Можно ли отказаться от использования денег в экономике? Имеют ли деньги цену? Кому выгоден кредит? Новые времена ставят перед нами новые задачи. Для российского общества, с приходом рыночной экономики, стало необходимостью повышение финансовой грамотности. Рано или поздно любой человек задается вопросом, как же ему правильно обращаться с финансами, как увеличить его благосостояние? Почему у одних людей получается не только достойно зарабатывать, но и приумножить свои доходы, а у других любая сумма уходит, как вода в песок. Что нужно знать о деньгах и как правильно ими распоряжаться, чтобы их всегда и на всё хватало.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
В содержании учебных предметов на ступени основного общего образования 7-11 классов расписаны темы, изучаемые на уроках обществознания в блоке «Экономика», на которых и формируется финансовая грамотность обучающихся. Содержание тем следующее: Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не умеют грамотно обращаться с активами, не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу;плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д.
Для лучшего понимания данной темы, необходимо более подробно рассмотреть само понятие «финансовая грамотность», которое различные авторы понимают по-разному.
- Финансовая грамотность – это принятие разумных решений и совершение эффективных действий в области управления деньгами.
- Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
- Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет много возможностей по управлению собственными средствами и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь.
И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Проблема формирования финансовой грамотности на уроках обществознания заключается в том, что и хотя с понятием «Экономика» школьники знакомятся в 7 классе и продолжают изучение блока «Экономика» до 11 класса, полученных знаний не всегда достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом обществе.В курсе Обществознания предлагается обучающимся лишь теоретический материал, который для многих школьников остается набором сложных терминов, и пригодятся тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания реализовать со своей экономической профессией.
Таким образом, для формирования у обучающихся финансовой грамотности на уроках обществознания необходимо добавить практической значимости в изучении тем по блоку «Экономика» и активно применять экономические задачи.
В задачах должны рассматриваться такие важные темы как составление и расчет семейного бюджета; денежные операции в банках и других структурах; сделки, связанные с риском; денежные вознаграждения; наличие ответственных органов за финансовые услуги; личные сбережения — излишество или прок; тонкости кредитов и депозитов; права и обязанности участников финансово-экономических отношений; управление денежными потоками; агрессивная политика банков; активы и пассивы (доходы и расходы); страхование и пенсионные выплаты; наличие и безопасное использование пластиковых карт и т.д.
В любом случае, целью изучения экономики в школе является развитие у школьников рационализма, логического и аналитического мышление, научить отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, что позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания. В конечном итоге обучение следует направлять на интеллектуальное развитие школьников и это можно считать одной из наиважнейших задач экономического образования.
Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику
В настоящее время в образовательных учреждениях вводится специальный модуль по повышению финансовой грамотности школьников, в котором отражены примерные аспекты будущей финансовой жизни: формирование доходов семьи и бюджета РФ, различные виды кредитования и т.д. Школы могут вводить этот модуль в рамках предмета обществознание, экономики, право.
Литература:
- Кузина О., Ибрагимова Д. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России.
- Рыжановская Л. Системный подход к повышению уровня финансовой грамотности с использованием информационных технологий "Экономики знаний" // Финансы и кредит. 2009. № 12. С. 47-56.
- Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 2016.