Воспитательское занятие по экологическому воспитанию "Прогулка. Наблюдение за изменениями в поведении воробья с приходом весны"

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: весна, птицы, воробей


Цель занятия: закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  • формировать представление о весенних изменениях в природе;
  • учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;
  • воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Оборудование: иллюстрации с изображением воробья, раздаточный материал в виде раскрасок, корм для птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня вместе с нами на прогулку пойдут наши гости. Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой, возьмёмся за руки и отправимся гулять по двору нашей школы.

II. Введение в тему

- Ребята посмотрите на иллюстрацию (работа по иллюстрации на которой изображён воробей).

- Кто это?

- Как вы его узнали? Какого цвета у него оперенье?

- Давайте посмотрим, где у воробья самые длинные перышки?

- Давайте вспомним, что воробей умеет делать?

(ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, о ком мы сегодня с вами будем говорить на прогулке? (ответы детей)

- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о воробьях и том, как воробьи ведут себя с приходом весны.

III. Основная часть

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

В канаве с водою талой
Плещется воробей.
У темной ольхи я встала,
Смотря из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть...
Задорный, лихой воробьишка —
Боюсь я его спугнуть.
Забыл он голод и стужу,
Забыл, как поземка мела,
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!

- Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки. Обратите внимание на оживленное поведение воробья.

- Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (ответы детей)

- Воробышки рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка  небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

Динамическая пауза «Воробьи»

- Ребята, а давайте мы с вами сейчас отдохнём и выполним несколько упражнений. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете выполнять те движения, которые в стихотворении делают воробья.

Ой, летали воробьи.
Все чирикали, летали,
Крыльями махали.
(Махи руками)
Стайкою на землю сели,
Червячков они поели.
Клю, клю, клю, клю,
(Сесть на корточки)
Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю.
(Указательными пальцами постучать по земле)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
(Прыжки на месте)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
Тут собака прибежала
Воробьев  всех распугала
Воробьишки все  взлетели,
И под крышу полетели.
(Бегаем и машем руками)

Беседа

- Давайте вспомним, чем питался воробей зимой?

- А летом и осенью?

- А весной? (ответы детей)

- Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории нашей школы (ищем гнёзда).

- Строительство гнезда — дело нелегкое.

- Из чего воробьи строят гнезда?

- А для чего воробьям гнезда? (ответы детей)

- Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.

- Пока птенцы маленькие, кто их кормит?

- Чем родители кормят своих малышей? (ответы детей)

- Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.

- Ребята, помните, на прошлом занятии мы с вами изготовили несколько кормушек для птиц, давайте сейчас подойдём к ним и положим в кормушки корм, который мы с вами приготовили для птиц. Устроим пир для воробьишек (дети кладут корм в кормушки).

Трудовая деятельность

- А сейчас, ребята, нам с вами нужно убрать прошлогоднюю траву с цветочных клумб.

Расчистка клумбы от прошлогодней травы.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

IV. Заключительная часть

- Ребята, за какой птичкой мы сегодня с вами наблюдали? (ответы детей)

- Давайте, вспомним, как воробышки резвятся весной.

Подвижные игры

  • «Кто быстрее?». Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.
  • «Дальше и выше». Цель: продолжать учить прыгать легко, беззвучно. 

V. Итог занятия

- Мы сегодня интересно и познавательно погуляли. Ребята, вы все большие молодцы! Мы получили заряд бодрости. Сделали доброе дело – покормили воробьёв. В благодарность за корм воробьишки дарят вам свои портреты, только краски у воробьишек кончились и нам с вами нужно самим раскрасить воробьиные портреты (детям раздаются раскраски с изображением воробья).