Цель: обучение технологии изготовления новогоднего шара в технике артишок.
Задачи:
- Знакомство с техникой артишок.
- Обучение технологии накалывания элементов на основу.
- Развитие навыков самостоятельной работы с опорой на схему.
- Развитие навыков работы с булавками-пинами.
- Развитие навыка изготовления декоративного банта.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Воспитание терпения и аккуратности.
Материалы: пенопластовые шары, заготовки из лент трех цветов, стержни для пистолета, нитки швейные, ленты декоративные, булавки - пины.
Инструменты: ножницы, иглы и игольницы, клеевой пистолет, подставки для шаров.
Оборудование кабинета: столы, стулья, доска.
Наглядные пособия: образец изделия, схемы поэтапного изготовления, листы – подсказки с указанием цвета лент для каждого ряда, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
Организационный момент
Проверка готовности к мастер-классу:
У каждого из вас на столе должны лежать наборы заготовок из лент, пенопластовый шар, булавки-пины, игольница с иголкой.
II. Подготовительный этап
Вступительная беседа
Сегодня у нас с вами не просто занятие, а мастер-класс, на котором вы познакомитесь с необычной техникой артишок, научитесь приемам работы в этой технике, сделаете новогодний шар.
Но прежде, чем приступать к нашей работе, давайте вспомним, как должны лежать ножницы на столе? (Со стороны рабочей руки, с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе.)
Где должны находиться булавки и иголки во время работы? (Или в руках или в игольнице.)
III. Основной этап
Изложение нового материала
Давайте узнаем, что такое артишок?
(2 слайд) Это многолетняя садово-огородная овощная культура, нераскрывшиеся бутоны растения («корзинки», «головки», «шишки») съедобны и относятся к деликатесным овощам. Отдалённо напоминают вкус молодого грецкого ореха.
Итак, что же такое техника артишок?
(3 слайд) Это разновидность пэчворк. Пэчворк или лоскутное шитье - это техника шитья, с помощью которой создаются вещи из разных кусочков и материалов.
(4 слайд) Можно утверждать, что эта техника принадлежит к семейству лоскутного оригами - искусству складывания.
(5 слайд) В работах создается объем, а, следовательно, техника артишок относится и к «3D» технике.
(6, 7 слайды) Работы в технике артишок создаются в основном из ткани и лент. Варианты работ вы можете увидеть на слайдах.
Мы с вами сегодня научимся делать новогодний шар из лент, это наиболее простой вариант, который доступен даже новичкам.
Первичное закрепление
Почему же техника называется артишок? (Похожа на артишок по внешнему виду.)
Какие техники в себя вобрала техника артишок? (Лоскутная техника, оригами, 3D – техника.)
Анализ образца
(8 слайд) Рассмотрим наш шарик (образец изделия), в нем чередуются ряды разных по цвету лент.
Кто из вас догадается, за счет чего держатся детали из лент? (Держатся на булавках – пинах.)
Сколько цветов лент, используются для изготовления? (Три.)
Есть ли какой-нибудь порядок в размещении элементов или мы можем прикалывать ленты хаотично? (По порядку выкладывается каждый цвет).
У каждого из вас есть набор лент, цвета у каждого свои, несмотря на то, что мы с вами сделаем шарики по одной схеме, у каждого получится свое неповторимое изделие.
Планирование работы
Работа над изделием проходит по следующим этапам:
- Изготовление середины.
- Выкладывание элементов по цветам одновременно с двух сторон шара.
- Приклеивание декоративной ленты, соединяющей половинки шара.
- Изготовление бантиков.
- Сборка шара.
Самостоятельная работа
Чтобы было удобно работать нужно правильно подготовить свое рабочее место. Шар лучше всего поместить на подставку, чтобы он не двигался и не падал на пол. Все ленты лучше не доставать из пакета сразу, а постепенно, сначала ленты для первых рядов, потом для средней части шара и т.д. Для начала изучим листы, которые вложены в ваши пакеты. На них написан порядок размещения цветов на вашем шаре (каждому индивидуально).
Перед выполнением каждого этапа сообщается его содержание. Самостоятельная работа проходит с опорой на презентацию, а также на схемы изготовления шара (приложение 1).
(9 слайд)
1. Изготовление середины.
Достаньте из пакета ленты для первых 2 рядов. Среди них будут 4 кусочка прямоугольной формы. Они-то нам сейчас и нужны. Давайте рассмотрим шарик из пенопласта. На нем обозначены 2 полюса – противоположные точки.
На эти места прикалываем прямоугольные детали из лент крест на крест, как показано на схеме. Чтобы не потерять середину воткните в нее пин или булавку.
(10 слайд)
2. Выкладывание элементов по цветам одновременно с двух сторон шара.
Первый ряд.
Теперь нужно взять один элемент и приложить его уголком к булавке, закрепите уголки элемента пинами. Точно также прикрепите второй элемент напротив первого. Всегда лучше прикалывать противоположные элементы.
Приколите пинами два оставшихся элемента в первом ряду.
Точно также приколите ленты на вторую часть шарика.
(11 слайд)
Второй ряд.
Второй ряд нужно прикалывать со смещением, как показано на схеме (приложение 1). Важно так размещать элементы, чтобы не было видно белой поверхности пенопластового шара.
3-4 ряды выкладываются таким же образом только лентами другого цвета. Посмотрите на свой лист – подсказку и узнаете, какой цвет нужно достать из пакета. 5,6,7 ряды прикалываются к основе аналогично, важно, (12 слайд) чтобы на последнем ряду две половинки шарика из лент либо соединились, либо зазор между ними стал минимальным.
(13 слайд)
3. Приклеивание декоративной ленты, соединяющей половинки шара.
Приколите двумя пинами ленту так, чтобы она скрывала концы последних рядов. Я помогу вам приклеить эту ленту клеевым пистолетом. А вы тем временем займитесь изготовлением бантиков.
(14 слайд)
4. Изготовление бантиков.
Сложите ленту как показано на схеме, прошейте середину швом «вперед иголку», стяните, перекрутите нитку по шву, сделайте узел.
5. Сборка шара.
(15 слайд) Теперь нужно клеевым пистолетом приклеить петельку и два банта к шарику. Можно декорировать серединки шариков на ваш вкус.
IV. Итоговый этап
Оценка работ
На столе оформляется выставка работ учащихся. Оценивается аккуратность работы, точность выкладывания узора.
Итог занятия
Ребята, сегодня вы научились создавать работы в технике артишок. Кто вспомнит:
- Почему техника так называется? (Работы похожи на артишок.)
- Чем особенность соединения деталей? (С помощью булавок – пинов.)
- Что вам показалось сложнее всего в изготовлении шара?
- Что больше всего понравилось?
Уборка рабочих мест