Проектная деятельность как средство формирования семейной идентичности через связь с социумом, со школой

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ


Идентичность — свойство психики человека, представляющее его принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, политическим, религиозным, расовым и другим общностям. Становление идентичности в дошкольном возрасте связано не только с развитием самооценки и представлений о себе, но и с формированием временной перспективы личности, которая представляет собой образ желательного будущего, который ребенку хотелось бы реализовать по мере взросления.

Работа по формированию семейной идентичности включает в себя ряд задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, школе, родной улице и городу; расширение у ребенка представлений о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов семьи; формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому, воспитание у детей нравственных чувств и привычек, умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявлять уважение к старшим, заботу о младших; расширение представлений о родной земле, городе; знакомство детей с российской символикой (гербом, флагом, гимном), с понятием «генеалогическое древо семьи», «герб семьи»; развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей, а также к семейным традициям, семейным реликвиям; вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, воспитание доброжелательности, уважения и люби друг к другу через совместную деятельность родителей, воспитателей и детей; развитие элементарных знаний о правах человека; развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка; развитие познавательных способностей детей через разные виды деятельности и активное привлечение к творческо-поисковой деятельности; расширение кругозора, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.

Актуальность проблемы формирования Российской семейной идентичности дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Целью нашего проекта является обеспечение партнерства педагогов ДОУ, школы и семьи для воспитания ребенка в режиме открытого образовательного пространства, дающего полноценную реализацию интересов личности и разностороннее развитие. Формирование бережного отношения к семейным ценностям, развитие семейной идентичности и предпосылок учебной деятельности на этапе завершения детьми дошкольного образования.

Основой личностного развития дошкольников является формирование определенных мотивов. Уже к 5–6 годам поведение становится более целенаправленным, снижается импульсивность и спонтанность действий, начинают формироваться внутренний план действий и механизм смыслового целеполагания, которые на следующих возрастных этапах реализуются в мировоззрение и систему ценностей.

Центральное место в модели формирования основ национально-территориальной идентичности воспитанников отводилось педагогическому потенциалу историко-культурных традиций Владимирской области, а в числе основных его составляющих, неразрывно связанных с традиционными ценностями, историей и культурой, можно выделить:

- исторические и культурно-нравственные ценности, значимые в национально-территориальном самоопределении Кольчугинцев;

- территорию, особенно чтимые места, осознаваемые и как общенародная ценность и как духовно-нравственная категория – в представлениях детей о понятиях «малая родина», «родная земля», «дом», «семья», «Отечество», «святое место»;

- формирование у детей представлений об исторических, культурно-нравственных ценностях;

Таким образом, для формирования семейной идентичности дошкольников необходимо грамотно организовывать проектную деятельность, включающую:

- мероприятия, направленные на повышение социальной компетентности, идентичности через беседы, чтение книг, интересные встречи, прогулки и экскурсии.

- мероприятия по закреплению полученных знаний на практике: через организацию совместной деятельности, показания примера на опыте своей семьи.

- мероприятия по снижению у детей уровня тревожности, агрессии, негативизма, повышению самооценки и уверенности в себе

- обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также с окружающим миром, в тесной связи со школой.

Важнейшими задачами педагогов в данном случае будут являться реализация деятельности, которая будет побуждать к самовоспитанию ребенка, направленная на создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества и России.

Проект представляет из себя блоки, каждый из которых призван решать конкретные задачи, сформулированные ранее.

1 блок проекта: Экологическая тропа в детском саду, направлен на формирование у детей осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, окружающим его. Изучение маршрута в природу. Участие родителей в деятельности детей.

Этапы проведения и реализации:

I этап: Подготовительный: создание эколого-развивающей среды в детском саду.

II этап: Основной: виды деятельности с детьми: экскурс по станциям на территории детского сада – «Цветочная», «Птичья столовая», «Метеостанция», «Огород» и пр. включает мероприятия: обсуждение и обыгрывание ситуаций, викторину; экологические акции «Поможем птицам», «Трудовой десант», «Вечер загадок о братьях наших меньших», изготовление знаков «Люби и береги природу», оформление гербария детьми;

- экспозиция «сказочные цветы» работу лаборатории юного эколога.

III этап: оценочный: анализ созданных продуктов деятельности – проведение выставок работ, ярмарка поделок и пр.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании ребенка как личности, бережно относящейся к окружающему трудно переоценить.

Предполагаемые результаты:

- Ребята узнают особенности родной земли, природы родного края. Они смогут различать живую и неживую природу.

- Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы

- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в мире природы

- У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, устанавливать причинно - следственные связи, делать элементарные выводы.

2 блок проекта «Дорога в школу». Включает такие мероприятия как экскурсии в школу, мероприятие с детьми по теме «Энергосбережение», посещение школьного музея, изучение тематики 75-летия победы с фашизмом в Великой Отечественной войне, викторина « Произведения любимых писателей», посещение школьной библиотеки, «Мы любим спорт» (веселые старты), игра-квест «7-Я» в детском саду, участие школьников в празднике «Осенний бал» в детском саду, участие в новогодних праздниках, посещение уроков в первых классах, участие в театрализованной деятельности.

3 блок проекта. Проспект в МИР. Социальное партнерство. Целью является создание социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества в воспитании дошкольников. Включает знакомство с историей, достопримечательностями и природой родного города, мероприятия в честь 75-летия Великой победы в войне с фашизмом; выпуск газет «Этих дней не смолкнет слава»,воспоминания и рассматривание материалов о войне, знакомство с героями войны «Бессмертный полк», Создание мини- книги о войне « Страницы военных лет» - героях-кольчугинцах, участниках военных действий 1941-1945 годов; экскурсии к мемориалу славы воинов ВОВ, знакомство с подвигами соотечественников и победой над фашизмом через посещение школьного военного музея - бывшего госпиталя школы №5, участие в поздравлении ветеранов в честь 75-летия Великой победы в войне с фашизмом; посещение школьных постановок, праздников; знакомство с русским народным творчеством: экскурсии в СЮтур: быт русской избы, русские народные игры, традиции. Посиделки, народные игры и праздники; посещение школьной и детской городской библиотеки. Посещение праздников, выставок, участие в конкурсе чтецов; посещение картинной галереи города. Встречи с народными художниками, умельцами, ознакомление с их творчеством; посещение пожарной части города, выставка рисунков по итогам встречи; знакомство с работой ГИБДД с целью расширения знаний о ПДД. Конкурсы, развлечения, выставки рисунков по теме; экскурсии в заводской музей, знакомство с историей создания градообразующего предприятия - металлургического завода, продолжателей дела купца А.Г.Кольчугина; центр внешкольной работы - просмотр театральной деятельности детей, участие в народных праздниках.

Социальный эффект проекта проявляется в том, что социально адаптированный ребенок успешно взаимодействует в среде, происходит обеспечение личностного и интеллектуального развития ребенка в условиях социума, развитие способностей. Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем соблюдения прав и свобод человека, поддерживание мира и согласия.

Ознакомление с социумом способствовало формированию любви и уважения к своей малой родине – родному городу, своему району. Развитию идентичности личности ребенка способствовали все этапы социализации через его окружение: родной дом, детский сад, школа, город и страна в целом. Ведь уголок родной земли, где родился и вырос человек, является одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Поэтому становление любви и преданности к родному краю, способствовало формированию эмоционально позитивного целостного образа Родины - России.

Социальное партнерство – его особенность «думать вместе и действовать сообща», а наша цель - развитие способностей детей, познавательный интерес к окружающему миру, заинтересованность в знаниях и развитое умение - быть счастливыми.

В процессе целенаправленной работы дети получили системные знания о семье, родном городе, местности, в которой живут, о стране, ее защитниках и героях, знаменитых людях завода, города. Возрос интерес к настоящему и прошлому родного Отечества не только детей, но и их родителей, историческому и культурному наследию, усилилось чувство гордости за достижения страны, уважение и любовь к людям, русской культуре, русским традициям, ощущение себя частью нашей великой Родины.

Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной темы и реализации проекта. Совместное участие в проектной деятельности помогли нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейной идентичности, активизировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве, повысилась коммуникабельность, доброжелательность.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез, 2008.

3. «Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса, 2000.

4. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб. ООО М.: «Детство-пресс», 2010.

5. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012. (Библиотека журнала «Управление).