Практика профилактической работы в образовательной среде показывает, что наибольшей эффективностью обладают подходы, основанные на выработке у воспитанников уверенности в себе, эффективной коммуникабельности, умения действовать в неопределенных ситуациях, продуктивно решать конфликты, навыков саморегуляции поведения и эмоционального состояния.
Профилактика вредных привычек необходима с раннего возраста. И детям нужно внушать, что плохо, а что хорошо.
Цели мероприятия: Профилактика вредных привычек в образовательном учреждении.
Задачи мероприятия:
- Формировать здоровый образ жизни.
- Закреплять знания о вреде вредных привычек
- Познакомить воспитанников с навыками уверенного поведения через умение отказывать. Воспитывать способность выбора между здоровым образом жизни и вредными привычками.
Методы и приемы работы: Метод убеждения (доверие, сотрудничество)
- элементы тренинга;
- обучающие игры;
- сказкотерапия.
Контингент участников: воспитанники 1-4 классов.
- Ожидаемые результаты:
- Работа направлена на уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушению и злоупотреблению ПАВ в детской среде;
- формирование у детей нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни.
Время проведения: 30-40 минут.
Оборудование: карточки со словами к игре-определению «Девочки-мальчики и черные братья».
Подготовка:
- Плакаты: «Курить да пить здоровью вредить»; «Вино да курево в дом – счастье из дома вон!»; «375 тысяч россиян ежегодно умирают из-за болезней, вызванных курением».
- Надписи для участников.
- Карточки со словами.
Участники: ведущая, фея Болезнь, госпожа Лень, госпожа Плохое настроение, братья Вредные привычки, фея Здоровья.
Ход мероприятия
Ведущая: Добрый день, уважаемые взрослые, дорогие ребята! Какие дружные, симпатичные девочки и мальчики собрались сегодня здесь. Желаю всем вам здоровья! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Правильно в народе говорят: «здоровье не купишь за деньги». Каждый из нас должен осознавать, какой это бесценный клад. А убедить в этом поможет сказка «Секрет черных колдунов». Ребята, а вы любите сказки?
Замечательно! Сказки делают наш мир чуточку ярче и добрее. Сказки бывают разные: радостные и грустные, смешные и не очень. В сказках лягушка чудесным образом превращается в принцессу, царевна Несмеяна перестаёт плакать и выходит замуж. А вы обратили внимание, что обычно в сказках добро побеждает зло. А в нашей сказке «Секрет черных колдунов» победа добра зависит от вас. Итак, тишина, сказка в гости к нам пришла.
Ведущая: Давным-давно наша земля была прекрасна, все люди жили счастливо, мирно, без зла и печали, без болезней. Всех жителей земли охраняла фея Здоровья.
Звучит музыка «Как прекрасен этот мир», девочки исполняют танец цветов.
Ведущая: Но вот однажды на землю прилетела фея Болезнь.
Затем звучит дисгармоничная музыка появляется фея Болезнь.
Фея Болезнь: (грозно) Я фея Болезнь. Ненавижу цветы, ненавижу красоту, а больше всего ненавижу фею Здоровья.
(обращается к детям) Вы тоже ненавидите фею Здоровья. Вы же обожаете болеть? Мне пора завоевать не только отвратительное царство феи Здоровье, но и весь мир, всю эту прекрасную землю. Уже давно пора навести здесь порядок. Уничтожить все цветы. деревья. А самое главное людей. А начать нужно с детишек. Приучить вас лениться, не трудиться, не учиться, подружиться с моими главными помощниками Вредными привычками. Вас всех сделать своими рабами. Где мои слуги. Никогда их нет на месте.
Хлопает в ладоши под музыку появляется её свита, почтительно склоняются перед ней, называя свои имена.
– Госпожа Плохое настроение.
– Госпожа Лень.
– Братья Вредные привычки.
Фея Болезнь: Мы собрались здесь с вами, мои дорогие, чтобы решить один очень важный вопрос. Мне кажется, настала пора завоевать не только царство феи Здоровья, но и весь мир.
Госпожа Плохое настроение: Как верно, как правильно!
Братья «Вредные привычки»: Давно надо было это сделать.
Госпожа Лень: Но сделать это нелегко. Ведь у феи Здоровья сильная армия, да и детишки просто так, без боя, не сдадутся. Нужно что-то придумать.
Фея Болезнь: Нужно что-то придумать. Необходимо как можно скорее завоевать царство феи Здоровья и весь мир. Думайте, думайте, шевелите мозгами, мои верные слуги!
(свита шепчется)
Братья Вредные привычки: О, наша грозная повелительница, уважаемые дамы, позвольте нам, братьям Вредным привычкам, предложить свой план. Он очень прост.
1: Мы, Вредные привычки, первыми отправимся на завоевание царства Феи Здоровья.
2: Мы сделаем само сложное – поработим детей. Они будут нашими рабами и будут выполнять нашу и только нашу волю.
Фея Болезнь: Вас, страшил в черных масках, дети сразу же разоблачат.
1: Не разоблачат. Посмотрите, переворачивают свои маски с другой стороны.
2: Такими красивыми масками мы обманем любого.
1: Ведь являемся мы в образе прекрасного друга.
2: (обращаясь к детям) Мы поможем вам утешиться в печали, повеселиться. И вы не догадаетесь, что под красивой маской скрывается болезнь, дряхлость, плохие оценки, потеря друзей, слезы ваших родителей.
Вся свита злобно хихикает.
Фея Болезнь: (в раздумьи) план мне нравится. Возможно, у него есть свои недочёты, но они могут быть исправлены в процессе работы. Итак, господа, не будем терять времени. В путь! Желаю вам удачи!
Звучит марш, все расходятся. Появляется ведущая.
Ведущая: Так началась борьба Феи Болезни и её свиты со здоровьем и счастьем людей. Мы им не сдадимся. Ведь так? Попробуем побороть «черных братьев».
Ведущая: У нас все получится. Что же нам поможет сохранить и укрепить здоровье? Узнаем, отгадав загадки.
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков.
Целый день идти готов.
(душ)
Утром я по распорядку,
Делаю всегда … (зарядку).
У него два колеса,
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.
(велосипед)
Очень чудные ботинки
Появились у Иринки,
Не годятся для ходьбы,
В них по льду кататься бы.
(коньки)
В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый.
(лимон)
Гладко, душисто, Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (мыло)
Хожу-брожу не по лесам,
А по чистым волосам.
зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
Фея Болезнь: Да, конечно, если вы будете дружить с зарядкой, с мылом, с витаминами, то вы меня одолеете, но есть еще мои слуги. Попробуйте с ними сразиться!
Госпожа Лень: Давайте лучше лениться. Не трудиться и не учиться, а только лениться.
Ведущая: Что можно сделать? Как побороть лень. Ребята, помогите!
Дети: Нужно читать, рисовать, придумывать смешные истории!
Ведущая: А ещё можно поиграть.
Игра
А теперь игра для вас.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад
Это правильный совет? (нет, нет, нет)
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (нет)
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять
Выдавить полтюбика
И почистить зубики
Это правильный совет? (нет, нет, нет)
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? (нет)
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы
Спать идти нельзя
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идите спать
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? (нет, нет, нет)
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать,
Это правильный совет? (нет, нет, нет)
Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что нет.
Госпожа Лень: С вами скучно, пойду, поищу себе других ленивцев. Уходит.
Госпожа Плохое настроение: Ну от меня так просто не отделаетесь
Фея Здоровья: А мы потанцуем и избавимся от плохого настроения?
Госпожа Плохое настроение: терпеть не могу веселья и танцев, ухожу от вас.
Танец-игра.
Братья Вредные привычки: (шепотом) Хи-хи-хи, сейчас мы и начнем реализовывать свой планчик.
1: Тебе одиноко? Тебе грустно? Тебя никто не любит и все тебя обижают?
2: Ну их всех, давай закурим, я тебе расскажу смешную историю и буду с тобой дружить.
Ведущая: Друзья, Вы можете каждый день встретиться с «черными братьями» – вредными привычками, в обличии добрых друзей. Что же такое привычка? Привычка неосознанное повторение одного и того же действия. Привычка – это способность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.
Есть полезные привычки и вредные привычки. Сейчас я прочитаю список привычек, если это полезная привычка мы говорим да и хлопаем, если вредная то говорим "нет" и топаем. Будьте внимательны.
Список привычек:
- спать с открытой форточкой;
- обманывать;
- умываться;
- чистить зубы;
- грызть ногти;
- сутулиться;
- класть вещи на место;
- опаздывать;
- выполнять домашнее задание;
- заниматься спортом;
- пропускать уроки;
- говорить правду;
- лениться;
- курить;
- читать лежа;
- мыть за собой посуду;
- драться;
- конфликтовать;
- размахивать руками при разговоре;
- смотреть допоздна телевизор;
- раскачиваться на стуле.
Игра-определение «Девочки-мальчики и "черные братья"»
Фея Здоровья: Ребята, как вы думаете, какими станут мальчик или девочка, подружившись с «черными братьями»?
Ведущая: загрязнятся легкие, затрудняется проникновение воздуха в организм, работа сердца. От курения желтеют зубы и появляется плохой запах из рта, ухудшается память, внимание, ребята , у ребят, которые начали курить резко ухудшается успеваемость в школе, они намного чаще болеют, ослабевает иммунитет и т.д.
Отвечая на вопросы, сделай выбор "ДА" или "НЕТ".
- Сила – Могут ли сигареты сделать человека сильнее? Способствуют ли сигареты наращиванию мышц и их укреплению?
- Искренность – Может ли курящий человек быть честным, искренним и не обманывать своих близких, что он курит?
- Гуманность – Может ли курящий человек называться гуманным, если он портит жизнь окружающим его близким, соседям создавая их неблагоприятные условия?
- Активность – Могут ли сигареты сделать человека сильнее, выносливее, активнее?
- Работоспособность – Можно ли успешно учиться, регулярно куря сигареты и при этом улучшать свою память, внимание?
- Естественность – Может ли курящий человек быть всегда в гармони с самим собой, с окружающими, с природой и не приносить им вред?
- Тактичность – Всегда ли курящий человек вежлив, не груб с окружающими его людьми?
- Аккуратность – Можно ли сказать про курильщика, что он чистоплотен, аккуратен. На его одежде нет прожженных пятен, остатков пепла, он не мусорит, не бросает куда попало окурки?
Ведущая: Ребята, надеемся, что сказочка наша вам в жизни пригодится
Подумайте, мальчишки,
Подумайте, девчонки,
Как здорово на свете жить,
Когда здоровье есть!
Список литературы:
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Графф, 2015.
- Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя. Серия «в помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/ составитель серии Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш – Изд-во «Эфлакс», 2013.
- Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися – Ростов н/Д, 2015.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.