2) Песня замирает далеко в полях. и
4) Пролитую воду не соберёшь. е
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. и
6) Улицы упирались в голые скалы. и

Проверка:

1. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом.

На закрытой доске

и

е

Замирает
Пробирается
упирались

Блестят
Соберёшь
Расстелить, блеснуть, вытерла

  • 1 ошибка – 4
  • 2-3 ошибки – 3
  • 4 ошибки – 2

2. Упр.647

8. Рефлексия учебной деятельности

1. Фронтальный опрос.

  • Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
  • От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
  • Какую цель мы ставили перед собой?
  • Мы её достигли?

2. Домашнее задание (дифференцированный подход):

  1. П.112, упр.649 (для всех)
  2. Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (10 слов) для уч-ся + П.112, Упр. 648 или 649 на выбор.