Внеклассное мероприятие по химии и биологии. 9-й класс

Разделы: Химия, Биология

Класс: 9

Ключевые слова: химия, биология


Цели:

  • Образовательная: Расширять знания по предметам.
  • Развивающая: Развивать творческие способности.
  • Воспитательная: Воспитывать умение работать в команде.

Участники: учащиеся 9-х классов.

Каждая команда состоит из 6 человек (по два человека от класса).

1. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМАНДЫ (вся команда)

(эмблема, выход, приветствие жюри, команде, болельщикам) 3-5 минут.

2. Мозговой штурм

1. Кто из животных бежит со скоростью на коротких дистанциях около100 км в час? (гепард)

2. Какого цвета оксид меди (II)? (черного)

3. Это человек - великий русский ученый, впервые разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из них панораму "Полтавская битва". К его заслугам относится и открытие закона сохранения масс веществ. (М.В.Ломоносов)

4. Какая "рыба" помогает вымыть химическую пробирку? (ерш)

5. Из какого вещества состоит яичная скорлупа? (карбоната кальция)

Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P)

6.

У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As)

7.

Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al)

8.

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au)

9. В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.

10. Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.

11. Его можно обнаружить в "сталактитовом" лесу среди "сталагмитовых деревьев"

12. Соединением этого элемента мы пишем на доске. (кальций)

13. В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.

14. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

3. Лови ошибку

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.Хлор с водородом образуют соляную кислоту.

2.Алмаз не является металлом. Это простое вещество, образованное атомами углерода.

3.Химия - это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

4.Реакции бывают: соединения, обмена, замещения, разложения.

5.Алюминий и железо разные металлы и изготовление железных ведер из него невозможно.

6.Углекислый газ применяют для изготовления шипучих напитков.

7. Пауки — единственные насекомые, которые плетут паутину.

8. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.

9. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

10. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

11. Во всех клетках имеется ядро.

12. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ (Все ли правильно?)

На опыте вам на руку попала кислота,
Но вы держитесь смело,
Пока тело не разъест она,
А потом вы можете руку – то промыть
И продезинфицировать веществом Оксид.

Если на уроке химии у вас заболит живот
Все вещества перепробуйте,
Может быть и пройдет.

А если вы зажечь решили горелку –
Не спешите!
Сначала кран ее включите
Когда почувствуете запах –
То смело спичку поднесите.

А если потушить спиртовку надо,
То ты не думай и не гадай,
Все силы собери - подуй
(И так ты поступай всегда)
Авось потушится она.

РАЗМИНКА

Оказание первой помощи пострадавшему

Вы стали свидетелем дорожно-транспортного происшествия, в результате которого водитель сильно повредил ногу. На ноге выше коленного сустава видна глубокая рана, из которой пульсирующей струей вытекает кровь алого цвета. Определите вид кровотечения. Как остановить данное кровотечение, используя подручные средства.

(Ответ:
1. артериальное кровотечение.
2. остановить жгутом закруткой из подручных средств.
3. срочная госпитализация.)

В результате падения с дерева у ребенка возникла резкая боль в области левого плечевого сустава. Рука фиксирована в неестественном положении, движения в суставе невозможны. Определите вид повреждения. Опишите последовательность действий по оказанию первой медицинской помощи.

(Ответ:
1. у ребенка вывих левого плечевого сустава.
2. холод на сустав.
3. зафиксировать два близлежащих сустава ( предплечье и плечо).
4. госпитализация.)

Тур 2. Блиц-турнир - угадай меня

1. Произношение мышьяка; (арсеникум)
2. Самый легкий газ; (водород)
3. Какое вещество является основой жизни; (вода)
4. Цвет фенолфталеина в щелочи; (малиновый)
5. Какой неметалл алхимики назвали «желчью бога Вулкана»? (Сера)
6. Какой химический элемент назван в честь Луны? (Селен)
7. Важнейшая функция углеводов; (энергетическая)
8. Самый первый элемент в таблице Д.И.Менделеева;
9. Произношение золота; (аурум)
10 Вещество, транспортирующее кислород; (эритроциты)
11. Произношение ртути;
12. Человек, отдающий кровь; (донор)
13. Когда температура воробья выше – зимой или летом? (одинаковая)
14. Недостаток этого элемента приводит к заболеваниям сердца, содержится в изюме, сое (калий)
15. В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (в кожуре)
16. Металл, вызывающий лихорадку. (золото)
17. Сколько камер имеет сердце человека; (четыре)
18. Соли азотной кислоты; (нитраты)
19. Важнейшая часть клетки; (ядро)
20. Самый легкий металл; (литий)
21. «Электростанция» клетки; (митохондрии)
22. В состав каких химических элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, Хром)
23. Самый распространенный элемент в земной коре (кислород)
24. Основной компонент воздуха (азот)

Составь Химико-биологическую сказку

Всем известна сказка: «Жили-были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая пребольшая…» Напишите продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных биологических и химических терминов.

Термины: целлюлоза, сахароза, вода, минеральные соли, нитраты, удобрения, хлорофилл, вещество, известняк, кислород, фотосинтез, газообмен, клубень, двудольные, цветковые, двулетняя ,пестик, тычинка, азот, углекислый газ.

Объясните биологический и химический смысл пословиц

  1. Как с гуся вода.
  2. Овцу не шуба, корм греет.
  3. Стоячая вода плесенью покрывается.
  4. Старого тянет вниз, а молодого ввысь.
  5. С дуба яблочко не снимешь.
  6. Вари не вари, а масло поверху.

Угадай вещество по описанию

  1. Едкое кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде, окрашивает лакмус в синий цвет, разъедает бумагу и ткани.
  2. В быту известен под названием каустик.
  3. В 1890 г. Оно явилось причиной гибели экипажа парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений, но потеряв управление блуждал по океану.
  4. Оно вызывает массовые самоубийства китов.
  5. Входит в состав вулканических газов.
  6. Образуется при неполном сгорании топлива.
  7. Мех сверху и с боков рыжевато-коричневая цвета.
  8. Питается семенами и зелеными частями растений, переносит возбудителей заболеваний человека.
  9. Живет на лугах и полях, укрывается в норах.
  10. Длина зверька - 10-12 см, хвост 6-9 см.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

  1. Как очистить куриное яйцо, не разбивая его?
  2. Распознайте вещества: в пробирке кислота, щелочь хлорид натрия.

Правда ли это?

Фотосинтез относится к физическим явлениям.

  1. Алюминий – легкий, тугоплавкий металл.
  2. Карл Линней – основоположник науки о наследственности и изменчивости.
  3. Фтор химический элемент входит в состав зубной эмали.
  4. Магний и калий – необходимые элементы для работы сердца, поэтому сердечникам надо в пищевой рацион добавлять курагу.
  5. Лакмус в кислой среде – фиолетовый

Перед вами в правом столбце названия химических и биологических понятий, а в левом - тривиальные, распространенные в разговорной речи. Ваша задача - определить пары синонимов

1.Угарный газ

 А. Карбонат калия

2.Мел

 Б. Рептилии

3.Пресмыкающиеся

 В. Гидрокарбонат натрия

4.Питьевая сода

 Г. Оксид углерода

5.Поташ

 Д.Киллеры клетки

6.Негашеная известь

 Е.Сульфид ртути

7.Лизосомы

 Ж. Яйцеклетка

8.Киноварь

 З. Карбонат кальция

9.Гаметы

 И. Сульфид меди

10.Медный блеск

 Ж. Обмен веществ

 

 З. Оксид калия

Подведение итогов