Формирование познавательного интереса дошкольников о своем здоровье

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Что? Где? Когда? (Игра)

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья.

Программные задачи:

  • расширить кругозор детей;
  • активизировать мыслительные процессы;
  • развивать логическое мышление и сообразительность;
  • способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям.

Материалы и оборудование:

  • набор конвертов с заданиями, «чудесный мешочек» (коробка), любой предмет гигиены (мыло, губка, зубная щетка или иное), 2 непрозрачных стакана для фишек, около 50 фишек;
  • 2 картинки валеологического содержания, разрезанные прямыми линиями на несколько частей (резать фигурными линиями не следует, иначе дети будут собирать картинку не по смыслу, а по форме разрезов, что соответствует не старшему, а среднему возрасту);
  • 40 коротких палочек (по 20 для каждой команды) и математические наборы 2 шт;
  • 2 подноса, на которых лежит одинаковый набор из 8 продуктов; 4 из них содержат витамины (например, морковь, чеснок, капуста, черный хлеб) и 4 не содержат (сахар, конфета, манная крупа, кусочек белой булки).

Методы обучения: игра, дискуссия, логические рассуждения ТРИЗ.

Организация занятия. Дети располагаются на стульчиках или на коврике. Создается обстановка раскрепощения.

Ход занятия

Дети, вы, конечно, знаете — чтобы научиться читать и писать, надо хорошо знать азбуку. А чтобы быть здоровым, ловким, выносливым, надо знать и другую азбуку — Азбуку Здоровья. Сегодня мы поговорим о том, как устроен организм человека, что надо делать, чтобы не болеть и быть всегда здоровым.

Много веков назад люди поняли насколько важно заботиться о своем здоровье, содержать в чистоте и закалять тело, чтобы оно всегда было крепким и сильным. Нужно быть осторожным, не подвергать опасности свою жизнь, правильно питаться и дружить со спортом.

Посмотрите на плакат «Строение тела человека» и назовите части тела, которые вы знаете.

Все наше тело покрыто кожей. Она надежно предохраняет внутренние органы от повреждений и сообщает нам, что происходит вокруг, жарко нам или холодно. Под горячими лучами солнца кожа загорает, делается более плотной и смуглой, чтобы не перегревались внутренние органы. Ногти и волосы — тоже кожа, но только ороговевшая.

Если бы каждый из вас увидел, какое множество микробов кишит на руках и прячется под ногтями, вы никогда бы не забывали мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти. Кто знает что такое микробы? (Можно предложить детям рассмотреть их под микроскопом.)

Микробы являются причиной многих болезней. Они попадают в наш организм с пищей или воздухом и быстро размножаются. Защитные силы организма вступают с ним в борьбу, у человека поднимается температура. Вот почему врач в первую очередь спрашивает у больного о его температуре.

Если вы заболели, например, гриппом, то окружающие люди тоже могут заразиться, так как при чихании и кашле разбрызгиваются капельки слюны, опускаются на пищу, предметы, летают в воздухе. Их могут вдохнуть находящиеся рядом люди и тоже заболеть. Поэтому, когда вы чихаете и кашляете, надо обязательно прикрывать рот и нос носовым платком.

Кто может объяснить, зачем чистят зубы? Кто может ответить, когда надо посещать зубного врача?

Если в зубе образовалась маленькая дырочка, а человек ленится или боится пойти к стоматологу, он как будто предоставляет удобную квартиру бактериям, где они быстро размножатся. Но даже если все зубы здоровы, то в щелочках между ними могут застрять остатки еды, это пища для бактерий. Вот почему необходимо чистить зубы после еды.

В организме человека все взаимосвязано. Например, у человека больные зубы. Тогда может заболеть и желудок, так как пищу нужно тщательно пережевывать, а больным зубам это сделать тяжело. Знаете ли вы, какая пища полезна, а какая вредна для здоровья человека?

Каждый из вас знает, чтобы сохранить здоровье, необходимо гулять на свежем воздухе, делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, правильно питаться, закаляться. Когда человек не болеет, он редко задумывается над тем что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким.

Ребята, вы все видели по телевизору игру «Что? Где? Когда?»? Давайте и мы поиграем в такую игру. Хотите? (Ответы.)

Вы сели так, что получилось две команды. Выберите себе названия. (Дети предлагают названия команд.)

«У меня на столе лежат конверты; вы по очереди будете подходить к столу и выбирать себе задания». За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце посчитаем фишки и выясним, кто победил.

Вопрос от Незнайки: «Какую помощь надо оказать человеку при зубной боли?» (Правильный ответ: отправить его к врачу.)

Вопрос от Мурзилки: «С помощью какого органа мы узнаем, что трава зеленая, а помидор красный?» (Правильный ответ: с помощью глаз.)

Вопрос от Чиполлино (обеим командам вместе):

  • Команде 1: «Положите в тарелку продукты, в которых много витаминов».
  • Команде 2: «Положите в тарелку продукты, в которых нет витаминов». (Каждой команде выдается блюдо с набором из 8 продуктов)

Вопрос от Русалочки: «С помощью какого органа мы узнаем, что мама зовет нас обедать?» (Правильный ответ: с помощью ушей.)

Вопрос от Царевны-лягушки: «По каким признакам можно узнать, что человек заболел гриппом?» 

Физминутка: «Буратино»

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) 
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) 
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Упражнение «Полезная и вредная пища»

Под зеленую карточку положите картинки, где нарисована полезная еда, а под красную карточку — где вредная. Картинки: сок, торт, фрукты, овощи, конфеты.

Задание от Математика: «Выложить из счётных палочек человека, который делает гимнастику» (одной Команде - руки вверх, другой руки вниз)

Вопрос от Звездочета: «По каким признакам можно узнан, что человек разбил колено?» (Правильные ответы: есть боль, те чет кровь, имеется опухоль, повреждена кожа, трудно ступай, на ногу, человек плачет, он упал или обо что-то ударился и т.п.)

Указание от Самоделкина (обеим командам): собрать разрезанную картинку и назвать, что на ней изображено. (Каждой команде выдается по картинке, разрезанной на части.)

Вопрос от Знайки: «Как нужно себя вести, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм?» (Правильные ответы: чистить зубы, мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, мыть овощи и фрукты, мыть предметы, упавшие на пол, убирать в квартире, не брать в рот травинок и иных предметов, находящихся на улице, не гладить незнакомых животных и т.д.)

Вопрос от Дрессировщика: «По каким признакам можно догадаться, что собака собирается на нас напасть?» (Правильные ответы: собака рычит, лает, скалит зубы, поднимает шерсть на спине, машет хвостом, смотрит злобным взглядом, около нее находится щенок или какая-нибудь еда и т.д.)

Вопрос от Золотой Рыбки (обеим командам): «В этой коробке (либо «В этом "чудесном мешочке"...») лежит какой-то предмет гигиены, который нам очень полезен». Каждая команда называет любые предметы гигиены по очереди, а потом посмотрим, кому повезло, кому удалось угадать предмет, лежащий в коробке. Тот и получит фишку. Коробку в студию! Заключение.

— Молодцы, хорошо поиграли. Давайте посчитаем, сколько фишек заработала каждая команда.

Используемая литература

  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010. -224с. – ( Живая экология).
  2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.128с. ( Вместе с детьми)
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 3013.-64с.

Дополнительные вопросы:

  1. Делаете ли вы ежедневно утреннюю зарядку? Чем она полезна?
  2. Почему грязнули и неряхи часто болеют?
  3. Какие подвижные игры вам нравятся?
  4. Какие водные процедуры делаешь по утрам и вечерам ты. Чистишь ли ты зубы?
  5. Почему надо удалять грязь под ногтями, стричь ногти?
  6. Как ты думаешь, грызть ногти – полезная или вредная привычка? Почему?

Отгадай, какие привычки полезные, а какие вредные:

  1. Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер.
  2. Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду.
  3. Пылесосом убираю, пыли я не оставляю.
  4. Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю.