Цель урока: знакомство с новым звуком [ч,] и новыми буквами Ч, ч.
Задачи урока:
- создать условия, чтобы все учащиеся узнавали буквы Ч, ч в слове и научились читать слова с этой буквой;
- создать условия для развития фонематического слуха учащихся;
- создать условия для формирования навыка чтения слов и предложений с изученными буквами (правильность, плавность, выразительность, осознанность чтения);
- создать условия для развития речи, внимания, памяти, способности анализировать, обобщать;
- работать над формированием орфографической зоркости учащихся;
- создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества, любви к чтению;
- продолжать работу по формированию у учащихся основы учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.
2. Метапредметные:
- Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
- Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
- Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учиться работать в парах.
- Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, самоконтроль, адекватное принятие информации.
Современные образовательные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, технология формирования критического мышления, обучение в сотрудничестве.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации деятельности: фронтальная, работа в парах.
Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя.
Оборудование: учебник «Русская Азбука» В.Г.Горецкого и др., схемы для звукового анализа, наборное полотно, книга Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», конверт с буквами, иллюстрация к сказке Успенского, презентация к уроку, карточка с печатными и письменными буквами Ч, ч.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. К нам на урок пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь тихонечко садитесь, и начнём урок.
Я надеюсь, что сегодня у вас хорошее настроение. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с хорошего настроения. И поможет вам ваша улыбка, добрые слова.
Улыбнитесь друг другу. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.
- Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
II. Повторение пройденного материала
- Ребята, сегодня мне пришло письмо. Нас приглашают в гости герои замечательной сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (показ книги). Как же мы будем добираться туда? Вам поможет ответить на этот вопрос слово, которое спрятано в этом конверте. Но буква рассыпались. Расставим их так, чтобы получилось слово.(1 ученик работает у доски).
- Какое слово получилось? (Вагон) (Картинка выставляется на доску).
- Составим схему этого слова (1 ученик работает у доски, остальные за партами).
- Сколько слогов в этом слове? (2)
- Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
- Назовите 1 слог. (Ва)
- Какое слияние? (Твёрдое)
- Назовите 2 слог (гон). Какое слияние? (Твёрдое). Назовите последний звук [н]. Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, звонкий)
- Какой слог ударный? (Второй)
- Вы догадались, что мы отправляемся в путешествие в вагоне поезда. А тем временем в Простоквашино с нетерпением ждут гостей.
III. Постановка цели и задач урока
- Кот Матроскин, сидя дома, размышляет. Послушайте о чём. Какой звук чаще всего встречается в словах? (Во время рассказа на доске появляются картинки, в которых встречается новый звук.
Кот молча лежит на печке и смотрит в окно. Течёт и тихо журчит речка. Солнце шлёт на землю свои горячие лучи. По небу плывут облачка. Одно облачко как зайчик, другое - как лисичка, а третье похоже на уточку.
- Кто же такие облачка делает? – задумчиво спрашивает Матроскин. А вот кто: солнечные лучики и речка.
Учитель: Какой звук вы услышали чаще других?
Ученики сразу называют звук [ч,].
Тема урока: «Буква Ч», которую ещё не изучали.
Цель урока: познакомиться с буквой Ч.
Задачи урока:
- научиться узнавать букву Ч;
- познакомиться с новым звуком;
- научиться читать слоги и слова с буквой Ч;
(Учитель создаёт условия для того, чтобы цель урока и задачи дети сформулировали сами.)
IV. Первичное введение нового материала
- Произнесите ещё раз слова, рисунки к которым вы видите. Послушайте, как звучит звук [ч,]. (Печка, речка, лучи, облачко, зайчик, лисичка, уточка).
- Какой звук [ч,] гласный или согласный? Почему?
- Звонкий или глухой?
- Твёрдый или мягкий? (Всегда мягкий, непарный)
- Каким цветом будем обозначать на схеме? (Зелёным)
- Кто повторит весь рассказ, используя слова со звуком [ч,].
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы возьмём с собой в путешествие.
Когда лежу на месте,
Не раскрывая рта,
Во мне скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне видно от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан).
(Показ картинки)
- Где стоит звук [ч,] в этом слове?
- Назовите слова, в которых звук ч стоит в начале слова, в середине. в конце.
- Наш поезд тронется тогда, когда мы 3 раза произнесём скороговорку.
Я колёсами стучу, быстро вас домчать хочу. (3 раза).
(Поезд сдвигается)
- Какой звук часто повторяется в скороговорке?
На письме звук [ч,] обозначается буквой Ч.
(Показ буквы на экране)
- На что похожа печатная буква Ч?
- Да, вы правильно решили
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(Показ картинки)
- Для чего нужны 2 буквы?
- Укажите место этой буквы на ленте букв.
Чтение слияний, слов.
- Прочитайте слияния:
- ча – с радостью,
- чо – с удивлением,
- чу – пропеть,
- че – с грустью,
- чи – с вопросом.
- Как на схеме обозначим эти слияния?
- Почему? (Звук [ч,] всегда мягкий)
- Не все гласные используют для письма слогов с буквой ч. Нет букв ы, э, ю, я. Запомните, как пишутся слоги ча- чу. Это продолжим изучать на уроке письма.
Физминутка
- Вот мы и на станции Простоквашино. Нас ждут друзья. (На доске картинки героев сказки)
- Чем они собираются нас угощать? (На доске предметные картинки: чай, конфеты, торт, печенье, варенье)
- Среди угощений выберите те, в названии которых есть звук [ч,]. (Чаем с печеньем)
- Матроскин и Шарик предлагают не только вкусное угощение, но и игру в слова.
чай чашки человек часы |
чистые |
- Прочитайте слова. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика.
- Что получилось? Прочитайте. (Чудесный чай, чистые чашки, точные часы, честный человек)
- Что интересного заметили? Слова начинаются со звука [ч,]
- Составьте с любым из этих слов предложение. (В Москве самые точные часы. В гостях у Матроскина мы пили чудесный чай.)
V. Физкультминутка
- После застолья мы, гости, решили оставить о себе добрую память. Мы предложили посадить в палисаднике около дома несколько растений. Я буду перечислять названия растений. Если в них есть звук [ч,], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч,] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Вишня, слива, черёмуха, яблоня, черешня, тополь, осина, алыча, берёза, молочай.
VI. Первичное закрепление
Работа с текстом.
- Вы знаете, что Дядя Фёдор, хоть и мал ещё, но очень серьёзный и самостоятельный. Он многое умеет делать. Какое занятие одно из самых любимых? Это вы узнаете, если расставите книги на полочке. Сначала высокие, потом низкие. (1 ученик работает у доски)
- Прочитайте слово, которое у вас получилось. (Чтение)
- Давайте и мы почитаем слова с доски. (Мяч, мячик, скачу, скачет, девочка, Танечка)
- Прочитайте слова, где буква ч стоит в конце слова.
- Прочитайте слова, где буква ч стоит в середине слова.
- Когда мы употребляем слово мяч, а когда мячик? Таня и Танечка?
- Откройте «Азбуку» на стр. 132. Какие игры с мячом вы знаете?
- Прочитайте текст. (Чтение «про себя», хором в медленном темпе, хором целыми словами.)
- Во что играли девочки? (Девочки играли в мяч)
- Что сказано о мяче? (Мяч помчался)
- Как по-другому можно сказать? (Покатился, поскакал)
- Как звали девочек? (Девочек звали Катя, Оля, Таня)
- Как написаны их имена? (Имена написаны с большой буквы)
- Найдите и прочитайте предложение, которое соответствует этой схеме.
На доске схема: I___ ___ ___ ___.
- Найдите и прочитайте предложение с восклицательным знаком в конце. (Встали девочки в круг.)
- О ком все эти предложения? (Эти предложения о девочках.)
- Можно ли то, что вы прочитали назвать текстом? Почему?
- Какое название дали бы этому тексту? (Игра в мячик.Весёлый мячик.)
- Весело было девочкам? Почему? ( Девочки играли в мячик дружно.)
- Пока мы читали, Матроскин и Шарик успели поссориться. Чтобы их помирить, почтальон Печкин принёс журнал с очень интересным рассказом Ушинского.
Работа в парах. На партах у детей текст.
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.
- Прочитайте по «цепочке».
- Что говорит брат?
- Что отвечает сестра?
- Как нужно прочитать слова брата и сестры? (Громко, сердито)
- Прочитайте последнее слово. (Скучно)
- Отчего детям стало скучно? (Расселись по разным углам)
VII. Физкультминутка музыкальная
VIII. Игра «Собери пословицу»
Почему так говорят?
Работа в парах. На доске и у детей на партах:
Вместе |
|
тесно, |
|
а |
|
врозь |
|
скучно. |
IХ. Подведение итогов урока
- Послушали Матроскин и Шарик этот рассказ, ваши советы и решили, что больше никогда не будут ссориться.
- Наше путешествие подошло к концу. (Предложить детям высказаться по уроку, используя слова, записанные на доске.)
- научился…
- узнал …
- понравилось …
- затруднялся …
- поделюсь …
Х. Рефлексия
Дети оценивают свою работу на уроке и украшают ёлку на доске красными и жёлтыми шариками.
- Если вам понравилось в гостях у Матроскина и Шарика, то вы можете продолжить знакомство с этими персонажами на страницах книги Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (показ книги).
- Спасибо всем за урок.