Методическая разработка квест-игры по истории "Дорогами войны", к 75-летию Великой Победы

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание

Класс: 7

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Патриотический урок-игра


Тема Великой Отечественной войны всегда актуальна. В этом году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня в условиях информационной войны искажаются исторические факты Второй мировой и Великой Отечественной войны. На Западе, в странах Европы, пытаются переписать уроки и итоги Второй мировой войны, поэтому мы считаем важным разъяснить подрастающему поколению историческую правду о великом подвиге советского народа.

Проблема проекта: как повысить интерес учащихся к изучению истории своей Родины, своего народа, своей семьи.

Цели проекта:

  • актуализация и пропаганда исторических знаний о Великой Отечественной войне;
  • показать вклад народов Советского Союза в победу над фашистскими завоевателями;
  • дать представление о роли Советского Союза в разгроме фашистской Германии.

Основные задачи:

  • привлечь старшеклассников для разработки содержательного материала проекта в доступной форме (квест-игра);
  • разработать систему домашних заданий для команд – участниц игры «Дорогами войны…»;
  • обеспечить сотрудничество учащихся через разновозрастные группы при подготовке проекта в поликультурном пространстве школы;
  • изучить основные этапы Великой Отечественной войны, адаптировать материал в удобной форме для восприятия и запоминания детьми;
  • расширить знания обучающихся о своих родных и близких – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап (декабрь-январь):
    • провести анкетирование учащихся 7-10 классов с целью информированности об истории Великой Отечественной войны;
    • привлечь педагогов и учащихся к работе над проектом;
    • отобрать, изучить историческую литературу по данной теме;
    • обеспечить включенность учащихся в поисковую, самостоятельную деятельность;
    • реализовать данный проект в рамках школьного проекта «Судьба страны в судьбе семьи»;
    • освещать подготовку к проекту на информационном стенде.
  2. Основной этап (январь – март):
    • защита проекта на школьной научно-практической конференции;
    • разработка системы домашних заданий для команд – участниц игры «Дорогами войны…»;
    • составление маршрутного листа для участников игры.
  3. Итоговый этап (март-апрель):
    • провести квест-игру «Дорогами войны…» (к 75-летию Великой Победы).

Ожидаемые конечные результаты от реализации проекта:

  • повышение интереса к истории своей Родины;
  • осознание учащимися своей роли в передаче исторических знаний младшим школьникам;
  • приобретение учащимися социального опыта и самостоятельной, поисковой деятельности по реализации проекта.

Продукт проектной деятельности: методическая разработка квест-игры «Дорогами войны…».

Аналитическая часть

Для выявления уровня познавательного интереса учащихся по истории Великой Отечественной войны нами был выбран метод анкетирования.

В анкетировании приняло участие 126 учащихся 7-11 классов. Ребятам была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов.

1. Сколько лет исполняется в этом году со Дня Победы в Великой Отечественной войне?

2. Был ли кто-нибудь из вашей семьи участником событий Великой Отечественной войны?

3 Как вы думаете, нужно ли современному поколению знать о том, как жили советские люди в годы Великой Отечественной войны?

4. С чем у вас ассоциируется выражение «Великая Отечественная война»?

На первый вопрос 72% учащихся ответили правильно "75 лет Великой победе".

Следует отметить, что второй вопрос вызвал сложности у учащихся. Знания о жизни и участии близких родственников в годы Великой Отечественной войны оказались недостаточными (45%).

Большинство участников опроса считают, что современному поколению необходимо знать о том, как жили советские люди в годы Великой Отечественной войны.

Для учащихся война – это страшное событие, когда погибает много невинных людей. Страх, смерть, боль, разруха, голод, потеря близких, скорбь, страдания, слёзы, горе… Но меньше половины учащихся – 40% – не знают ответа на данный вопрос.

Из проведенного исследования можно сделать вывод: знания о жизни и участии близких родственников в годы Великой Отечественной войны у учащихся оказались недостаточными.

Практическая часть

Квест-игра по станциям – это командная игра, которая включает в себя различные организованные этапы, маршрутные листы. Команды получают пакет с домашним заданием для подготовки к игре: придумать название, девиз, эмблему команды.

Участники работают в командах с выбранным капитаном, их задача – ответить на поставленный вопрос, получить отметку в маршрутном листе об успешном завершении этапа от ответственного за станцию лица и двигаться к следующему пункту назначения.

Цель игры: актуализация и пропаганда исторических знаний о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • учебные – участники игры пробуют на практике применять свои знания, повторяют в занимательной форме уже изученный материал;
  • развивающиеся – участники игры учатся быстро реагировать в нестандартных ситуациях, критически осмысливать полученную информацию, а также применять физическую силу;
  • воспитательные – дети привыкают работать в команде, стараются поддерживать друг друга в сложных ситуациях, развивают в себе толерантность к многообразной действительности.

Время проведения: апрель 2020.

Возраст участников: 7 классы, 4 команды.

Состав команды: 10 человек. Каждая команда имеет свое название: пехотинцы, разведчики, партизаны, танкисты. Форма одежды для команд предполагает камуфляжную отделку, эмблема команды.

Организаторы игры: творческая группа старшеклассников, педагоги школы.

Этапы маршрутного листа

За прохождение каждого этапа команда будет получать звезды, и наклеивать в маршрутный лист.

1-й этап. «Честь имею представиться»

Построение команд в рекреации на 3 этаже школы. Звучит маршевая музыка, команды выстраиваются по периметру. Приветствие участников (завуч по воспитательной работе, почетный гость). Взаимное приветствие команд: название, девиз, эмблема. Для выполнения задания командирам вручаются маршрутные листы. По сигналу команды отправляются на маршруты.

2-й этап. « О героях былых времен»

Команде задают вопросы.

  1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны (22 июня 1941 – 9 мая 1945).
  2. Назовите крепость, ставшую символом мужества, стойкости советских воинов в первые дни войны (Брестская крепость).
  3. Перечислите основные битвы ВОВ (битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, снятие блокады Ленинграда, битва за Берлин).
  4. Назовите имена известных вам полководцев ВОВ (Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Конев И.С., Василевский А. М., Ерёменко А.И., Малиновский Р.Я., Тимошенко С.К., Чуйков В.И., Черняховский И.Д.).
  5. Перечислите города-герои ВОВ (Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость).
  6. Сколь дней продолжалась блокада Ленинграда (900 дней).
  7. Назовите имена пионеров-героев (Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин).
  8. Чем знамениты Егоров и Контария? (водрузили Знамя Победы на крыше здания Рейхстага).
  9. Что символизируют цвета Георгиевской ленточки? (чёрный цвет означает дым, оранжевый – пламя).

3-й этап. «Когда мы едины, мы непобедимы!»

Оборудование: карта СССР, на карте флажками обозначены территории бывших союзных республик. Команде предлагается выполнить задание:

  1. Сколько было республик в составе СССР?
  2. Выбрать республику. Назвать имя героя и его подвиг.

4-й этап. «Снайперы»

По сигналу участник команды метает три дротика в круглую мишень, повешенную на стену. Передает дротики следующему участнику команды.

5-й этап. «Санитары»

Команде предлагается определить раненого бойца, нанести повязку по жребию. Повязка: на голову «чепец», на руку, на колено. Учитывается качество выполнения задания.

6-й этап. «Привал»

Команде предлагается творческое задание:

  1. Спеть песню военных лет.

7-й этап. «Боевой листок»

Этап проводится в актовом зале. Оборудование: лист ватмана, фломастеры, раздаточный материал. Командам предлагается оформить Боевой листок «75 лет Великой Победы».

Подведение итогов

Командиры сдают маршрутные листы в штаб. Построение и награждение команд. Общая фотография.

Приложение, Презентация.