Конспект игрового занятия по математике в подготовительной к школе группе «Письмо от Незнайки»

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: математика, подготовительная группа


Цель: Развитие математических способностей детей.

Приоритетная образовательная область:

«Познавательное развитие»:

  • Способствовать формированию представлений о целом и частях (половина, доли), делить предметы на две, четыре части; помочь закрепить прямой и обратный счёт.
  • Способствовать развитию мыслительных способностей, любознательности, познавательной активности. Создавать условия для развития умения ориентироваться в пространстве.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное»:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики;
  • воспитывать желание трудиться;
  • воспитывать доброту и отзывчивость.

«Речевое развитие»:

  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
  • формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Форма организации детей: групповая.

Форма работы: интегрированная образовательная деятельность.

Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.

Оборудование: «Наглядный»: конверты 5 конвертов с заданиями, записка с маршрутом от Незнайки, геометрические фигуры, цифры от 1 до 10, магнитное пособие «доли круга», лист для выполнения графической работы на плоскости, карандаш, карточки с изображением: отрезок, линия прямая, кривая, ломаная, луч.

Мотивационная часть (введение в образовательную деятельность)

Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам письмо от Незнайки, который поступил в 1-й класс и сейчас учится в школе. Я его вам прочту: - Здравствуйте, ребята 5 группы. Вы наверно знаете, что раньше я многого не умел, потому что не ходил в школу. Но Знайка помог мне, и теперь я ученик 1-го класса Школы Ромашка, Цветочного города. Учась в школе, я понял, как важно научится считать, решать задачи, правильно отвечать на вопросы и хочу проверить, как вы готовитесь к поступлению в первый класс.

Основная часть (деятельностный этап)

Образовательные задачи:

  • Продолжать закреплять умение слушать и слышать задания воспитателя, и выполнять по словесному указанию.
  • Способствовать формированию начальных математических знаний.
  • Способствовать закреплению знаний дошкольников основных цветов и их оттенков.
  • Автоматизировать умение детей различать и называть геометрические фигуры.
  • Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
  • Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
  • Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги)
  • Способствовать развитию умения самостоятельно проверять себя на основе зрительно воспринимаемого образца.
  • Закрепить прямой счет до 10, обратный от 10 до 0.
  • Формирование представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду.
  • Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел.
  • Организовать деятельность детей по усвоению ими правил деления целого на 2 и 4 и умение сравнивать части
  • Научить отражать в речи действие и результаты деления.
  • Закреплять представление о том, что половина – это одна из 2 равных частей целого.
  • Четверть - это одна из 4-х равных частей (доли)
  • Способствовать развитию умения решать примеры со знаками «+», «—», «=»;
  • Формулировать арифметические действия.
  • Способствовать развитию умственных способностей, логического мышления дошкольников.

Воспитатель: Незнайка из Цветочного города прислал вам задания. Хотите узнать, какие?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда нам надо занять места за столами. Каждому из вас Незнайка приготовил  место за столом ,найти его вы сможете с помощью билета, на нем подсказка (раздает билеты с примерами, дети занимают места за столом).

Воспитатель: Вот вы уже и справились с первой проверкой Незнайки. Переходим к заданиям, их Незнайка спрятал в разноцветные конверты. Сейчас мы разместим их на доске, (конверты в следующей последовательности: красный, синий, жёлтый, розовый, зелёный)

Воспитатель: Какого цвета первый конверт?

Давайте откроем его и посмотрим, какое первое задание предложит нам Незнайка.

(воспитатель достаёт из конверта геометрическую фигуру – треугольник)

Воспитатель: Незнайка сказал, что у этого треугольника грустное настроение, потому, что он потерял своих друзей.

Скажите, как вы думаете, с кем дружит треугольник?

Воспитатель: А как вы поняли, что это его друзья?

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами разыщем друзей треугольника и поселим их в один дом, тогда они никогда друг друга не потеряют. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Перед вами лист бумаги - это дом, в котором будут жить геометрические фигуры. Из представленных фигур вам надо будет найти необходимую и расположить её на листе так, как будет, написал Незнайка. Треугольник мы поместим в центр листа, в правом верхнем углу будет жить прямоугольник, квадрат расположим в левом нижнем углу, а ромб будет жить в верхнем левом углу.

Воспитатель: Давайте проверим себя. Вот образец, от  Незнайки, сравните, у вас получилось так же?

Воспитатель: Как вы думаете, у треугольника изменилось настроение?

Дети: Да.

Воспитатель: Какое оно стало? (перевернуть треугольник улыбкой) Ребята, а давайте придумаем название этому дому.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Ну что переходим к следующему конверту, интересно, какое же задание на этот раз приготовил нам Незнайка. Посмотрите на доску, мы откроем конверт, расположенный между синим и розовым конвертом. Какого он цвета?

Воспитатель: Что здесь? (показывает детям листочки с цифрами)

Воспитатель: Вы знаете, что такое цифры?

Воспитатель: Ответы детей. Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Незнайка предлагает нам поиграть в игру с цифрами «Числовой ряд» слева направо. Каждый из вас выложит числовой ряд от 1-10 . Понятно задание?

Дети: да (после того как дети выстроили воспитатель спрашивает)

Воспитатель: вы готовы к заданию Незнайки. Незнайка просит показать соседей числа (сказать какие бывают…) Назовите соседей числа 3, 5,7,9… Игра «Угадай число». Показать число, которое больше 3 и меньше 5,меньше 7, но больше 5…

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

(Собрать цифры, сложить в конверт).

Воспитатель: А теперь нам надо отдохнуть.

Физминутка с Незнайкой

В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Воспитатель: Сколько у нас осталось неоткрытых конвертов?

Воспитатель: Откроем конверт, который расположен между жёлтым и зелёным? Какого цвета конверт?

Воспитатель: В этом конверте Незнайка хочет узнать, умеем ли мы, делить целое на части.

1 вопрос. У нас есть круг, если мы его раздели пополам, сколько частей получится?

Как называется каждая часть?

Что больше, целый круг или одна вторая?

Что больше целый круг или две вторые?

Что меньше часть круга или целый круг?

Кто скажет, как получить четыре равные части?

- (Надо каждую половинку разделить ещё раз)

Воспитатель: Правильно, надо каждую половинку разделить ещё раз пополам. Делим половинки на равные части. Комментирую свои действия и прикрепляю части круга на доске. Затем уточняю. Задаю вопросы.

Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая, две четвертые, три четвертые и четыре четвертые).

Что больше: целый круг или одна четвертая часть?

Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая часть круга?

Что больше: одна вторая круга или одна четвёртая?

Что меньше: одна четвёртая круга или одна вторая?

Что больше: две вторых или четыре четвертых круга?

Воспитатель: Верно, вы и с этим заданием справились без труда.

Воспитатель: Сколько конвертов еще осталось?

Воспитатель: Откроем конверт, который находится между красным и жёлтым конвертом. Какого он цвета?

Воспитатель: Незнайка в школе научился решать задачи и хочет узнать, что вы знаете о задачах и умеете ли их решать.  

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте вспомним из скольких частей состоит задача и составим схему?

Дети – из 4-х частей (условие, вопрос, решение, ответ) Составляют на доске пирамиду.

Воспитатель: проверяем – верно? Все - да

Воспитатель: задача от Незнайки. Незнайка съел 6 мороженных, а Знайка на 2 меньше. Сколько мороженных съел Знайка. Назови условие этой задачи, вопрос. Какое решение, (какое арифметическое действие). Какой ответ в этой задаче.

Воспитатель: Молодцы. У нас осталось одно письмо. Как про него можно сказать, какое оно?

В этом письме Незнайка приготовили нам непростое задание. В школе Незнайка познакомился с жителями страны Геометрии и хочет удивить вас. Отгадайте, что карточке. Показываю карточку (отрезок), это … Дети - Дети – отрезок. Почему вы так решили: - часть прямой у нее есть начало и есть конец.

Карточка прямая. Дети: эта линия называется прямая.

Без конца, без края — линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь, конца пути.

  • Луч карточка. Дети называют. Дают определение.
  • Карточка кривая. Дети называют и дают определение.
  • Карточка ломанная. Дети называют и дают определение.

Воспитатель: Ну, а теперь задание. Ребята, будьте внимательны, возьмите листы, соедините последовательно (от меньшей) точки. Берем карандаш. Готовы? Получается конфета. - У вас получилась конфета? - А что вы еще можете сказать. Дети – Это ломанная замкнутая. Определение. Состоит из отрезков, точка начала совпадает с точкой конца. Вы молодцы.

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями, которые приготовил вам Незнайка и за это он приготовили вам настоящий сюрприз, который он спрятал. А маршрут зашифровал в этой записке.

Ребята, подойдите к столу воспитателей, повернитесь лицом к театральному уголку, впёред сделайте 10 широких шагов, затем повернитесь налево, пройдите ещё 6 шагов и дети находят сюрприз.

Воспитатель: Ребята, вам понравились задания, которые приготовили для вас Незнайка. А какое больше всего?