В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые в свою очередь увеличивают скорость подачи материала, наглядность и внимание со стороны учеников. Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения новых инструментов, которые позволяют обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся. К такому инновационному инструменту относится документ-камера.
Применять документ-камеру можно на всех этапах урока, а также во внеурочное время, при проведении собраний. Ее возможности и сферы применения безграничны.
Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.
Использование документ-камеры на уроке может принимать самые разнообразные формы.
Основные направления использования:
- Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.
- Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
- Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.
- Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.
Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя.
На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.
При проведении внеурочных занятий использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов - до создания анимационных фильмов. Таким образом документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.
Приведу несколько конкретных примеров использования документ-камеры на уроках информатики.
1. Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.
При изучении темы «Архитектура ПК» документ камера направлена на демонстрационный системный блок, что позволяет в увеличенном виде разобрать его на глазах всего класса и продемонстрировать даже самые маленькие детали.
Сделать необходимую фотографию страницу учебника или пособия, технического средства прямо на уроке и детально разобрать материал на интерактивной доске.
2. Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
Проецируя задание, выполненное в рабочей тетради, класс совместными усилиями исправляет ошибки. Много эмоций вызывал прием, когда ученик первый сделавший работу в тетради проецировал свое решение через документ-камеру, и объяснял, показывая на проекцию задания. А если находились ошибки, то вносили исправления у всех на виду разноцветными маркерами.
3. Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.
При изучении анимации, создания презентаций, программной оболочки GIMP, можно не отходя от компьютера сделать фотографию документ-камерой необходимого объекта, отредактировать и добавить необходимые стрелочки и пометки для дальнейшего сохранения результатов работы.
В настоящее время еще не во всех классах есть интерактивные доски и во многом документ-камера заменяет ее инструментарий. Элемент "шторка” воплощается с помощью простого листа бумаги, которым перекрываем часть изображения, выводимого на экран. Передвижение объектов - еще одна легко воплощаемая к реализации технология. Вырезав из цветной прозрачной пленки несколько разных по диаметру кругов, приспособились быстро строить диаграммы Эйлера-Венна. Быстрее идет процесс построения алгоритмов от простых текстовых до блок-схем, когда набор заготовок под рукой и остается прорисовать связи, написать недостающие элементы.
Использование документ-камеры возможно и на внеурочных занятиях. Например, при осуществлении проекта «Мультфильм» перед учителем встала задача выбора техники, с помощью которой можно осуществить задуманное. При создании мультфильма планировалось два вида изобразительной деятельности: пластилиновое наращивание и рисование в графическом редакторе «Gimp». Первая часть мультфильма была выполнена при помощи документ-камеры. На статической площадке с разнообразными видами подсветки было очень удобно располагать фон и изобразительные материалы. Постепенное наращивание пластилинового рисунка фиксировалось средствами документ-камеры. За время работы дети получили большое удовольствие от творческой деятельности, извлекли полезный опыт по работе с документ-камерой и различными компьютерными программами. Таким образом документ-камера оказалась в этом проекте неоценимым помощником и заставила с новой стороны посмотреть на способы использования данного вида техники на уроках и внеурочных занятиях.
Еще одну возможность предоставила документ-камера - почувствовать себя актерами-кукловодами. Организовать теневой театр можно и без громоздких занавесов. Вырезав фигурки из черного картона, прикрепляем к ним проволочки и начинаем действо. Два кукловода лихо управились с десятком объектов, зрители рукоплескали. Дети не только придумали сюжет, изготовили персонажей, но предложили технологию воплощения: перемещаем темные объекты на белом столе под документ-камерой, а проектор помогает проецировать все на большой экран.
На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования. Она расширяет методические возможности учителя, оптимизирует учебный процесс, помогает сэкономить время на подготовку к урокам и повышает мотивацию учащихся к обучению. Использование ее на уроках позволяет повысить наглядность, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ и опытов, делать уроки более разнообразными, разноплановыми. Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя. Для нового поколения детей, которое лучше воспринимает именно зрительные образы – это очень важно, интересно и увлекательно.
Планерки, педсоветы - еще одна возможность доказать, что без документ-камеры работать не комфортно. Почему-то руководство на таких мероприятиях пытается озвучить информацию, держа в руках бумагу. Все становится нагляднее, когда этот лист с информацией попадает в объектив документ-камеры. Эффект «салфетной визуализации» знаком значительной части творческого населения. Во время разговора, слушания доклада, на подручных материалах возникают краткие записи, схемы, изображения - поделиться ими по «горячим следам» бывает очень важно и, если эта большая аудитория, то и проецировать маленький набросок придется на большой экран. Документ-камера поможет не только воспроизвести, но и обсудить спонтанно возникшую идею, зафиксировать ее в цифровом формате.
Таким образом, документ-камера обеспечивает решение следующих образовательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий:
- визуализация на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей (статической и динамической), в том числе хода проведения натурных экспериментов;
- фиксация достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио;
- организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения;
- развитие коммуникативных умений обучающихся.