Патриотическое воспитание младшего школьника

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: 2

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Гимназия №3 – это школа полного дня, в первую смену здесь обучается 1047 детей.

После обеда Гимназия превращается в школу искусств: дети расходятся на занятия по четырем направлениям: театр, хореография, декоративно-прикладное искусство, вокал. Помимо основных занятий искусством дети посещают кружки «робототехника», «шахматы», «футбол», «английский язык».

В начальной школе для присмотра за детьми в каждом классе организована группа продленного дня, классный руководитель и воспитатель работают в тесном тандеме. Казалось бы, у нас созданы все условия для спокойной, а главное, плодотворной воспитательной работы с детьми, но это далеко не так. Составляя расписание работы ГПД на неделю воспитатель, сначала, учитывает дополнительную нагрузку каждого ребенка, и лишь потом распределяет режимные моменты. Нужно организовать прогулку, сон для первоклассников, обед, полдник, самоподготовку и где-то между всем этим вставить своё воспитательное мероприятие. Мы подготовили расписание дополнительного образования, на примере одного класса.

В связи с такими особенностями перед педагогами гимназии встала задача: «Как организовать воспитание и гармонично вписаться в образовательный процесс, не нарушая структуру основного и дополнительного образования». Методом проб и ошибок мы пришли к системе воспитательной работы, в основу которой легло объединение единичных событий в общее временное пространство, так называемые тематические декады.

Например, в учебном году мы проводим 2 декады по ПДД, 1 – предметная, 1 – английского языка, 1 – психологическая, 2 спортивно-оздоровительные, и конечно, декады гражданско-патриотического воспитания. Таких декад у нас три.

В начале года, первая декада приурочена к освобождению Сахалина от японских милитаристов, 2 декада проходит в феврале и 3декада в мае – ко дню Великой Победы.

Остановимся более подробно на структуре декады.

На заседании МО классных руководителей и воспитателей, за месяц до начала мероприятий составляется планирование, вносятся новые предложение. В план входят такие мероприятия как: творческие конкурсы (рисунков, стихов, фото, видеороликов и многое др.), классные часы и воспитательные беседы, игры, викторины, соревнования, концерты, кругосветки, квесты, экскурсии, праздники, библиотечные уроки, занятия с вожатыми, работа с родителями. Классные руководители, как учителя - предметники тоже стараются подтянуть свои уроки к тематике декады.

Мы отмечаем, что при объединении всех видов работ в одну тематику младшие школьники легче познают себя, намного быстрее и увлекательнее познают прошлое и настоящее, благодаря максимальному погружению в тему.

Каждая декада начинается с торжественной линейки – «открытия», на которой заместитель директора знакомит детей с планом работы, с мероприятиями, которые ожидают ребят. На линейке классы представляют свои команды: название, девиз, отрядную песню. Обязательное условия - команда должна иметь общий атрибут и эмблему. В конце проводится линейка – «закрытие», где подводятся итоги мероприятий, награждение победителей конкурсов.

Мы остановимся подробней на декаде гражданско-патриотического воспитания, которую мы проводили в мае прошлого года. В первый же день, на линейке «открытии» классам вручаются маршрутные листы для прохождения кругосветки.

Мы проводим кругосветку в два этапа: в первый день – теоретический, в девятый день – практический (конкурсный).

Теория дается в хронологической последовательности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох: как люди жили, во что верили, что создавали, за что воевали и т. д. Ребята, перемещаясь от станции к станции, узнают новое о военном времени, через изучение исторических памятников, знаменательных дат и личностей, подвигов героев в необычной форме.

Примечательно, что информацию ребятам дают вожатые - ученики гимназии 9-10 классов. Это тоже делается целенаправленно, почему - то малыши внимательней слушают вожатых, а значит и лучше усваивают материал.

Второй этап – практический проводится на 9-й день декады также в форме кругосветки, по станциям, тема которых остается прежней. Но теперь ребята показывают свои знания, зарабатывая при этом очки для своей команды. Для сбора обратной связи используем различные формы: викторины, тестирование, опрос и даже голосование на пультах.

Между первым и девятым днем обязательно проводится общее творческое мероприятие.

В сентябре – это концерт театрализованной песни.

В феврале «Смотр строя и песни»

В мае – «Битва хоров». Примечательно, что главным условием является участие всего класса, важен каждый ребенок.

При подготовке к конкурсу помимо классного руководителя и воспитателя за классом закрепляется педагоги дополнительного образования театра, вокала и хореографии. В течение месяца идет плодотворная работа, которая вытекает в большой яркий концерт. Родители не остаются в стороне, они занимаются пошивом костюмов, подборкой амуниции, изготовлением сценического оформления и даже сбором «оружия».

На такие мероприятия всегда приглашаем ветеранов, сейчас уже только тружеников тыла и «детей» войны, всегда дарим незамысловатые подарки своими руками и цветы.

Декада патриотического воспитания включает в себя изучение своей семьи, семейных традиций, ее реликвий. Часто на таких мероприятиях выступают родители, они делятся семейными историями, рассказами о героях и их достижениями. Такая работа учит любить и уважать предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими.

Во время каждой декады оформляется фотосушка, которая располагается на каждом этаже начальной школы. Для оформления фотосушки дети приносят семейные фотографии, связанные с военным временем.

Традиционно на этажах оформляются информационные стенды. В мае прошлого года большое значение было предано изучению памятников воинской Славы Сахалинской области. В доступной и наглядной форме ребята самостоятельно узнавали об обелисках, монументах, мемориальных досках и комплексах, памятниках, установленных на Сахалине и Курильских островах в честь тех, кто отдал жизнь, защищая Родину.

На протяжении всей Декады в школьной библиотеке для ребят работала «Школа юного писателя ». Уходят из жизни последние свидетели тех военных лет, у многих семей в наследство остались их воспоминания, которые мы предложили записать нашим ребятам. А как это лучше сделать рассказала педагог-библиотекарь - она научила ребят основам и секретам написания маленького рассказа. Итогом работы «школы юного писателя» стал выпуск сборника стихов и рассказов наших гимназистов.

Уже два года наша Гимназия является активными участниками Российского движения школьников. В прошлом году в рамках РДШ в феврале проводилась всероссийская акция «Армейский чемоданчик». Мы не ожидали, что наши родители так активно поддержат эту акцию, в результате которой нам удалось собрать не только чемоданчик, но и целый музей военных лет. У каждой семьи – своя история: дембельские альбомы пап и дедушек, солдатские письма, даже треугольники с фронта, форма и атрибутика к ней, ордена и награды. Выставка вызвала неподдельный интерес у ребят. Они подолгу задерживались у каждого чемоданчика, рассматривали фотографии. Трогали форму руками и даже пытались примерить ее на себя. Музей проработал до конца учебного года, его посетили не только ученики начальной школы, но и старшие классы гимназии. Примечательно, что экскурсоводами выступали сами ребята, экспонаты чьих семей были представлены на выставке. К концу учебного года, из-за недостатка площади его пришлось разобрать и раздать. Но мы ждем завершения строительства дополнительного корпуса Гимназии, где будет создан настоящий музей, экспонатами, в который обещали поделиться родители.

Одной из важной форм работы в нашей гимназии, являются экскурсии. Конечно, без родителей эти мероприятия провести почти невозможно, так как они требуют финансовых вложений. К счастью мы всегда получаем родительскую поддержку.

Традиционно ребята посещают музейно-мемориальный комплекс «Победа», путешествуют по местам боевой Славы в городе и за его пределами.

Одним из любимых детьми приключений, является поездка к лошадям, там ребята не только подкармливают привезенными с собой угощениями лошадей, но и узнают увлекательные, а порой душещипательные истории про верных друзей и помощников людей в военное время.

Важным мероприятием для всех гимназистов, является возложение цветов к вечному огню и участие в шествии бессмертный полк. Традиционно вместе с родителями и ребятами мы чтим память погибших во время войны.

Описание всех проведенных мероприятий и результатов декад находят отражение в специальном выпуске газеты гимназии «Вестнике начальной школы». На страницах газеты ребята – журналисты делятся своими впечатлениями от проведенных мероприятий.

Мы надеемся, что работа нашего коллектива, совместные усилия окажут посильную помощь в воспитании патриотических чувств каждого ребенка, помогут осмыслить связь времен, закрепить живую нить памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом, поможет понять ответственность за настоящее и будущее, своей семьи и нашей Родины.