Тема Великой Отечественной войны всегда актуальна. В этом году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня в условиях информационной войны искажаются исторические факты Второй мировой и Великой Отечественной войны. На Западе, в странах Европы, пытаются переписать уроки и итоги Второй мировой войны, поэтому мы считаем важным разъяснить подрастающему поколению историческую правду о великом подвиге советского народа.
Проблема проекта: как повысить интерес учащихся к изучению истории своей Родины, своего народа, своей семьи.
Цели проекта:
- актуализация и пропаганда исторических знаний о Великой Отечественной войне;
- показать вклад народов Советского Союза в победу над фашистскими завоевателями;
- дать представление о роли Советского Союза в разгроме фашистской Германии.
Основные задачи:
- привлечь старшеклассников для разработки содержательного материала проекта в доступной форме (квест-игра);
- разработать систему домашних заданий для команд – участниц игры «Дорогами войны…»;
- обеспечить сотрудничество учащихся через разновозрастные группы при подготовке проекта в поликультурном пространстве школы;
- изучить основные этапы Великой Отечественной войны, адаптировать материал в удобной форме для восприятия и запоминания детьми;
- расширить знания обучающихся о своих родных и близких – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный этап (декабрь-январь):
- провести анкетирование учащихся 7-10 классов с целью информированности об истории Великой Отечественной войны;
- привлечь педагогов и учащихся к работе над проектом;
- отобрать, изучить историческую литературу по данной теме;
- обеспечить включенность учащихся в поисковую, самостоятельную деятельность;
- реализовать данный проект в рамках школьного проекта «Судьба страны в судьбе семьи»;
- освещать подготовку к проекту на информационном стенде.
- Основной этап (январь – март):
- защита проекта на школьной научно-практической конференции;
- разработка системы домашних заданий для команд – участниц игры «Дорогами войны…»;
- составление маршрутного листа для участников игры.
- Итоговый этап (март-апрель):
- провести квест-игру «Дорогами войны…» (к 75-летию Великой Победы).
Ожидаемые конечные результаты от реализации проекта:
- повышение интереса к истории своей Родины;
- осознание учащимися своей роли в передаче исторических знаний младшим школьникам;
- приобретение учащимися социального опыта и самостоятельной, поисковой деятельности по реализации проекта.
Продукт проектной деятельности: методическая разработка квест-игры «Дорогами войны…».
Аналитическая часть
Для выявления уровня познавательного интереса учащихся по истории Великой Отечественной войны нами был выбран метод анкетирования.
В анкетировании приняло участие 126 учащихся 7-11 классов. Ребятам была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов.
1. Сколько лет исполняется в этом году со Дня Победы в Великой Отечественной войне?
2. Был ли кто-нибудь из вашей семьи участником событий Великой Отечественной войны?
3 Как вы думаете, нужно ли современному поколению знать о том, как жили советские люди в годы Великой Отечественной войны?
4. С чем у вас ассоциируется выражение «Великая Отечественная война»?
На первый вопрос 72% учащихся ответили правильно "75 лет Великой победе".
Следует отметить, что второй вопрос вызвал сложности у учащихся. Знания о жизни и участии близких родственников в годы Великой Отечественной войны оказались недостаточными (45%).
Большинство участников опроса считают, что современному поколению необходимо знать о том, как жили советские люди в годы Великой Отечественной войны.
Для учащихся война – это страшное событие, когда погибает много невинных людей. Страх, смерть, боль, разруха, голод, потеря близких, скорбь, страдания, слёзы, горе… Но меньше половины учащихся – 40% – не знают ответа на данный вопрос.
Из проведенного исследования можно сделать вывод: знания о жизни и участии близких родственников в годы Великой Отечественной войны у учащихся оказались недостаточными.
Практическая часть
Квест-игра по станциям – это командная игра, которая включает в себя различные организованные этапы, маршрутные листы. Команды получают пакет с домашним заданием для подготовки к игре: придумать название, девиз, эмблему команды.
Участники работают в командах с выбранным капитаном, их задача – ответить на поставленный вопрос, получить отметку в маршрутном листе об успешном завершении этапа от ответственного за станцию лица и двигаться к следующему пункту назначения.
Цель игры: актуализация и пропаганда исторических знаний о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- учебные – участники игры пробуют на практике применять свои знания, повторяют в занимательной форме уже изученный материал;
- развивающиеся – участники игры учатся быстро реагировать в нестандартных ситуациях, критически осмысливать полученную информацию, а также применять физическую силу;
- воспитательные – дети привыкают работать в команде, стараются поддерживать друг друга в сложных ситуациях, развивают в себе толерантность к многообразной действительности.
Время проведения: апрель 2020.
Возраст участников: 7 классы, 4 команды.
Состав команды: 10 человек. Каждая команда имеет свое название: пехотинцы, разведчики, партизаны, танкисты. Форма одежды для команд предполагает камуфляжную отделку, эмблема команды.
Организаторы игры: творческая группа старшеклассников, педагоги школы.
Этапы маршрутного листа
За прохождение каждого этапа команда будет получать звезды, и наклеивать в маршрутный лист.
1-й этап. «Честь имею представиться»
Построение команд в рекреации на 3 этаже школы. Звучит маршевая музыка, команды выстраиваются по периметру. Приветствие участников (завуч по воспитательной работе, почетный гость). Взаимное приветствие команд: название, девиз, эмблема. Для выполнения задания командирам вручаются маршрутные листы. По сигналу команды отправляются на маршруты.
2-й этап. « О героях былых времен»
Команде задают вопросы.
- Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны (22 июня 1941 – 9 мая 1945).
- Назовите крепость, ставшую символом мужества, стойкости советских воинов в первые дни войны (Брестская крепость).
- Перечислите основные битвы ВОВ (битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, снятие блокады Ленинграда, битва за Берлин).
- Назовите имена известных вам полководцев ВОВ (Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Конев И.С., Василевский А. М., Ерёменко А.И., Малиновский Р.Я., Тимошенко С.К., Чуйков В.И., Черняховский И.Д.).
- Перечислите города-герои ВОВ (Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость).
- Сколь дней продолжалась блокада Ленинграда (900 дней).
- Назовите имена пионеров-героев (Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин).
- Чем знамениты Егоров и Контария? (водрузили Знамя Победы на крыше здания Рейхстага).
- Что символизируют цвета Георгиевской ленточки? (чёрный цвет означает дым, оранжевый – пламя).
3-й этап. «Когда мы едины, мы непобедимы!»
Оборудование: карта СССР, на карте флажками обозначены территории бывших союзных республик. Команде предлагается выполнить задание:
- Сколько было республик в составе СССР?
- Выбрать республику. Назвать имя героя и его подвиг.
4-й этап. «Снайперы»
По сигналу участник команды метает три дротика в круглую мишень, повешенную на стену. Передает дротики следующему участнику команды.
5-й этап. «Санитары»
Команде предлагается определить раненого бойца, нанести повязку по жребию. Повязка: на голову «чепец», на руку, на колено. Учитывается качество выполнения задания.
6-й этап. «Привал»
Команде предлагается творческое задание:
- Спеть песню военных лет.
7-й этап. «Боевой листок»
Этап проводится в актовом зале. Оборудование: лист ватмана, фломастеры, раздаточный материал. Командам предлагается оформить Боевой листок «75 лет Великой Победы».
Подведение итогов
Командиры сдают маршрутные листы в штаб. Построение и награждение команд. Общая фотография.