Задачи:
- закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
- учить детей различать деревья по внешним признакам;
- образовывать прилагательные от существительных;
- существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- подбирать слова-антонимы;
- закрепить употребление предлогов;
- развивать словарь по данной теме.
Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано.
- «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок - хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»
- Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес - это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины - России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.
2. Беседа о деревьях
- Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
- Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
- Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
- Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
- Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
3. Загадки о деревьях
- Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист - ладошкой, с длинной ножкой. (клен)Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.
(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)
4. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
5. Подбор слов-действий
Деревья - качаются, стоят, шумят, растут.
Листья - осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
6. Подбор слов-признаков
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
- Лист клена.
- Лист какой?
- Кленовый.
- Лист березы …
- Лист липы …
- Лист тополя …
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
7. Работа с текстом
День рождения елочки
Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.
Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?
И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом — все одним цветом».
Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»
Я - клен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет — маленькие «вертолетики», это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.
Я - осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение — сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.
Я - дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди — мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.
Я - тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения — сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.
Я - липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Из цветочков вырастут плоды — орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Я - рябина. Про меня говорят:
Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.
Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.
Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.
Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.
Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной — мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.
8. Дидактическая игра «Скажи ласково»
(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)