Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
В блок личностных универсальных учебных действий входят:
1) жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
2) смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
3) ценностно-нравственная ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей) обеспечивающие личностный моральный выбор.
Средством развития личностных результатов на уроках географии в 5,6 классах (УМК Алексеев А.И. и др. География 5-6 классы, М., «Просвещение», 2016) служат учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
- умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять свое отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Одна из важных задач учителя:
- Формирование любви и чувства гордости к своей Родине. Формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
На уроке по теме «Как люди открывали Землю» в 5-м классе учитель предлагает учащимся задания:
- Прослушайте сообщение, изучите по карте маршрут путешествия Колумба, прочитайте отрывок параграфа 2, стр. 11 и объясните,
- В чем состоит подвиг Христофора Колумба?
- Какой вклад он внес в развитие цивилизации?
- Чем привлекает личность Христофора Колумба?
На втором уроке по этой же теме «Как люди открывали Землю»
Учащиеся выполняют следующее задание:
- Изучите отрывок параграфа 3, стр 13-14, назовите и оцените качества, которые проявили первооткрыватели Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузена и М. П.Лазарев?
- С какими трудностями сталкиваются современные исследователи Антарктиды?
Вторая важная задача учителя:
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.
Для этого учитель на уроках использует следующие задания:
Урок по теме «Великие географические открытия», 5 класс
Задание:
- Заполни таблицу, используя учебник, энциклопедию, справочники
Путешественник | Годы |
Основной вклад в открытие новых земель |
Чем для вас |
|
Урок по теме «Литосфера», 6 класс.
Задание:
- Нанести на контурную карту горные системы, равнины, полезные ископаемые
Задание:
- На образование нефти в земной коре уходит 250 млн. лет. Человек интенсивно использует нефть. Подготовь сообщение на тему: «Меры, необходимые для бережного использования нефти».
Важной составляющей личностного развития ученика является:
- Проявление эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Рассмотрим несколько заданий, которые использует учитель на уроках
Например, на Уроке по теме «Литосфера» 6 класс учащимся предлагается задание:
- Какие утверждения верны?
А. Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием внешних сил.
Б. Смена температуры, действие воды, ветра разрушают горные породы.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба верны
4) Оба неверны
- Учащиеся составляют таблицу «Как человек использует горные породы и минералы»
Горная порода, минерал | Использование людьми |
|
|
|
|
Задание с использованием межпредметных связей предлагается при изучении темы «Гидросфера» в 6 классе:
- «Воду называют сокровищем природы. Подбери высказывания поэтов, ученых, писателей о воде. Какие и почему вам особенно понравились?»
В начале изучения курса географии в 5 классе на уроке по теме «География сегодня» с целью формирования познавательной мотивации, понимания ценности географических знаний предлагается творческое задание: «Изучите материал газетных статей, выпишите встретившиеся термины и понятия, систематизируйте их в группы:
а) здесь я побывал;
б) об этом часто слышал;
в) слышу впервые;
г) очень хочу побывать;
д) здесь живут мои родные и друзья;
е) другое.
На основе проделанной работы сформулируйте ответ на вопрос, как в повседневной жизни человек сталкивается с географическими знаниями».
Рассматривая методы оценивания личностных результатов, необходимо отметить, что основной упор делается на развитие самооценки обучающихся, под которой понимается самоанализ, самоконтроль и собственно самооценка.
Можно выделить ряд приемов, включающих механизмы саморегуляции и побуждающих обучающихся к самооценке.
Назовем некоторые из них:
- взаимооценка в парах, группах;
- выполнение контурной карты на уроке в парах (выбор задания самостоятельно);
- самостоятельный выбор заданий по уровню сложности с самопроверкой по эталону учителя;
- работа под копирку (один экземпляр выполненной работы – учителю, другой ученику; проверяют и оценивают оба; потом сравнивают свои варианты);
- рефлексивные вопросы, побуждающие учащегося к осмыслению результатов урока (подведите итог урока; сделайте вывод по уроку).
Делая вывод, следует подчеркнуть, что несомненно все названные выше задания формируют, развивают или оценивают предметные, метапредметные и личностные УУД, но в статье подчеркнута особая значимость выработки ценностных ориентации и личностных смыслов ученика на уроках географии.
Список литературы
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 3: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова; научный ред. Г.А.Русских // Концепт. – Приложение № 2. – Киров: МЦИТО, 2015. – 180 с.