Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Форма проведения занятия: познавательно-проектная деятельность.
Методы: словесные, наглядно-демонстрационные, проблемно-поисковые, практические.
Цель: Развитие познавательной деятельности, сотворчества и преемственности, творческого потенциала посредствам углубления и расширения знаний учащихся о явлениях в природе и в живых организмах, воспитание у учащихся естественно-научного восприятия окружающего мира.
Задачи:
- интегрировать знания о свойствах воды в природе из курсов физики, химии, биологии;
- систематизировать знания о физических свойствах воды, развивать знания о химических свойствах воды,
Планируемые результаты:
- Предметные УУД: Уметь определять основные свойства и процессы, связанные с воды; уметь объяснять особенности молекулярного строения воды; уметь понимать смысл биологических терминов.
- Метапредметные УУД: Уметь работать с источниками информации, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
- Личностные УУД: Проявлять интерес к новому содержанию и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
- Регулятивные УУД: Уметь определять цели и задачи урока; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; определять критерии изучения роли воды.
- Познавательные УУД: Уметь работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую выделять главное, сравнивать и выделять признаки; структурировать материал.
- Коммуникативные УУД: Уметь работать в группах и обсуждать информацию, выражать свои мысли и идеи; сохранять преемственность между средним и старшим звеном.
Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, заложение опыта на занятиях по внеурочной деятельности.
Оборудование: проектор с экраном, презентация, декоративные растения, химическая посуда, реактивы (растворы сульфат натрия, сульфат меди (II), фосфат калия), колбы с водой,видеофрагмент.
Межпредметные связи: биология, химия, физика.
Класс: 5 класс (с привлечением учащихся 10-11-го класса).
Форма работы: групповая.
Формы диагностики результатов обучающихся на занятии:
- заполнение таблицы результатов (в конце посещения каждого сектора);
- практикум: презентация результатов проектной работы (оценивание участниками других групп);
- рефлексия (в конце занятия).
Ход занятия
1. Мотивация познавательной деятельности
Звучит тихая спокойная музыка. Ученики проходят в кабинет. Каждый участник мероприятия при входе в класс берет медальку в виде капельки, облачка и снежинки.
Иллюстрации медальки
Приветствие
Деятельность учителя: Здравствуйте, уважаемые участники! Рада приветствовать вас сегодня на нашем занятии. Вы уже заметили, что сегодняшнее занятие у нас необычное. При входе каждый выбрал себе медальку и еще сегодня на нашем занятие присутствуют ребята старшеклассники. Работать мы будем в группах, по трем направлениям.
- 1 группа – химики со своим куратором (старшеклассник 1),
- 2 группа - биологи со своим куратором (старшеклассник 2)
- 2 группа - физики – со своим помощником (старшеклассник 3). Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
(Презентация, иллюстрации. слайд 1 - изображение горной реки со звуковым сопровождением).
Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, приветствуют друг друга улыбкой.
Деятельность учителя: Ребята, учащиеся старших классов, не только вам сегодня помогают, но и поделиться знаниями из области таких предметов как биология, химия, физика, которые вам еще предстоит изучать.
Стих: (чтение стихотворения «Как же много в этом мире …», автор неизвестен).
Как же много в этом мире
Интереснейших веществ!
Разных свойств и разных типов,
И полезных для существ.
2. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии
Деятельность учителя: Угадайте о каком веществе пойдет речь на нашем занятие?
Загадка
"А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы!
Я вездесуща и легка, -
Я лёд, я пот, я - облака,
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь - я закипаю,
Когда мороз - я застываю".
Прием «До-После» (актуализация знаний учащихся в начале урока). [6]
Деятельность учащихся: Предлагают варианты ответов. Примерные ответы: о каких-то жидкостях, лед, вода.
Деятельность учителя: Записывает на доске (слева) варианты ответов детей. Когда назван правильный ответ каждой группе выдается по колбе с водой. Что вы уже знаете о воде?
Деятельность учащихся: Предлагают варианты ответов: прозрачная, без запаха, растворяет вещества.
3. Постановка учебных задач
Деятельность учителя: Ребята, на прошлом занятии вы получили задания, которые мы сегодня все вместе будем выполнять, а по ходу выполнения каждый еще будем работать в своем индивидуальном листе. (Каждой группе выдается по индивидуальному листу, маршрутному листу, на которых учащиеся будут работать) [10], Приложение.
Давайте каждый возьмет свой лист. О каком веществе мы сегодня говорим?
Деятельность учащихся: Ответ учащихся – о воде.
Деятельность учителя: Давайте начнем заполнять наши листы-конспекты.
Запишем число: ____.
Объект исследования: Вода (учитель заполняет индивидуальный лист, который оформлен на доске).
Деятельность учащихся: Работают с индивидуальным листом.
Деятельность учителя: Мы сегодня изучаем вещество-вода, вода повсюду окружает нас, она очень обычна, а обычное никогда не кажется удивительным. Но вода обладает необычными свойствами. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия? Прием «Необъявленная тема» (Мотивация учащихся) [6].
Деятельность учащихся: Формулируют тему занятия. Примерные ответы учащихся: «Вода-это жизнь», «Необычная вода».
Деятельность учителя: Подводит учеников к формулировке темы занятия.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Необычное в обычном». Запишем в индивидуальный лист. [10], (презентация, слайд 2. )
- Какова цель и задачи нашего сегодняшнего занятия?
Деятельность учащихся: предлагают формулировки цели и задач занятия. Примерные ответы (научиться определять основные свойства и процессы связанные с воды, раскрыть роль воды в природе и в процессах жизнедеятельности живого организма)
Деятельность учителя: вместе с детьми еще раз проговаривает цели и задачи занятия.
- Ребята, чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам посетить познавательные секторы. Вам предстоит посетить три сектора: физический, химический, биологический. Помним, что в каждом секторе вы будите выполнять задания См. Приложение.
4. Организация взаимодействия учителя, учащихся средней и старшей школы по овладению темы занятия
Деятельность учителя: Я предлагаю перейти к практике. Мы начинаем работать с вашими заданиями и теми задачами которые вы поставили перед собой выполняя задания. Каждая группа сейчас со своим наставником нам будет рассказывать о воде как о объекте физики, химии и биологии.
Деятельность учащихся группы химиков: работа по заданиям, демонстрация опытов и определение свойств воды как объект химии. (задача группы Вода химически активна)
Деятельность учащихся группы биологов: работа по заданиям, демонстрация опытов и определение свойств воды как объект биологии. (задача группы Роль воды в живом организме)(презентация, слайд 3)
Деятельность учащихся группы физиков: работа по заданиям, демонстрация опытов и определение свойств воды как объект физики. (задача группы Физические свойства воды.)
Деятельность учителя: Смотрит за выполнением задания, помогает, в случае необходимости. Свойства оформляются на доске.
Деятельность учащихся: Защищают подготовленные задания, представляя продукты деятельности. Происходит обсуждение и оформляют информационные листы по свойствам воды. (фон музыка)
5. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии и защита проектов
Деятельность учителя: Давайте вернемся снова к нашей колбе с водой, который мы использовали в самом начале занятия и снова посмотрим на доску «… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан?» Давайте сравним две записи на доске, что мы знали о воде в начале урока и после проделанных опытов о воде. Узнали мы новое, расширили наши знания о воде? Прием «До-После» (актуализация знания).
Деятельность учащихся: Ответы учащихся (Передвижение веществ в организме, выведение веществ из организма, охлаждение, состав клеток, форма клеток, поверхностное натяжение, прозрачность, аномальность, агрегатные состояния) (формирование умение сравнивать и делать вывод).
6. Рефлексия деятельности
Деятельность учителя: Действительно ответов про воду становится гораздо больше, чем в самом начале занятия. А сейчас просмотрим фильм о воде который выполнили ученики старших классов (результат проектной работы учащихся старшей школы (презентация слайд 4)). [9].
Деятельность учащихся: Смотрят видеофильм снятый учащимися старшей школы.
Деятельность учителя: И еще одно необычное свойство воды, это уже задания для нашего следующего занятия (опыт «Бумажная кастрюля» он покажет нам, что удельная теплоёмкость и удельная теплота парообразования у воды велики, поэтому не происходит возгорание бумаги. (Задание на следующее внеурочное занятие) Прием «Необъявленная тема» (создание внешней мотивации учащихся на изучения темы следующего занятия).
Деятельность учащихся: внимательно смотрят опыт, задают вопросы.
Деятельность учителя: Дети, вам понравилось занятие, которое мы провели сегодня? Продемонстрируйте свое настроение, после проведенного занятия. Учитель предлагает из набора сосудов выбрать тот, который «отражает» настроение учеников в конце урока. При наличии времени каждый может объяснить, что означает выбранный сосуд. Прием «Барометр настроения» [7], (презентация слайд 5)
Деятельность учащихся: Дети (учителя) заполняют водой сосуды с разноцветными растворами для оценки эмоционального состояния.
Деятельность учителя: Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, в написании проектов, но и на уроках химии и физики, которые вам предстоит изучать в старших классах, а также конечно и в жизни! Спасибо за занятие!
Литература
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов [и др.]. – М. : Просвещение, 2010.
3. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Новикова // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151–157.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М. : Народное образование, 2001. – 272 с.
7. http://gulenkina.ucoz.ru/publ/interesnye_sposoby_refleksii_v_srednem_zvene/1-1-0-12
8. https://him.1sept.ru/view_article.php?id=200801411