Программа «Разговор о правильном питании» как источник формирования интереса младших школьников к национальным традициям и культуре здорового питания. Методическое описание занятия по теме «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной?»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Правильное питание, здоровое питание, каша


Возрастная категория: 1-2-е классы.

Цели занятия:

  • Сформировать представления детей о том, из чего варят каши, какие они бывают.
  • Познакомить с интересными фактами из истории чая и каши.
  • Уточнить представления детей о вкусовых признаках каш.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;
  • Расширить представление об ассортименте каш и их свойствах;
  • Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу;
  • Сформировать представление о добавках для каш.

Личностные УУД:

  • Выбирать полезную для здоровья пищу.

Регулятивные УУД:

  • Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией.
  • Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Коммуникативные УУД:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочая тетрадь «Разговор о здоровье и правильном питании», контейнеры с крупами, картинки: злаковые растения, крупы, каши, мультфильм «Каша из топора», карточки с названиями круп и названиями каш, картинки с изображением каш и добавок к ним.

Ход занятия

1. Актуализация проблемы.

– Ребята, я приветствую вас на занятии «Разговор о правильном питании». Сегодня речь пойдёт об одном из продуктов питания, об одном из блюд, известном с глубокой древности. Но для начала я предлагаю Вам представить, что день только начался, Вы проснулись, умылись, сделали зарядку и идете завтракать. Вам предлагается несколько вариантов завтрака.

  • 1 вариант – пицца;
  • 2 вариант – каша;
  • 3 вариант – бутерброды.

Ребята с помощью сигнальных карточек 1, 2, 3 выбирают завтрак (большинство выбирает бутерброды и пиццу).

– Почему вы сделали такой выбор?

– Ребята, послушайте, стихотворение и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить

Её в знакомой старой сказке
Солдат варил из топора.

– Скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? (О каше)

Просмотр мультфильма «Каша из топора»

– Скажите, а можно сварить кашу из топора? (Нет)

2. Определение сферы исследования.

– Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого из вас. Какое же блюдо является наиболее подходящим? (Каша)

– Да, наиболее подходящим блюдом на завтрак является каша, потому что в ней содержится много питательных веществ, она быстро усваивается. Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же они легко усваиваются.

– Ребята, вы хотите узнать, из чего варят каши?

(На доске прикрепляется запись: Из чего варят каши?)

– Кто из вас любит есть каши, поднимите желтый светофор, а кто не любит – красный.

– Я надеюсь, что те ребята, кто поднял красный сигнал, в конце занятия поменяют свое отношение к каше.

– Скажите, вы хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной?

(На доске прикрепляется запись: Как сделать кашу вкусной?)

3. Выбор темы исследования.

– Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?)

– Ребята, сегодня вы будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные вопросы, а помогут нам в этом наши бабушки и мамы. Они ждут вас на станциях. Отправляемся в путь.

4. Выработка гипотезы.

Станция «Библиотека»

Перед вами различные печатные издания (кулинарная книга, энциклопедия, газета «Скатерть самобранка», сборник сказок). В каком из них можно узнать, что такое каша?

Энциклопедия: Каша – исконно русское блюдо. В древнем значении каша означает «Кушанье, приготовленное из растёртого зерна».«Праматерью хлеба» величают её в народе. В Древней Руси кашей называли всё, что варилось из измельчённых продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, рыбные, гороховые, морковные и др. В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события. У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: "С ним каши не сваришь".

5. Сбор и обработка информации.

Станция «Логическая»

– Как вы думаете, из чего варят каши? (Дети высказывают свои предположения)

– Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.

В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)

– Крупа получается из зёрен.

– Ребята, у вас на столах карточки с названиями растений, круп и каш, которые можно из них сварить. Вам нужно соотнести карточки с названиями круп и каш.

6. Работа в парах по карточкам.

– Молодцы, это ваши предположения. А ведь вы хотите точно знать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной. В ходе занятия мы вернемся к заполненным вами таблицам

Станция Игра «Угадай».

– Чтобы узнать из какой крупы, какая получится каша, мы поиграем в игру «Угадай».

(на станции гербарий с колосками и блюдца с крупами)

Я загадаю вам загадки, вы отгадываете их, находите в блюдцах соответствующую крупу, приклеиваете ее на карточку с изображением культуры.

Испечёт нам бабушка
Вкусные оладушки.
Сварит в русской печке
Кашу вкусную из ….(гречки).

Впервые травку из семейства гречишных начали возделывать около 4 тысяч лет назад в Индии. Там гречку называли чёрным рисом. Гречка – одна из самых полезных каш по праву её называют «царицей круп».Ведь в гречневой крупе, из которой она изготавливается, много растительных белков, жиров, углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, витамины группы В.

Как во поле, на кургане,
Стоит курица с серьгами.
(Овёс)

Из овсяной муки пекут блины, лепёшки, делают кисели и сладкое печенье. Каша из овсяной крупы называется ещё «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов.

В поле метелкой,
В мешке – жемчугом.
(Пшеница, манка)

Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. Манная крупа также относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам, поэтому её рекомендуется есть перед серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованиями). Её ели даже богатыри.

Словно жемчуг белый.
Ровный и красивый,
Нам поле подарило.
(Рис)

«Сарациново пшено» – как когда-то называли рис. История возделывания риса началась более 6 тысяч лет назад, свидетельство этому – остатки глиняной посуды со следами риса.

В 15 веке рисовую кашу стали варить из риса, выращенного в Астраханской и Саратовской областях.

Сидит мышка в золотой кубышке.
Мала малышка, золотая кубышка.
(Просо)

Родина просо Индия. В России просо издавна выращивают в Поволжье. Это растение любит свет и тепло, хорошо переносит засуху.

Встали в ряд богатыри,
Верно, службу служат.
Голова у них внутри,
Борода снаружи!
(Кукуруза)

– Как называется каша из кукурузы? (Кукурузная)

– Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: "Он мало каши ел"? О ком так говорят? (Так говорят о слабых.)

– Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным.

7. Физкультминутка «Сварим кашу».

Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все сожнём—
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.

8. Работа в группах «Как сделать кашу вкусной?» (наклейки). Работа в тетради.

Станция «Сладкоежки»

Если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной? Что в неё можно добавить? Кто не знает, вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло)

Ведь недаром говорят «Маслом кашу не испортишь».

– Как же сделать так, чтобы каша была не только полезной, но и вкусной?

– Мы, сейчас, попробуем улучшить вкус каш разнообразными добавками.

Предлагаю поработать в тетради с.30 задание 2(дети приклеивают наклейки с добавками в каши). Перед Вами орехи, ягоды, фрукты, мёд, сухофрукты. Обсудите, пожалуйста, в группах и выберите добавки к кашам

  • 1 группа – рисовая каша, гречневая каша
  • 2 группа – манная каша, кукурузная каша
  • 3 группа – овсяная каша, пшённая каш.

9. Про кашу сложено немало частушек. Девочки исполняют частушки.

Станция «Музыкальная»

Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше:
Пшённой, манной, овсяной,
Крупяной и овощной.
Нам тихонько подпевает
Тот, кто каши обожает.
Кто не любит, пусть сидит,
Смотрит только и молчит.
На Руси поесть любили
И особо каши чтили:
Пшённые, овсяные,
Гречневые, манные…
Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает.
Лучше каши блюда нет-
Ешь на завтрак и обед,
Таков будет наш совет

10. Итог.

– Давайте поделимся впечатлениями о нашем занятии.

– Что является рациональным завтраком? (Каша)

– Чем полезны каши? (Содержат питательные вещества, легко усваиваются, помогает быть крепкими и здоровыми)

– Из каких злаковых культур получают крупы? (Крупяных)

– Какая каша является самой ценной? (Гречневая)

– Какую кашу рекомендуют, есть перед контрольной и соревнованиями? (Манную)

11. Рефлексия деятельности.

Станция «Пальчики оближешь»

Мамы заранее готовят каши по своим фирменным рецептам. Дети пробуют каши и определяют победителя. Мамам присваиваются звания «Мисс гречневая каша», «Мисс манная каша» и тд.

Тест для проверки знаний после изучения темы «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной?»

Вопрос 1. Из какой злаковой культуры вырабатывают манную крупу?

Варианты ответов

  • овес;
  • ячмень;
  • пшеница;
  • просо.

Вопрос 2. Какую крупу перед приготовлением следует замочить?

Варианты ответов

  • кукурузную;
  • манную;
  • перловую;
  • овсяную;
  • гречневую.

Вопрос 3. Какую крупу перед приготовлением не моют, а просеивают?

Варианты ответов

  • пшеничную;
  • пшенную;
  • манную;
  • овсяную;
  • рисовую.

Вопрос 4. Назовите злаковую культуру, из которой получают "Геркулес"?

Варианты ответов

  • ячмень;
  • овес;
  • рис;
  • просо.

Вопрос 5. Из какого злака получают пшено?

Варианты ответов

  • пшеница;
  • овес;
  • просо;
  • гречиха.

Вопрос 6. Каши варят:

  • на молоке;
  • на воде;
  • на киселе;
  • на компоте.

Программа «Разговор о правильном питании», как источник формирования интереса младших школьников к национальным традициям и культуре здорового питания – Приложение.