Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках географии

Разделы: География, Дополнительное образование

Класс: 5

Ключевые слова: география, средства выразительности


Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

1) жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

2) смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

3) ценностно-нравственная ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) обеспечивающие личностный моральный выбор.

Средством развития личностных результатов на уроках географии в 5,6 классах (УМК Алексеев А.И. и др. География 5-6 классы, М., «Просвещение», 2016) служат учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять свое отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Одна из важных задач учителя:

- Формирование любви и чувства гордости к своей Родине. Формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

На уроке по теме «Как люди открывали Землю» в 5-м классе учитель предлагает учащимся задания:

- Прослушайте сообщение, изучите по карте маршрут путешествия Колумба, прочитайте отрывок параграфа 2, стр. 11 и объясните,

- В чем состоит подвиг Христофора Колумба?

- Какой вклад он внес в развитие цивилизации?

- Чем привлекает личность Христофора Колумба?

На втором уроке по этой же теме «Как люди открывали Землю»

Учащиеся выполняют следующее задание:

- Изучите отрывок параграфа 3, стр 13-14, назовите и оцените качества, которые проявили первооткрыватели Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузена и М. П.Лазарев?

- С какими трудностями сталкиваются современные исследователи Антарктиды?

Вторая важная задача учителя:

- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.

Для этого учитель на уроках использует следующие задания:

Урок по теме «Великие географические открытия», 5 класс

Задание:

- Заполни таблицу, используя учебник, энциклопедию, справочники

Путешественник

Годы
жизни

Основной вклад в открытие новых земель

Чем для вас
лично интересен

     

 

Урок по теме «Литосфера», 6 класс.

Задание:

- Нанести на контурную карту горные системы, равнины, полезные ископаемые

Задание:

- На образование нефти в земной коре уходит 250 млн. лет. Человек интенсивно использует нефть. Подготовь сообщение на тему: «Меры, необходимые для бережного использования нефти».

Важной составляющей личностного развития ученика является:

- Проявление эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Рассмотрим несколько заданий, которые использует учитель на уроках

Например, на Уроке по теме «Литосфера» 6 класс учащимся предлагается задание:

- Какие утверждения верны?

А. Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием внешних сил.

Б. Смена температуры, действие воды, ветра разрушают горные породы.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Оба верны

4) Оба неверны

- Учащиеся составляют таблицу «Как человек использует горные породы и минералы»

Горная порода, минерал

Использование людьми

 

 

 

 

Задание с использованием межпредметных связей предлагается при изучении темы «Гидросфера» в 6 классе:

- «Воду называют сокровищем природы. Подбери высказывания поэтов, ученых, писателей о воде. Какие и почему вам особенно понравились?»

В начале изучения курса географии в 5 классе на уроке по теме «География сегодня» с целью формирования познавательной мотивации, понимания ценности географических знаний предлагается творческое задание: «Изучите материал газетных статей, выпишите встретившиеся термины и понятия, систематизируйте их в группы:

а) здесь я побывал;

б) об этом часто слышал;

в) слышу впервые;

г) очень хочу побывать;

д) здесь живут мои родные и друзья;

е) другое.

На основе проделанной работы сформулируйте ответ на вопрос, как в повседневной жизни человек сталкивается с географическими знаниями».

Рассматривая методы оценивания личностных результатов, необходимо отметить, что основной упор делается на развитие самооценки обучающихся, под которой понимается самоанализ, самоконтроль и собственно самооценка.

Можно выделить ряд приемов, включающих механизмы саморегуляции и побуждающих обучающихся к самооценке.

Назовем некоторые из них:

- взаимооценка в парах, группах;

- выполнение контурной карты на уроке в парах (выбор задания самостоятельно);

- самостоятельный выбор заданий по уровню сложности с самопроверкой по эталону учителя;

- работа под копирку (один экземпляр выполненной работы – учителю, другой ученику; проверяют и оценивают оба; потом сравнивают свои варианты);

- рефлексивные вопросы, побуждающие учащегося к осмыслению результатов урока (подведите итог урока; сделайте вывод по уроку).

Делая вывод, следует подчеркнуть, что несомненно все названные выше задания формируют, развивают или оценивают предметные, метапредметные и личностные УУД, но в статье подчеркнута особая значимость выработки ценностных ориентации и личностных смыслов ученика на уроках географии.

Список литературы

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 3: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова; научный ред. Г.А.Русских // Концепт. – Приложение № 2. – Киров: МЦИТО, 2015. – 180 с.