Консультативно-методический пункт для родителей является одной из вариативных форм оказания помощи семье. Создание консультативно-методического пункта на базе нашей образовательной организации проходило в несколько этапов:
Подготовительный этап включал в себя:
1. Детальный анализ всех аспектов сотрудничества ОО с семьей, определение целей и задач, обсуждение вопросов.
2. Изучение спроса родителей на организацию консультативного пункта.
3. Разработка перспективного плана работы.
4. Информационное оповещение через сайт.
Основной этап включал в себя:
1. Создание банка диагностического и психотерапевтического материала.
2. Работу по реализации каждого направления консультативно-методического пункта в разных видах и формах взаимодействия.
Заключительным этапом были:
1. Мониторинг результативности работы.
2. Обобщение опыта.
Завершающий этап предполагал сбор и обработку данных, определение следующих основных направлений сотрудничества педагогов и родителей.
Были определены и реализованы цели и задачи функционирования консультативно-методического пункта
Так как консультативно-методический пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и консультативной помощи родителям.
То основными задачами консультативного пункта явились:
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного и школьного возраста;
- оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
- обеспечение эффективного взаимодействия между образовательной организацией и семьей.
Организация деятельности консультативно-методического пункта
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, родители обучающихся, педагоги (психологи).
Содержание образовательного процесса консультативно-методического пункта определяется утвержденными программами, технологиями, творческими разработками педагогов для обеспечения индивидуального, личностно-ориентированного развития детей.
Основными формами деятельности являются:
- консультации (индивидуальные и тематические, беседа с родителями, День открытых дверей, Родительское собрание)
- интерактивные формы (почта доверия, онлайн-консультирование, посещение семей на дому)
- а также теоретические и практические семинары для родителей ввиде детско-родительского клуба.
В консультативно-методическом пункте осуществление консультативной помощи происходит по следующим направлениям:
- просвещение – информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
- диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое изучение ребенка, определение его индивидуальных особенностей и склонностей личности и потенциальных возможностей.
- информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка в форме беседы.
- разработка рекомендаций по развитию и социальной адаптации ребенка.
Консультирование родителей может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
Через работу почты доверия в нашей школе оказывается комплексная помощь в виде социально-психологической, консультативной как самим подросткам и их родителям, так и педагогам. Именно совместная деятельность психолога и родителей, основанная на принципах сотрудничества и взаимодополнения, помогает обеспечивать подросткам реальную помощь и поддержку, дает возможность использовать личные качества и готовность к изменению обучающихся.
Родительский клуб
Работа детско-родительского клуба направлена на решение следующих задач:
- установление контакта в детско-родительской паре.
- изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
- повышение уровня осознанности, педагогической и психологической культуры родителей.
Вид группы, структура группы, состав участников.
Группа состоит из:
- вводной встречи с родителями в виде психологической мастерской и детско-родительских встреч, на которых присутствуют члены семьи с детьми.
Детско-родительская встреча включает:
- шеринг: родители и дети рассаживаются в круге и приветствуют друг друга, затем не много рассказывают о своем состоянии называя эмоцию, которая ближе всего им сегодня.
- серию упражнений и игр, наблюдение взрослыми за детьми и собой, обсуждение результатов.
- теоретическую часть (мини-лекция) - темы лекций сообщались заранее и определялись запросами участников на предыдущей группе.
В конце каждой встречи родители получают буклеты с рекомендованными играми. Через почту доверия задают вопросы и получают рекомендации.
В групповой работе мы использовали:
- имитационные игры, ситуационно-ролевые игры; упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия.
- психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы;
- сказкотерапия, обсуждение и разыгрывание историй с последующим моделированием новых версий, работа с метафорами;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- выражение своего эмоционального состояния в рисунке, лепке, музыке с последующим обсуждением.
Результатами работы детско-родительского клуба можно назвать следующие изменения:
1. У взрослых во взаимодействии с детьми стало больше осознавания про свои чувства, больше осознанности про потребности свои и ребенка, появилась возможность говорить с детьми о своих чувствах и обсуждать их переживания, получать и давать поддержку.
2. Способность замечать свои границы и границы своего ребенка, в конфликтных ситуациях выдерживать напряжение и договариваться.
3. Во взаимодействии между взрослыми участниками группы появилось уважение к точке зрения другого, различия стали восприниматься не как конфронтация, а как взаимодополнение.
В первой части детско-родительских встреч (дети и родители) наиболее ярко проявлялась реакция родителей на эмоции и поведение детей и видно было, где нарушается контакт в паре и границы ребенка или родителя. Постепенно, напряжение и тревога в детско-родительской группе снижались. Мы считаем, это связано с тем, что арт-терапевтические упражнения, которые выполнялись совместно детьми и родителями, доставляли особенную радость детям. Родители постепенно меняли отношение к происходящему процессу и их идея, что ребенок что-то должен, менялась, на то, что просто хорошо побыть вместе. Самооценка детей менялась в лучшую сторону, как в своих собственных глазах, так и в глазах родителей.
Такая форма групповой работы оказалась наиболее полезной:
1. Замкнутым детям
Таким детям важно: безопасное пространство, поддержка и доброжелательность, совместная игра с родителями, положительные эмоциональные отклики от окружающих детей и взрослых, вовлечение в посильную совместную деятельность с другими детьми уменьшило их изоляцию и помогло осознавать и разворачивать свои эмоции, пробовать новые для себя способы поведения, распознавать эмоции других людей.
2. Незрелым детям.
Эти дети получили опыт осознавания своих эмоциональных состояний и выражения их приемлемым способом, узнали какое поведение не приемлемо, учились взаимодействовать, идти на компромисс, говорить о своих эмоциях, замечать границы свои и других людей, распознавать эмоции других людей.
3. Тревожным детям.
Этим детям была полезна безопасная обстановка в группе, поддержка со стороны родителей и нас, как ведущих. Были полезны методы арт и сказкотерапии, которые мы применяли в работе. Ребенок мог свободнее рассказывать о своем персонаже (рисунке, поделке) и таким образом осознавать и отреагировать свои чувства, пробовать новые формы поведения.
В приложении 1 представлена программа Родительского клуба (конспекты занятий).