Возрастная категория: 1-2-е классы.
Цели занятия:
- Сформировать представления детей о том, из чего варят каши, какие они бывают.
- Познакомить с интересными фактами из истории чая и каши.
- Уточнить представления детей о вкусовых признаках каш.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;
- Расширить представление об ассортименте каш и их свойствах;
- Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу;
- Сформировать представление о добавках для каш.
Личностные УУД:
- Выбирать полезную для здоровья пищу.
Регулятивные УУД:
- Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией.
- Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
Коммуникативные УУД:
- Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.
Оборудование: мультимедийный проектор, рабочая тетрадь «Разговор о здоровье и правильном питании», контейнеры с крупами, картинки: злаковые растения, крупы, каши, мультфильм «Каша из топора», карточки с названиями круп и названиями каш, картинки с изображением каш и добавок к ним.
Ход занятия
1. Актуализация проблемы.
– Ребята, я приветствую вас на занятии «Разговор о правильном питании». Сегодня речь пойдёт об одном из продуктов питания, об одном из блюд, известном с глубокой древности. Но для начала я предлагаю Вам представить, что день только начался, Вы проснулись, умылись, сделали зарядку и идете завтракать. Вам предлагается несколько вариантов завтрака.
- 1 вариант – пицца;
- 2 вариант – каша;
- 3 вариант – бутерброды.
Ребята с помощью сигнальных карточек 1, 2, 3 выбирают завтрак (большинство выбирает бутерброды и пиццу).
– Почему вы сделали такой выбор?
– Ребята, послушайте, стихотворение и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить
Её в знакомой старой сказке
Солдат варил из топора.
– Скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? (О каше)
Просмотр мультфильма «Каша из топора»
– Скажите, а можно сварить кашу из топора? (Нет)
2. Определение сферы исследования.
– Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого из вас. Какое же блюдо является наиболее подходящим? (Каша)
– Да, наиболее подходящим блюдом на завтрак является каша, потому что в ней содержится много питательных веществ, она быстро усваивается. Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же они легко усваиваются.
– Ребята, вы хотите узнать, из чего варят каши?
(На доске прикрепляется запись: Из чего варят каши?)
– Кто из вас любит есть каши, поднимите желтый светофор, а кто не любит – красный.
– Я надеюсь, что те ребята, кто поднял красный сигнал, в конце занятия поменяют свое отношение к каше.
– Скажите, вы хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной?
(На доске прикрепляется запись: Как сделать кашу вкусной?)
3. Выбор темы исследования.
– Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?)
– Ребята, сегодня вы будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные вопросы, а помогут нам в этом наши бабушки и мамы. Они ждут вас на станциях. Отправляемся в путь.
4. Выработка гипотезы.
Станция «Библиотека»
Перед вами различные печатные издания (кулинарная книга, энциклопедия, газета «Скатерть самобранка», сборник сказок). В каком из них можно узнать, что такое каша?
Энциклопедия: Каша – исконно русское блюдо. В древнем значении каша означает «Кушанье, приготовленное из растёртого зерна».«Праматерью хлеба» величают её в народе. В Древней Руси кашей называли всё, что варилось из измельчённых продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, рыбные, гороховые, морковные и др. В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события. У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: "С ним каши не сваришь".
5. Сбор и обработка информации.
Станция «Логическая»
– Как вы думаете, из чего варят каши? (Дети высказывают свои предположения)
– Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)
– Крупа получается из зёрен.
– Ребята, у вас на столах карточки с названиями растений, круп и каш, которые можно из них сварить. Вам нужно соотнести карточки с названиями круп и каш.
6. Работа в парах по карточкам.
– Молодцы, это ваши предположения. А ведь вы хотите точно знать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной. В ходе занятия мы вернемся к заполненным вами таблицам
Станция Игра «Угадай».
– Чтобы узнать из какой крупы, какая получится каша, мы поиграем в игру «Угадай».
(на станции гербарий с колосками и блюдца с крупами)
– Я загадаю вам загадки, вы отгадываете их, находите в блюдцах соответствующую крупу, приклеиваете ее на карточку с изображением культуры.
Испечёт нам бабушка
Вкусные оладушки.
Сварит в русской печке
Кашу вкусную из ….(гречки).
Впервые травку из семейства гречишных начали возделывать около 4 тысяч лет назад в Индии. Там гречку называли чёрным рисом. Гречка – одна из самых полезных каш по праву её называют «царицей круп».Ведь в гречневой крупе, из которой она изготавливается, много растительных белков, жиров, углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, витамины группы В.
Как во поле, на кургане,
Стоит курица с серьгами.
(Овёс)
Из овсяной муки пекут блины, лепёшки, делают кисели и сладкое печенье. Каша из овсяной крупы называется ещё «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов.
В поле метелкой,
В мешке – жемчугом.
(Пшеница, манка)
Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. Манная крупа также относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам, поэтому её рекомендуется есть перед серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованиями). Её ели даже богатыри.
Словно жемчуг белый.
Ровный и красивый,
Нам поле подарило.
(Рис)
«Сарациново пшено» – как когда-то называли рис. История возделывания риса началась более 6 тысяч лет назад, свидетельство этому – остатки глиняной посуды со следами риса.
В 15 веке рисовую кашу стали варить из риса, выращенного в Астраханской и Саратовской областях.
Сидит мышка в золотой кубышке.
Мала малышка, золотая кубышка.
(Просо)
Родина просо Индия. В России просо издавна выращивают в Поволжье. Это растение любит свет и тепло, хорошо переносит засуху.
Встали в ряд богатыри,
Верно, службу служат.
Голова у них внутри,
Борода снаружи!
(Кукуруза)
– Как называется каша из кукурузы? (Кукурузная)
– Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: "Он мало каши ел"? О ком так говорят? (Так говорят о слабых.)
– Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным.
7. Физкультминутка «Сварим кашу».
Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все сожнём—
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.
8. Работа в группах «Как сделать кашу вкусной?» (наклейки). Работа в тетради.
Станция «Сладкоежки»
Если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной? Что в неё можно добавить? Кто не знает, вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло)
Ведь недаром говорят «Маслом кашу не испортишь».
– Как же сделать так, чтобы каша была не только полезной, но и вкусной?
– Мы, сейчас, попробуем улучшить вкус каш разнообразными добавками.
Предлагаю поработать в тетради с.30 задание 2(дети приклеивают наклейки с добавками в каши). Перед Вами орехи, ягоды, фрукты, мёд, сухофрукты. Обсудите, пожалуйста, в группах и выберите добавки к кашам
- 1 группа – рисовая каша, гречневая каша
- 2 группа – манная каша, кукурузная каша
- 3 группа – овсяная каша, пшённая каш.
9. Про кашу сложено немало частушек. Девочки исполняют частушки.
Станция «Музыкальная»
Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше:
Пшённой, манной, овсяной,
Крупяной и овощной.
Нам тихонько подпевает
Тот, кто каши обожает.
Кто не любит, пусть сидит,
Смотрит только и молчит.
На Руси поесть любили
И особо каши чтили:
Пшённые, овсяные,
Гречневые, манные…
Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает.
Лучше каши блюда нет-
Ешь на завтрак и обед,
Таков будет наш совет
10. Итог.
– Давайте поделимся впечатлениями о нашем занятии.
– Что является рациональным завтраком? (Каша)
– Чем полезны каши? (Содержат питательные вещества, легко усваиваются, помогает быть крепкими и здоровыми)
– Из каких злаковых культур получают крупы? (Крупяных)
– Какая каша является самой ценной? (Гречневая)
– Какую кашу рекомендуют, есть перед контрольной и соревнованиями? (Манную)
11. Рефлексия деятельности.
Станция «Пальчики оближешь»
Мамы заранее готовят каши по своим фирменным рецептам. Дети пробуют каши и определяют победителя. Мамам присваиваются звания «Мисс гречневая каша», «Мисс манная каша» и тд.
Тест для проверки знаний после изучения темы «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной?»
Вопрос 1. Из какой злаковой культуры вырабатывают манную крупу?
Варианты ответов
- овес;
- ячмень;
- пшеница;
- просо.
Вопрос 2. Какую крупу перед приготовлением следует замочить?
Варианты ответов
- кукурузную;
- манную;
- перловую;
- овсяную;
- гречневую.
Вопрос 3. Какую крупу перед приготовлением не моют, а просеивают?
Варианты ответов
- пшеничную;
- пшенную;
- манную;
- овсяную;
- рисовую.
Вопрос 4. Назовите злаковую культуру, из которой получают "Геркулес"?
Варианты ответов
- ячмень;
- овес;
- рис;
- просо.
Вопрос 5. Из какого злака получают пшено?
Варианты ответов
- пшеница;
- овес;
- просо;
- гречиха.
Вопрос 6. Каши варят:
- на молоке;
- на воде;
- на киселе;
- на компоте.
Программа «Разговор о правильном питании», как источник формирования интереса младших школьников к национальным традициям и культуре здорового питания – Приложение.