Почему наш организм работает слаженно

Разделы: Начальная школа, Профессия — педагог

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 класс.

Основные цели: формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях спинного и головного мозга, о функциях больших полушарий мозга, о гормонах и их роли.

Дидактические материалы:иллюстрации с изображением строения нервной системы, лесенка успеха, вопросы плана ответа.

Оборудование: муляж головного мозга из кабинета биологии, кубики льда, мячики, муляжи органов человека, тарелочки, салфетки, смайлики, проектор, интерактивная доска.

Краткая аннотация к работе: конкурсная работа «Сценарий урока окружающего мира в 4 классе «Почему наш организм работает слаженно» по учебнику «Окружающий мир», А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов состоит из конспекта урока, раздаточного материала, презентации. Урок построен в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон, разработан в соответствии с ФГОС. Ученики учатся сами открывать новый способ действия, формулировать место и причину ошибки, ставить цель, самостоятельно выполняют задания и оценивают себя. Обучающиеся самостоятельно откроют особенности работы нервной системы в целом, и отдельно выделят особенности работы головного и спинного мозга. Все ученики обеспечены раздаточным материалом, необходимым для работы на уроке.

Этот урок могут использовать учителя начальных классов, работающие в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- В.А.Сухомлинский сказал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». С -2
«Оратор»

- За 1 минуту убедите своего собеседника напротив в том, что изучение организма человека просто необходимо. (Учащиеся работают в парах) С-3

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Яна, выходи к доске и запиши понятие, что такое система органов человека?

- А, пока ты пишешь, ответь на вопрос? Как в наш организм попадают питательные вещества?

- Не останавливайся, продолжай работу. Что-то не так? (Не может сделать этого одновременно)

- Но ведь мы можем дышать, переваривать еду, да ещё и спать при этом! Значит системы органов человека могут работать одновременно, а мы нет?

- С чем вы столкнулись? (С затруднением) С-4

- Что надо сделать, чтобы преодолеть это затруднение? (Выявить причину затруднения)

3. Выявление причины затруднения

- В чем причина ваших затруднений? (Мы не знаем, почем усистемы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С - 5

- Какую цель мы перед собой поставим? (Узнать, почему системы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С - 6

- Чтобы построить план выхода из затруднения, что нужно сделать? (Повторить знания, полученные ранее.)

- Разделимся на группы. Один представитель выходит к доске и из мешка вынимает муляж органа системы, о которой ваша группа будет рассказывать по плану. (Распределяются на группы, представитель выходит к доске, вынимает муляж органа человека из мешка.)

- Вопросы плана лежат на столе каждой группы.

- На подготовку 2 минуты, на ответ 1 минута. (Учащиеся готовятся в группах.)

- Выберите представителя группы, который пойдет к доске рассказывать. (Выступление учащихся)

Карточки на столах

  1. Этот орган (название) относится к ……системе.
  2. Какие органы входят в эту систему?
  3. Какова их роль в организме человека?
  4. Как сохранить эту систему здоровой?

Группа вынувшая муляж головного мозга человека выступает последней.

- Вы знаете, что это за орган? (- Да, это головной мозг человека. Мы встречались на уроке знакомства с системами организма).

- Мы ранее изучали этот орган? (Нет).

- А к какой системе в организме человека он относится? (Нервная система)

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Нервная система.) С - 7

4. Построение проекта выхода из затруднения

Мы сформулировали тему урока, выявили причину затруднения, теперь приступаем к составлению плана выхода из затруднения.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

1. Узнать, какие органы входят в нервную систему?

2. Выяснить, как работает нервная система?

3. Разобраться, какую роль в организме она выполняет? С – 8

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

5. Реализация построенного проекта

Работа в учебнике.

1. Работа с рисунком на с. 40.

- Переходим к реализации нашего плана, для этого откройте учебники на стр. 40.

- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок. (Читают текст, рассматривают рисунок)

- Из чего состоит нервная система человека? (Называют части нервной системы: головной мозг с большими полушариями; спинной мозг; нервы)

По рисунку определяют части нервной системы. С - 9

Работа в парах

На столах стоят тарелки со льдом и маленькими мячиками. С-10

– Для того, чтобы выяснить, как нервная система определяет, что происходит в организме и в окружающей среде, мы с вами проведём небольшое исследование.

- У вас на столах в тарелках лежат кубик льда и маленький мячик.

- Ребята, сидящие на 1 варианте, закройте глаза и вытяните руку перед собой.

- Ребята, сидящие на 2 варианте, протяните их руку к тарелке, к любому из предметов.

- Задача ребят, не открывая глаз, определить и назвать предмет который они взяли.

- Положите предмет обратно. Поменяйтесь ролями. (Проводят исследование)

- Кто взял кусочек льда? Поднимите руку.

- Как вы определили, что это лед? (Он холодный)

- А как определили, что он холодный? (Почувствовали)

- Как определили, что это шарик? (Почувствовали)

- Где находятся клетки, которые чувствуют? (На пальцах)

- Куда уходит информация от чувствительных клеток? (В мозг) С - 11

- Хорошо. А как именно информация от чувствительных клеток добирается до мозга? (При помощи нервов).

- Какой вывод можно сделать? (Мозг получает информацию от чувствительных клеток по нервам и принимает решение. По другим нервам мозг направляет органу команду действовать). С-12

- Могут ли такие клетки быть во внутренних органах? (Наверное, да).

- Давайте обратимся к учебнику на стр. 40 и, на основе прочитанного, сделаем вывод:

- За что отвечает головной мозг? (Головной мозг анализирует информацию и принимает решение).

- За что спинной мозг? (Спинной мозг отвечает за выполнение простых и срочных решений).

- Какие отделы головного мозга можно выделить? (Большие полушария)

- За выполнение какой работы отвечают большие полушария? (За речь, слух, мышление, память и т.д.) С-13

– Давайте снова обратимся к учебнику на стр. 41 и на его основе попробуем дать ответ на возникший у нас вопрос в начале урока. Напомните мне его. (Мы не знаем, почемусистемы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С-14

2. Работа с рисунками на с. 41.

– Работать будем по рядам: прочитайте текст на с. 41 и подберите к рисункам ключевые фразы.

Над первым рисунком работает 1 ряд, над вторым – 2 ряд, над третьим – 3 ряд. Проанализируйте и сделайте вывод. (Учащиеся читают текст в учебнике, работают на стр.41)

а) – Что изображено на верхнем рисунке? (Лена обожглась о чайник) С - 15

- Какие действия она совершила? (Отдернула руку, т.к. обожглась).

- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной).

Вывод: простые и срочные решения принимает спинной мозг. С-16

б) – Что изображено на среднем рисунке? (Миша идет и слушает музыку). С-17

– Какие действия совершает Миша? (Идет и слушает).

- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной. Головной мозг).

Вывод: совместное руководство спинного и головного мозга позволяет совершать действия, в которых участвует несколько органов. С–18

- Можно ли так поступать на дороге, как поступает Миша? (Нет. Он может попасть под машину).

в) – Что изображено на нижнем рисунке? (Лена мешает и солит суп). С-19

– Почему Лена не смотрит, где стоит соль? (Потому, что она помнит, где стоит соль).

– Какой отдел мозга будет отвечать за принятие решения? (За память отвечают большие полушария головного мозга).

Вывод: с помощью больших полушарий головного мозга принимаются наиболее сложные решения и осуществляются наиболее сложные действия. С-20

- Какие действия совершает Лена? (Мешает и солит не глядя).

- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной. Большие полушария головного мозга).

- А теперь давайте вспомним, какие действия в начале урока совершала Яна? (Писала и отвечала на вопрос).

- Какие отделы мозга принимают решение за эти действия? (Большие полушария головного мозга.)

- Так почему эти ребята смогли одновременно выполнять два действия, а Яна нет? (Потому что у Лены и Миши в выполнении действий принимали решения разные отделы мозга. Ту работу (сложную), которую выполняла Яна контролировал один отдел мозга – головной мозг, большие полушария).

Вывод: если в выполнения сложных заданий задействован один отдел головного мозга (большие полушария), то человеку очень трудно выполнять такую работу. С–21

- Мы ответили на проблемный вопрос урока: почему системы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать? (Да)

- Мы с вами составили эталон, который нам поможет понять и запомнить данную тему. С – 21

6. Первичное закрепление во внешней речи

Фронтальный опрос. Учебник. Задание на с. 42 к рисункам. Выполняют задание. (фронтальная работа) С - 22

– Может ли отдыхать нервная система? Прочитайте текст и ответьте на вопрос. (Частично во время сна, но и тогда ей приходится следить за работой внутренних органов). С - 23

Вопросы в учебнике на с. 42.

№1 - №4, №6

Максимум.

Если наш организм находится в опасности и необходимо, чтобы все органы были готовы к работе, сможет ли нервная система быстро отреагировать?

Учитель вводит понятие гормонов на примере гормона тревоги с использованием схемы на с. 43.

- Какие из правил для Здоровья нервной системы вы бы взяли? (фронтальная работа) С - 24

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради стр. 15 - №2, С - 25

Выполняют задания. Самопроверка со слайда. №2, №5

  • Лучше ложиться спать: в одно и то же время.
  • В конце дня лучше: погулять.
  • Перед сном лучше: почитать.
  • Постель должна быть: жёсткая.
  • Спать лучше: в темноте.
  • Плохо спится: в духоте.
  • Сну не помешает: полная тишина.
  • Чтобы поскорее заснуть, лучше подумать: о приятном.

8. Включение в систему знаний

- На столах у вас лежат тесты. В них вы найдете вопрос, он подчеркнут и три варианта ответов на вопрос. Выберите правильный ответ и подчеркните его.

Тест. Взаимопроверка со слайда. С. 26–28.

- Выставите оценку.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко? С - 29

– Кому пока было трудновато?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Почему наш организм работает слаженно? (Потому что нервная система управляет слаженной работой всех органов.) С - 30

9. Рефлексия деятельности на уроке

- На партах у вас лежит Лесенка успеха и смайлики. Разместите их на той ступеньке, на сколько успешно прошел для вас сегодня урок окружающего мира. Напоминаю, что 1 ступенька … С - 31

Комментарии к сценарию

  1. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. Ч. 1 А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс. Ч.1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский.