Форма: литературно-музыкально-художественный вечер.
Цели: содействие нравственному и эстетическому воспитанию школьников, развитие кругозора учащихся, формирование и поощрение интереса к искусству.
Возраст: учащиеся 9-11 классов.
Количество участников: 1-2 класса.
Место проведения: библиотека, уютная классная комната или небольшой актовый зал.
Оборудование:
- видеоаппаратура,
- репродукции картин в рамках можно разместить по стенам или на мольбертах,
- музыкальная аппаратура или пианино.
Этапы подготовки и проведения:
а) подготовительный этап:
- выбор аудитории и участников вечера;
- распределение ролей и постановка задач;
- индивидуальная работа со школьниками;
- объявление о вечере.
б) проведение вечера:
- подготовка класса;
- вступительное слово учителя;
- литературно-художественная часть;
Советы по проведению: вечер можно проводить в аудитории, где столы расставлены по кругу для создания неформальной обстановки, оформление выбрать в классическом стиле, можно со свечами и живой фортепианной музыкой.
Литературно-музыкально-художественная композиция «О, сколько таинств в женщине таится»
Сценарий
(на фоне музыки. «Я помню чудное мгновение» романс)
1 чтец
Души настало пробужденье
И вот опять явилась ты
Как мимолетнее виденье
Как гений чистой красоты
И сердце бьётся в упоенье
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Женщина. Какая загадка таится в ней? Кто она? В честь неё слагают стихи, ей посвящают песни, её образ хранят в веках полотна великих художников.
(Ричард Клайдерман - К Элизе)
2 чтец
О, сколько таинств в женщине таится -
Светла, как звёзды, как земля щедра
Спасибо ей за подвиг материнства,
За дар любви и торжество добра
Она везде, повсюду снами
В извечной дружбе с мирной весной
И как ребёнка обняла руками
Весь этот беспокойный шар земной.
(Эннио Морриконе - тема из кинофильма «Профессионал»)
1 чтец
Эту загадку, эту тайну пытались раскрыть художники на протяжении веков. Для эллинских художников женщина была, прежде всего, воплощением совершенства и гармонии живых форм природы. Художники итальянского возрождения прибавили к этому одухотворённую теплоту любви и материнства. Для лучших живописцев мира женщина осталась предметом любования и поклонения, украшением жизни, символом радостей бытия.
(Лунная соната 2 часть)
3 чтец
Стой! Какою я теперь тебя вижу - остаться, навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался вдохновенный последний звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощённые счастьем, блаженным созданием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, в след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! Какой свет, тоньше и чище солнечного света разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри? Его лобзания горит на твоём, как мрамор, побледневшем челе! Вот она - открытая тайна, тайна поэзии жизни, любви! Вот оно, вот оно бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновенье ты бессмертна.
(Моцарт «Фантазия» - 3 часть с середины)
2 чтец
На протяжении многих лет Тициан работает как портретист, создавая гимн могуществу женщины. Он пишет портреты своих современниц - венецианских рыжеволосых женщин с розовой кожей. Венера, Даная, Флора, Лавиния, Изабелла - сколько их прекрасных женщин создано его кистью. Излюбленный тип его женщин: по формам чувственные, по существу - невинные.
Спящие красавицы, не ведающие ещё принца, который их разбудит; женщины с золотистыми волосами и отстранённым взглядом; чуть опущенные веки, удивления, взгляд в себя, лёгкое недоумение и незаигранная скромность. Мир - это загадка и невозможно понять, что рождает печаль, что - радость.
(Брамс Вальс соч.39)
1 чтец
Прекрасна - вот достойнейшее слово
С чего бы нам, серьёзно говоря,
Судя о том, что ново, что не ново
Слова такие гнать из словаря?
Ведь не стеснялись греки и в быту
Звать Красотою просто красоту.
Ещё молодым художник Рембрандт любил писать портреты, особое внимание, уделяя освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Художник любил наряжать их в различные одежды, драпировать в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цвет. Художник в портретах проявляет живой интерес к нюансам психологического состояния человека, он окружает свои модели как бы некой «поэтической дымкой». Зритель ощущает под покровом изысканных одежд и украшений нежно чувствующую человеческую душу.
(выход со свечами)
4 чтец
Когда потёмки наступают
И приближается гроза
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
(Бах-Гуно. Аве Мария - полностью)
2 чтец
Лицо женщины появляется из темноты, как величайшая драгоценность, оправленная золотом волос, с тончайшими, сверкающими прядями, на пьедестале белоснежного кружевного воротника. Плавная линия очерчивает лоб, скулы, припухлость щёк и подбородка. Тёмное золото волос венчает лицо. Холодные прозрачные изумруды её зрачков в строгом овале и мягком очертании тёмных надбровных дуг поражают зрителя чистотой и совершенством. Трепетное биение крови просвечивают сквозь нежную кожу, а повисшая капля серьги в мочке уха завершает этот пленительный образ. Соответственно строгому платью - выражение лица - оно спокойное, сдержанное, чуть надменное, без малейших следов лучезарной улыбки. И только выбившаяся из-под узла схваченных на затылке волос, рассыпавшаяся по виску и щеке каштановая прядь воспринимается живой чертой облика девушки, нарушающая чопорность придворного этикета.
Этот образ создан кистью художника Питера Пауля Рубенса. Величайший художник человек огромной эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер. Человек удивительной работоспособности бесконечно талантливый, всегда полный новых замыслов. Неустанная человеческая энергия вечное движение жизни, находят отражение во всех эго картинах.
4 чтец
Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их - знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь, обнажающем до дна,
Такое слышалось горе,
Такая страсти глубина!
(Штраус. Вальс «Весенние голоса» 1 часть)
3 чтец
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню
Как бедный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданным страстям,
Я разлюбить его не мог
Так храм оставленный - всё храм!
Кумир поверженный - всё бог.
Эти слова М.Ю.Лермонтова были посвящены Лопухиной.
(Григ. Вальс. Лирические пьесы)
1 чтец
Не только её поэтический образ был оставлен потомкам, но и её прекрасные черты мы можем лицезреть благодаря кисти русского художника той эпохи Владимира Лукича Боровиковского. Он был мягким, доброжелательным человеком, которого очень привлекали образы женщин. Портрет Марии Лопухиной - одна из лучших его работ. Он воплотил в этом портрете представления своего времени о женской прелести. Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной - Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт - это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. И такой она останется в нашей памяти навечно.
4 чтец
Она давно прошла
И нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть её души от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела.
К ней равнодушное потомство привлекать
Уча его любить - страдать - прощать - молчать.
(Свиридов. «Метель» «Тройка» - между окордами)
2 чтец
Я действительно чудо видал
А не переводную картинку
Говорили, что Фидий ваял
Эту женщину - простолюдинку.
Ни с каких не спускаясь высот,
А сквозь годы труда и надежды
Нам навстречу крестьянка идет
И колышутся складки одежды.
И ступает она по земле.
Не привычная к блеску паркета
И на мраморном чистом челе
Отражение мысли и света.
И пройдет она гордый свой путь
То ли в Греции, то ли в России
И живая волнуется грудь
И в пыли ее ноги босые.
3 чтец
Крепостной графа Шереметьева Иван Аргунов обладал выдающимся талантом. Из-под его кисти выходили блестящи портреты, где он предстает художником, глубоко чувствующим красоту, простой безыскусственной правды о человеке.
Можно представить себе, с каким сочувствием писал художник образ молодой крестьянской женщины. Обаяние ее молодости, нравственной чистоты, душевности художник воплотил с подкупающей простотой. Он написал ее как бы в счастливую минуту жизни - радостно оживленную чуть улыбающуюся, одетую в нарядный вышитый сарафан, с высоким вышитым кокошником на голове. Он как бы хотел сказать своим портретом: вот где все истинно, все здорово, все честно и чисто.
1 чтец
Так кто же она - женщина? Эту загадку будут пытаться разгадать люди на протяжении многих веков. И так же, как и раньше будут посвящать стихи и песни и оставлять ее таинственный образ на полотнах.
(«Профессионал» - концовка)
4 чтец
Ты женщина, ты - книга среди книг,
Ты свернутый, запечатленный свиток,
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты женщина, ты - ведьмовской напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток
Ты женщина, и этим ты права
От века убрана короной звездной
ты в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный
тебе мы служим тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
Список музыкальных композиций
- М.И.Глинка «Я помню чудное мгновение» романс.
- Ричард Клайдерман – «К Элизе».
- Эннио Морриконе - тема из кинофильма «Профессионал».
- Л. Бетховен «Лунная соната» (2 часть).
- Моцарт «Фантазия» - (3 часть с середины).
- Брамс «Вальс» (соч.39).
- Бах-Гуно. «Аве Мария» – (полностью).
- Штраус. Вальс «Весенние голоса» (1 часть).
- Григ. Вальс. «Лирические пьесы».
- Свиридов. «Метель» «Тройка» - (между аккордами).
- Эннио Морриконе - «Профессионал» - (концовка).