«Для педагога особенно важно знать своеобразие пути,
по которому он должен повести ребенка.
Именно для того, чтобы дефективный ребенок
мог достичь того же, что и нормальный,
следует применять совершенно особые средства.»
Л.С.Выготский (2 слайд)
(Слайд 3) Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов и форм обучения, контроль знаний учащихся в настоящее время актуальна и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В 2017-2018 учебном году я начала работать учителем биологии в коррекционной школе. Наблюдая за обучающимися в первый год работы, (после простоя были набраны новые классные коллективы, со всего района) я заметила, что дети на уроках проявляют пассивность. Внимание и работоспособность у них снижены. Основная масса детей в работу включались, но очень медленно, а некоторые дети вообще проявляли полное безразличие к предмету. На уроках дети отвлекались, могли разговаривать на отвлеченные темы или просто рисовали на листочках. И тогда у меня возник вопрос, что делать? Как заинтересовать детей? Я начала штудировать литературу искать нетрадиционные методы и приемы, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников.
(Слайд4) По мнению многих авторов (Т.М.Лифановой, М.П.Мирочника, В.Г.Печерского, Н.Ф.Талызиной), одним из наиболее действенных факторов, способствующих повышению активности и самостоятельности учебной деятельности, является программированное обучение, а точнее его элементы.
В работах Мирочника М.П приводятся данные об эффективности использования программированных заданий на уроках биологии. На основании своих исследований Мирочник М.П. сделал следующие выводы: что использовать следует отдельные элементы; применять можно на всех этапах урока; необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся и оказывать дифференцированную помощь; при необходимости наглядности для выполнения задания, оснастить урок должным образом.
(Слайд 5) Программированные задания при обучении детей с нарушением интеллекта должны, по словам В.Г.Печерского, соответствовать некоторым требованиям:
- Включать в себя вполне конкретную учебную задачу.
- Содержать достаточно полную конкретную или обобщенную – для разных групп обучающихся ориентированную основу умственных действий.
- Содержательно и методически соответствовать уровню подготовленности обучающихся, особенностям их познавательной деятельности, т.е находиться в зоне ближайшего развития.
- Иметь в своем содержании оперативные приемы, обеспечивающие обратную связь.
(Слайд 6) Почитав литературу выше представленных авторов, я решила применить данный метод в своей работе.
Элементы программированного обучения я использовала в течение двух лет в разных классах (6,7,8,9) и по разным темам.
Изначально, с целью выявления уровня сформированности познавательной деятельности я провела наблюдение с детьми 7 класса в начале 2018-2019 учебного года по методике Домишкевича С.А.
По результатам наблюдения было выделено 3 уровня сформированности учебно – познавательного компонента.
Таблица 1.1
Распределение умственно отсталых обучающихся 7 класса по уровням сформированности учебно-познавательного процесса, %
Испытуемые |
Уровни познавательной деятельности |
||
низкий |
недостаточный |
достаточный |
|
Умственно отсталые школьники (n=7) |
28 |
44 |
28 |
Обучающиеся низкого уровня познавательной деятельности плохо понимали смысл программированных заданий.
Обучающиеся недостаточного уровня выполняли задания под контролем взрослого, нуждались в организующей помощи. Усвоение нового действия требовало многократного показа. Продуктивная учебная деятельность повышается, ребенок старается добиться необходимого результата.
Обучающиеся достаточного уровня проявляли учебную мотивацию (или ее элементы). Самостоятельно выполняют задания и могут самостоятельно найти ошибки. Справляются с усложненными заданиями.
На первых этапах применения элементов программированного задания я сталкивалась с некоторыми трудностями: низкий уровень техники чтения, не понимание инструкции (по вертикали, горизонтали, поставить «+» на месте пересечения и т.д). Сначала я применяла задания одного типа (например, перфокарты), затем вводила уже другие виды программированных заданий.
В результате применения элементов программированного обучения, я сделала выводы, что:
- Использование элементов программирования на этапе первичного закрепления или при проверке знаний позволяет экономить время урока, за несколько минут можно выяснить, как усвоили дети материал урока.
- При использовании программированных заданий я реализую принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности обучения.
- Заполнение перфокарт, выполнение цифровых и буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти и моторики учащихся.
- Однако надо всегда помнить о необходимости сочетания использования программированных заданий с традиционными методами обучения школьников с нарушениями развития.
- На начальных этапах обучения целесообразно пользоваться одним видом программирования. Это сэкономит время на инструкции о технике выполнения задания.
- Наиболее эффективными для проверки знаний являются использование: перфокарт; перфоконвертов; буквенных и цифровых заданий; тестов.
- Наиболее эффективно применение программирования на этапах закрепления и проверки знаний.
- В течение урока на выполнение программных заданий отводить не более 5–10 минут учебного материала.
- Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых – не более 4–5.
Далее я предлагаю посмотреть некоторые примеры программированных заданий, которые я использую при работе с детьми 8 класса по теме «Млекопитающие».
(Слайд 7) Тема: «Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих»
Этап: первичное закрепление.
Вид: программированное задание «пометь крестиком».
Задание (на карточке): Пометьте крестиком (х) характерные черты млекопитающих:
- наличие волосяного покрова;
- ноги расположены по бокам;
- наличие слуховых отверстий;
- наличие век с ресницами;
- ноги расположены под туловищем;
- наличие наружных ушных раковин.
(Слайд 8) Тема: «Внутренние органы млекопитающих»
Этап: первичное закрепление.
Вид: программированное задание (перфоконверт).
Задание: прочитайте вопрос, выберите правильный ответ из числа предложенных и при пересечении вопроса и ответа поставьте условный знак (+).
Внутренние органы млекопитающих
Вопросы | Питательные вещества |
Ротовая полость |
Почки |
Легкие |
Сердце |
Где происходит измельчение пищи? |
|
|
|
|
|
Что переносит кровь от пищеварительных органов к другим органам? |
|
|
|
|
|
Куда поступает кровь, богатая кислородом из легких? |
|
|
|
|
|
Куда поступает воздух при дыхании? |
|
|
|
|
|
Что относится к органам выделения? |
|
|
|
|
|
(слайд 9) Тема: «Хищные звери»
Этап: первичное закрепление.
Вид: программированное задание «Найди пару».
Задание: к каждому из названий зубов хищника из первого столбика найдите пару-функцию, которую они выполняют, из второго столбика. Каждую пару соедините стрелкой.
Резцы | Перекусывают прочные сухожилия, кости |
Клыки |
Соскабливают мясо с костей |
Хищные зубы, коренные зубы |
Умерщвляют добычу |
(Слайд 10) Тема: «Дикие пушные хищные звери»
Этап: проверка знаний.
Вид: программированное задание с использованием учебной книги.
Задание: используя текст учебника и рисунки к нему, укажите пушных хищных зверей из перечисленных ниже животных. Ответ запишите цифрами.
Пушные хищные звери:
- Волк
- Лиса
- Соболь
- Заяц
- Норка
- Медведь
- Рысь
- Лесная куница
(Слайд 11) Тема: «Парнокопытные»
Этап: закрепление.
Вид: программированное задание с использованием учебной книги.
Задание: используя текст учебника, заполните перфокарту «Парнокопытные».
Группы животных Характерные черты |
Парнокопытные |
|
жвачные |
нежвачные |
|
Наличие массивного туловища и высоких ног |
|
|
Пищу проглатывают, не пережевывая |
|
|
Пищу пережевывают коренными зубами |
|
|
Желудок состоит из нескольких отделов |
|
|
Желудок однокамерный |
|
|
Наличие крупных клыков |
|
|
(Слайд 12) На обобщающих уроках биологии я часто использую тестовый контроль. Это могут быть тесты с открытыми и закрытыми ответами, онлайн тесты.
Умелая организация выполнения программированных заданий (дозировка, дифференцированный подход) увеличивает значение коррекционной работы, позволяет систематически контролировать знания школьников на уроке и формировать у них установку на неизбежность проверки, что дисциплинирует и приучает их постоянно готовиться к уроку.
(Слайд 13) Проработав 1,5 года, систематически используя элементы программированного обучения, я снова провела диагностику с обучающимися уже 8 класса, результаты стали следующими:
Таблица 1.1
Распределение умственно отсталых обучающихся 7 класса по уровням сформированности учебно-познавательного процесса, %
Испытуемые |
Уровни познавательной деятельности |
||
низкий |
недостаточный |
достаточный |
|
Умственно отсталые школьники (n=8) |
14 |
28 |
58 |
(Слайд 14) Сравнительные результаты я вынесла на график.
Рис.1.1. Уровни сформированности учебно-познавательной деятельности у школьников с интеллектуальными нарушениями (%)
И в заключение хочу сказать, что, глядя на график видно, что применение элементов программированного обучения положительно сказывается на познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Мы видим, что распределение умственно отсталых школьников уровням сформированности учебно-познавательной деятельности изменилось, прослеживается динамика. Количество обучающихся имеющих низкий уровень учебно -познавательной деятельности уменьшилось, а количество детей, имеющих достаточный уровень учебно-познавательной деятельности увеличилось. Дети стали более успешны, уверенны в себе, они перестали испытывать страх при проверке знаний, стали более самостоятельны.
(слайд 15) Но самое главное у детей появился интерес к предмету. Дети начали принимать в областных олимпиадах для коррекционных школ, показывая неплохие результаты.
Но, как говорится, всего должно быть в меру. Чрезмерно увлекаться использованием программированных заданий на уроках коррекционной школы нельзя, поскольку не всякий материал по биологии можно запрограммировать, также он ограничивает речевое общение между учителем и обучающимися, а это снижает коррекционное значение речи как средства развития мышления и его регулирующей функции в процессе обучения.
К тому же длительная самостоятельная работа очень быстро утомляет умственно отсталых учащихся.
Спасибо за внимание!
Список литературы
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., 2000.
- Гритченко Р.С. Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках естествознания // Дефектология. – 1990. - №3
- Мирончик М.П. Элементы программированного обучения по естествознанию во вспомогательной школе // Дефектология. – 1986. - №6.
- Худенко Е.Д. Наглядно-практические и другие методы обучения на уроке естествознания во вспомогательной школе // Дефектология. – 1990.
- Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе // Ступени. – 2000. – №1.
- Шелкунова О.В. Элементы программированного обучения как способ формирования биологических знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Трудности развития у детей: диагностика и коррекция: Материалы межрегиональной конференции факультета специальной педагогики и психологии. – Иркутск, 2006.
- Шелкунова О.В. Методические основы преподавания биологии в специальной (коррекционной) школе. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017.