Особенности обучения ученика с нарушением слуха в классе фортепианно в ДШИ

Разделы: Инклюзивное образование, Дополнительное образование

Класс: 4


Дети с нарушением слуха могут достигнуть того же уровня развития, что и нормально слышащие, но с помощью специальных способов и средств. Они также как и обычные дети получают общее образование, учатся в вузах, что способствует их адаптации в обществе.

Большое значение придается максимально раннему (с первых месяцев жизни) выявлению нарушений слуха у детей. Комплексная медико-психологическая и педагогическая помощь глухим и слабослышащим детям должна быть оказана с момента обнаружения нарушения слуха. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого и раннего возраста проходит под руководством сурдопедагога при условии слухопротезирования ребенка, создания в семье условий для соблюдения общих требований к воспитанию и общению с ним, физическому и психическому развитию. [5, 38]

Специфичность построения образовательно-коррекционного процесса в специальных школах проявляется в том, что в единстве решаются задачи, направленные на общее и речевое развитие учеников, их подготовку к сознательному овладению системой школьных знаний и умений (практическое овладение языком, расширение, уточнение, коррекция представлений, знаний детей об окружающем мире, развитие восприятия, в том числе слухового, формирование наглядных и отвлеченных обобщений), и задачи планомерного и целенаправленного обучения детей основам наук, овладения ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни, для любой сферы деятельности. [5, 41].

Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха. Для детей с нарушением слуха музыка влияет на психологические процессы: переживание, мышление, память, а также развивает слуховое восприятие и речь.

В исследовании Яхниной Е.З. «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха» впервые были изучены возможности восприятия музыки школьниками с недостатками слуха, а также развитие слухового восприятия с помощью электроакустической аппаратуры.

Результат выявил возможность развития слухового восприятия у таких детей младшего и школьного возраста в звучании фортепиано.

Дело в том, что нормально слышащий человек воспринимает музыку с помощью слуха, зрения и вибрации. В качестве примера можно привести скрипача, который помимо того, что слышит музыку, воспринимает вибрацию через пальцы и смычок. Пианист ощущает вибрации через пальцы от прикосновения к клавиатуре и через весь игровой аппарат. Играющий на духовом инструменте (кларнет, труба и т.д.) воспринимает вибрацию и звуковысотность непосредственно через рот, горло и голову.

У человека с частичным или полным нарушением слуха есть возможность научиться играть на музыкальных инструментах при грамотно выстроенной учебной программе педагогом ДШИ.

В настоящее время музыкально-ритмические занятия являются частью коррекционного процесса для детей с нарушением слуха: ритмическое исполнение под музыку танцев, декламация стихов под музыкальное сопровождение и т.д. Сейчас с 1-5 классы в общеобразовательной школе-интернате проводятся специальные занятия для глухих детей, а в средних и старших классах музыкальное воспитание детей с нарушением слуха может осуществляться средствами дополнительного образования (ДШИ).

Глухие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента, а также могут воспринимать колебания ногами от пола. Однако восприятие музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить условно, так как нет полной картины восприятия, а лишь небольшая часть. В основном глухие дети могут воспринимать вибрационной чувствительностью либо резкие звучания, либо средние и нижние регистры. Они могут воспринимать динамические оттенки ( в этом диапазоне): mf (меццо форте) слышат как p (пиано), а ff (фортиссимо) - громкое. Они различают разные темпы, чередования аккордов, быстро и медленно.

Зрение помогает глухим детям воспринимать характер музыки: наблюдают за исполнением педагога или других детей, могут осознавать быстро или медленно, весело или грустно. С помощью зрения они уточняют свои вибрационные ощущения: например, при обучении регистрам на фортепиано видят и осознают высокие, средние и низкие звучания.

Сенсорная основа восприятия музыки детьми с нарушением слуха включает использование двигательного аппарата, т.е. движение рук, пальцев, ног помогает им точнее воспринимать музыку. Уже давно в нашей стране разработана система интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушением слуха: проводится коррекционно-развивающее обучение с младшего возраста, используя электроакустическую аппаратуру, что впоследствии помогает развивать речевой слух.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

При целенаправленном обучении у глухих детей в условиях системы интенсивного развития нарушенной слуховой функции (с помощью электроакустической аппаратуры) развивается слуховое восприятие элементов музыки. Им становятся доступными достаточно тонкие слуховые дифференцировки при восприятии звуковысотных, темповых, метрических, ритмических и динамических отношений. [5,57]

В нашей стране музыкальная ритмика в работе с детьми, имеющими нарушение слуха и речи, стала применяться с 30-х гг. 20 века. Через движение к ритму речи под музыку.

При проведении уроков ритмики ориентация детей с нарушением слуха осуществляется на основе вибрационной чувствительности и зрительного восприятия исполнения музыки учителем.

При опоре на вибрационные ощущения глухие дети воспринимают аккордовое звучание в нижнем и среднем регистрах, динамические и темповые отношения в музыке, простейшие метрические акценты (на начальном этапе это характерно и при обучении на фортепиано).

Занятия с применением музыкальных инструментов электроакустической аппаратуры могут научить глухих детей различать звучание музыкальных инструментов, тембры голосов, узнавать мелодии песен.

Музыкальные занятия воспитывают у таких детей тактильно-вибрационное чувство: учатся различать регистры фортепиано, паузы, перемену темпа, ритма, звука - все это улучшает качество речи.

В настоящее время имеется опыт работы с глухими детьми в специальных учреждениях и по программе детской музыкальной школы или школы искусств. Обучение игре на фортепиано способствует развитию у глухих и слабослышащих детей эмоционального восприятия музыки, развитию ритмического, динамического и тембрового слуха.

В моем классе учится Грибов Дмитрий – ребенок с врожденной глухотой (IV степень по классификации Л.В.Неймана). Сейчас он учится в 4 классе ДШИ по классу фортепиано. Дима начал обучаться у меня с 10,5 лет. Его показатели по слуху самые низкие в его классе в школе-интернате №5 г. Калуге. Сейчас он в школе-интернате уже в 7 классе.

Возникает вопрос, каким образом ребенок, который абсолютно ничего не слышит, начал осваивать фортепиано? Как двигался процесс обучения?

Дело в том, что еще в коррекционном детском саду велась работа с ним с использованием музыкальных средств и аппаратуры. В программе специальных детских садов есть раздел «Музыкальное воспитание», что способствует их более полноценному развитию. На таких занятиях его учили воспринимать музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в режиме для постоянного ношения.

На специальных занятиях по развитию слухового восприятия в детском саду, а также на музыкально-ритмических занятиях их учили воспринимать на слух неречевые звучания и музыку. Различать звучания, определять их количество, продолжительность, громкость, прерывистость, ритм, направления звука, высотные отношения звуков, узнавать высокий и низкий, мужской и женский голос, оркестровое, хоровое и сольное исполнение, инструментальную и вокальную музыку, неречевые звуки окружающего мира (бытовые и уличные шумы), голоса птиц, зверей, определять характер музыки и доступные средства музыкальной выразительности, различать и узнавать фрагменты из музыкальных произведений, а также воспринимать на слух различный речевой материал. Приведу примеры занятий.

Обучение восприятию речи

Дима садился к маме на колени, темечко ребенка было плотно прижато под гортань мамы. В это время педагог показывала буквы, слоги, слова. Мама четко проговаривала все, а затем проговаривать учился Дима. Это помогало усваивать структуру языка, речи.

Формирование слуховой вибрационной чувствительности

В принципиально новых условиях обучения, реализующих систему интенсивного развития слухового восприятия глухих и слабослышащих детей (с помощью звуко­усиливающей аппаратуры), были получены данные, свидетельствующие о том, что при целенаправленной работе у детей с тяжелыми нарушениями слуха развивается слуховое восприятие основных элементарных музыкальных структур. [5,70]

Развитие слухового восприятия велось с помощью электроакустической аппаратуры. Дима садился на стул, к которому были пристегнуты специальные устройства (металлические пластины), передающие музыку на низких, средних частотах, т.е. развивали вибрационную чувствительность.

ПЕРВЫЕ ШАГИ И МЕТОДЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ

В первый класс ДШИ на отделение фортепиано Дмитрий пришел в 10,5 лет в сентябре 2016г. Наше с ним обучение на инструменте началось со знакомства с ним. При этом все рассказывала, глядя на ребенка и четко проговаривая. Трогали клавиши, давили ногой на педаль, смотрели внутрь инструмента, изучая механизм появления звука ( струны, молоточки).

Дмитрий в 10,5 лет пришел достаточно зажатый как физически, так и психологически. Ему трудно было привыкать к новому педагогу, требованиям и трудностям, которые связаны с его врожденной проблемой слуха. Для того, чтобы разжимать игровой аппарат, мы постоянно делали и делаем упражнения на пальцы, руки:

1) Руки в стороны. Свободно машем руками (большая амплитуда)

2) Кистевое движение. Руки в сторону (машем как маленькая птичка)

3) Вытягиваем руки вперед и поочередно шевелим разными пальцами

4) Сжимаем и разжимаем кулачки (как коготки у кошки). Можно делать на столе и на вытянутых руках.

5) Здороваемся пальцами. Прижимаем две ладони с пальцами друг к другу и поочередно «здороваемся» 1м, 2м, 3м, 4м и 5м пальцами.

6) Упражнение «Маятник»: Поднимаем 2 руки вверх и раскачиваем в разные стороны, потом такие же движение в середине, а затем, наклонившись, внизу.

7) Для свободы передвижения рук делаем упражнение на движение рук в разные стороны. Например: одной рукой изображаем, как гладим кошку, а другой - как прыгает кузнечик; правой рукой – отбиваем мяч от пола, левой рукой – гладим по поверхности стола.

8) Кистевое движение к себе («машем веером»).

Все упражнения мы делаем, смотря друг на друга, я четко проговариваю, а Дмитрий читает по губам каждую задачу, которую надо выполнить.

Далее мы знакомились с нотной грамотой путем зрительно-тактильного сопоставления написанных названий нот на бумаге и прикосновению к инструменту в первой и малой октавах. Обучение восприятию нотной грамоты я вела путем изучения 11 линейной нотации: два нотных стана соединяем акколадой и пишем ноты на верхнем строке в скрипичном ключе от середины от ноты «До» 1 октавы до ноты «До» 2 октавы. Затем на нижней строке в басовом ключе от ноты «До» 1 октавы пишем ноты вниз по нотному стану до ноты «До» малой октавы. Так осуществляется постепенный переход от скрипичного ключа к басовому, т.е. зрительное запоминание помогает глухому ребенку быстрее осознавать чтение нотной записи в 2-х ключах.

Далее в течение всего первого класса мы занимались постановкой рук. Дмитрий сразу понял, что нужна округлая форма, но двигательная зажатость на начальных этапах делала руку жесткой, кривой и без округлости. Тяжелая слуховая проблема и по сей день является препятствием для хорошей игры весом руки, от плеча, опираясь в клавиатуру. Путем долгих раздумий я пришла к выводу, что данную проблему у ученика нужно исправлять под каждое произведение индивидуально.

Знакомство с регистрами и звуковысотностью проходило в виде игры. Дмитрий прикладывал ладонь к передней деке фортепиано, а я играла ему разные пьесы в разных регистрах. Таким же образом мы изучали направление мелодий, интервалы, аккордовые звучания. Он как бы «слушал» ладонями вибрации, осознавая звуки. Впоследствии теоретическая часть в виде визуально-написанного материала соединялась с ощущением вибраций через руки, что помогало читать ноты с листа, учить нотный материал. Плавно мы приступили к изучению звукоизвлечения нот на инструменте только 3ми пальцами правой и левой рук. Делали мы это в первой и малой октавах. Самой сложной задачей было объяснить ему силу звука и прикосновения. Единственным выходом к объяснению этого, что в первом классе, что в 4м, стало прикосновение моих пальцев к его запястью, руке, туловищу. Именно благодаря такому «показу» прикосновения пальцев через его туловище ему удается переносить эти ощущения в свои руки и пальцы на инструменте (повторюсь - к каждому произведению свой «показ»).

Музыкальный материал: А.Николаев.

Длительности я объясняла как обычному ребенку при написании целых, половинных, четвертей и т.д. Отличием становилось ритмическое осознание и запоминание каждой длительности учеником. Например: Дмитрий садился напротив меня, я показывала четверть в нотах и мы делали хлопок ладонями по коленям 1 раз, затем я писала разные сочетания четвертей и разных размеров. Дмитрий повторял нужное количество четвертей ударами ладоней по коленям, смотря на меня, а потом сам, при этом проговаривая счет. Так мы изучали все виды длительностей. Делали упражнения: ставила ноты с примерами разных ритмических формул, а Дмитрий их прохлопывал со счетом вслух.

Важно отметить, что когда он пришел в первый класс, его речь была менее понятна. Ритмические упражнения способствовали выравниванию речи на основе двигательно-визуальных ощущениях при постоянном проговаривании счета.

Постепенно к игре 3ми пальцами мы начали прибавлять 2, 3 и 4 пальцы. Затем стали включать крайние пальцы - первые и пятые. Одновременно, при игре всеми 5 пальцами в правой и левой руках, мы использовали уже два вида штрихов: non legato и legato.

Объяснение динамических оттенков имело свои особенности. Градации f и p я показывала ученику через прикосновение к руке, запястью, которые он потом пытался перенести на инструмент. Впоследствии, уже во 2м и последующих классах у нас с Дмитрием была выработана система моих жестов под определенный динамический оттенок:

1. Forte - я руки поднимаю вверх

2. Piano - делаю как бы останавливающее движение двумя ладонями

3. Акцент - делаю в воздухе один раз удар кулака вверх

4. Крещендо - сложенные вместе руки разъединяю

5. Диминуэндо – разъединенные руки складываю вместе

В работе над динамическими оттенками ученику сложнее всего было соотнести прикосновение пальцев с динамическим выстраиванием фраз внутри пьесы. Эта работа ведется постоянно и закрепляется только двигательными повторениями на инструменте с точным анализом задачи.

Из приемов артикуляции самым сложным и по сей день остается штрих staccato. У Дмитрия вибрационная чувствительность проходит через руки, тело от инструмента. Артикуляционные штрихи non legato, legato, tenuto создают определенное сцепление с клавиатурой, что помогает ему легче выполнять данные приемы. Staccato – легкое прикосновение и отрыв пальца от клавиатуры, что создает для аппарата ученика двигательную неустойчивость и некую дезориентацию внутри произведения. Чтобы преодолеть данную трудность, вначале работы, мы используем штрих легато, потом нон легато в одной руке, потом в другой отдельно. Затем пробуем играть разными штрихами в правой и левой руках. И только потом переходим отдельно к штриху стаккато, одновременно проговаривая названия нот и смотря на клавиатуру. Таким образом, через визуально-двигательный контроль мы пытаемся проучить прием стаккато и добиться такого звучания, каким бы его сыграл ребенок без нарушения слуха.

При изучении гамм До мажор, Соль мажор, ля минор, ми минор в течении первого класса у ученика не было проблем в понятийном осознании горизонтальных линий звукорядов. Работали как с обычных учеником, отрабатывая подкладывания и перекладывания пальцев при смене аппликатуры.

В конце 3 класса был сделан для Дмитрия мини-опрос, целью которого было выявить, чему Дмитрий смог научиться, а что представляет трудность до сих пор. Отвечал на них Дмитрий в письменной форме.

1) Вопрос: Как ты слышишь музыку?

Ответ: Я слышу музыку через вибрации, которые передаются через тело, инструмент, а так же помогает слуховой аппарат.

2) Вопрос: Какие звуки на фортепиано лучше слышишь? Высокие, средние или низкие?

Ответ: Через вибрации я хорошо ощущаю низкие и средние звуки. Высокие я не могу услышать.

3) Вопрос: Можешь ли играть на фортепиано, смотря в ноты, но не смотря на руки (клавиши)?

Ответ: Я смотрю и на руки, и на клавиши. Смотреть только в ноты без видения рук я не могу.

4) Вопрос: Можешь ли ты что-нибудь играть с закрытыми глазами? Пьесу, этюд?

Ответ: Я могу играть с закрытыми глазами только гаммы.

5) Вопрос: Можешь ли внутренним зрением, без нот и фортепиано представить мелодию в этюде или в пьесе, которые сейчас играешь?

Ответ: Нет. Я не могу.

6) Вопрос: Когда играешь на фортепиано с педалью, используешь ли точный расчет, когда нужно нажать ногой или используешь какой-то другой контроль?

Ответ: Точно не могу ответить. Я просто знаю в какой момент с руками должна попасть нога.

7) Вопрос: Вспомни себя 3 года назад, когда ты только пришел учиться на фортепиано. Сложно ли тебе было? Что именно? Как сейчас ты понимаешь музыку?

Ответ: Тогда мне было сложно воспринимать то, что от меня требуют, но со временем мне стало легче и быстрее воспринимать музыкальный язык.

Мини-опрос показал, что в 1 классе ему сложно было понять музыку, способы звукоизвлечения на фортепиано, трудно давалась постановка рук; относительно легко было с освоением нот и музыкальной грамоты, так как это относилось больше к визуально-мыслительному процессу. К концу первого года обучения он усвоил несколько гамм, произведения из сборника под редакцией А.Николаева, Б.Милича, Е.Гнесиной.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время Дмитрий слышит музыку через вибрации, которые передаются через пальцы, тело, а также частично помогает в этом индивидуально настроенный слуховой аппарат. Рассказал, что может ощущать только низкий и средний регистр, высокий остается для него недоступным.

Дмитрию сейчас легче даются пьесы, этюды, гаммы. Фактура аккордовая и гаммообразные последовательности даются легче, что четко исходит из его восприятия музыки. Сложнее обстоят дела с восприятием и выучиванием полифонии и крупной формы. Здесь основное преткновение не только в объемах произведений, но также в самостоятельности ведения голосов, рук, пальцев. В классической крупной форме часто встречаются альбертиевы басы, которые он учит, объединяя в аккорды для осмысления и визуально-тактильного запоминания. Потом учит их как написано, но не удается до конца избавиться от зажатости, за которой стоит физическая (слуховая) невозможность охватить блоки таких построений, потому что вибрационная чувствительность не может дать более полной картины в представлении звучания (накладывается мелодия, аккорды в правой руке).

Явным достижением на 3 году обучения я считаю развитие техники (крупная и мелкая), умение уже более плавно вести мелодию, понимать ее направление и развитие; постепенное овладение навыком туше (разное прикосновение к клавишам в зависимости от характера произведения). Навык прикосновения к клавиатуре я развиваю показами силы давления пальцев на его руках, спине, только таким образом удается добиться понимания уровня прикосновения. Динамические оттенки f и p стали удаваться легче сейчас, но mf, mp остаются практически недоступными. При разборе текста Дмитрий может самостоятельно подбирать пальцы в относительно легких и средних по степени сложности местах (в сложных я ему помогаю), грамотно читать нотный текст, разбирается с основными видами ритмических формул. При выучивании музыкального текста у него лучше развита зрительная и тактильная память. Зрительная память помогает ему больше всего, т.к. в случае с его проблемой ( глухота) - это самый важный вид памяти. Зрение помогает ему осмысливать горизонтально клавиатуру и вертикально - ноты и клавиатуру. Тактильная память помогает ему при выучивании мелодии: примером может являться способность играть гамму с закрытыми глазами – представление в сознании изгибов мелодической линии. Также ему помогает вибрационная чувствительность, заменяя ему полноценную слуховую память обычного человека. На 3м году обучения мы стали пробовать участвовать в конкурсах: школьный конкурс ансамблей «Вместе весело шагать» в январе 2019г. и конкурс для детей с ОВЗ «Мы вместе» в апреле 2019г.

Ансамбль был в 4 руки: Дмитрий играл 2ю партию (басовую), а его брат Сергей Грибов – 1-ю партию. Ансамбль очень важен для ритмического и динамического слуха, а также улучшает развитие по взаимодействию с партнером. В случае с Димой было полезно попытаться выполнить задачи ансамбля: поучиться слушать себя и партнера, вступать и играть ритмично, найти и воспроизвести совместно с партнером художественный образ. Результатом работы стало присуждение Лауреатов II степени.

На XXII городском конкурсе-фестивале инклюзивного творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе» Дмитрий выступал в номинации сольного фортепиано и исполнял 2 произведения (пьесу и этюд). Для такого ребенка каждый выход на сцену является событием и испытанием, но при всей сложности задач воспитывает волевые и духовные навыки. На этом конкурсе Дмитрий получил звание лауреата.

Помимо конкурсов Дмитрий постоянно участвует в концертах класса (за этот учебный год их было 3), концертах фортепианного отделения и школы. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: в обучении Дмитрия я использую основную программу ДШИ по классу фортепиано: постановка рук, нотная грамота, ритм, темп, динамические оттенки – этому обучаю Дмитрия, как и обычных детей со слухом.

Отличия в обучении

1). Способ общения с учеником (читает по губам, когда говорю).

2). Обучение звукоизвлечению (туше, штрихи, сложные ритмические формулы) для данной пьесы или жанра происходит путем прикосновения к руке (или на плече), т.е. понимает по мышечным ощущениям от педагога и переносит на инструмент.

3). При использовании педали Дмитрий применяет точный метрический расчет (пока только прямая педаль, но так будет далее и с другими видами). Для лучшего понимания или аккомпанемента собираем небольшие фразы в гармонические последовательности (цепь аккордов), т.е. в данной тональности произведения объясняю гармоническое движение – это помогает понимать и выучивать произведения, так как слуховой анализатор не может воспринимать произведения целостно.

Подводя итог, хочется сделать основные выводы.

В работе с глухими и слабослышащими детьми есть своя специфика. Практический опыт работы с глухим ребенком говорит о том, что эти дети могут быть полноценными членами нашего общества, могут развивать в себе творческие, музыкальные способности, приобретают уверенность в себе.

Дефекты слуха и другие заболевания не позволяют им отчетливо слышать и правильно воспроизводить мелодию, затрудняют запоминание ритмического рисунка, усложняют осмысливанию стихов, отрицательно влияют на тембр голоса и внятность речи в целом, создают массу других дополнительных проблем.

Я думаю, что слабослышащему или глухому школьнику нужно помочь войти в мир музыки, через его простые интересы, показывая и раскрывая постепенно красоту музыкального искусства. Нужно помочь воспитаннику почувствовать значимость его работы, деятельности (это может быть выступления на сцене, рассказ о любимом исполнителе, показ своего номера и т.д.), убедиться в том, что его труд не пропал даром, и, главное, - поверить в свои силы и способности.

Обучение глухого или слабослышащего ребенка музыке – процесс постепенный, трудоемкий, но очень значимый. Восприятие музыки с каждым годом становится более глубоким и эмоциональным.

Таким образом, музыкально-эстетическая культура является важным стержнем в нравственно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Она необходима каждому человеку, а не отдельно одаренным людям. И особенно детям с недостатками слуха, приближая их к миру слышащих. Музыкальная деятельность глухого ученика содействует совершенствованию образовательно-коррекционному процессу школы, более полноценному развитию личности учащегося, его социальной адаптации и реабилитации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара». 2002.

2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. Издание третье. 1996.

3. Масару И. После трех уже поздно. Издание восьмое. Москва. 2019.

4. Профессионализм и культура личности. Опыт междисциплинарного исследования (По материалам IV Всероссийского гуманитарного форума «Сибирские Афины». Томск 2007.

5. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. 272с.

6. Школа игры на фортепиано (под ред. Николаева). Издательство «Музыка». М.1972.

7. Милич Б. Фортепиано 1 класс. М., «Кифара» 2006.

8. А Алексеев Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье, М. «Музыка» 1978.