Цели:
- создание комфортных психологических условий для обучения;
- развитие, поощрение и стимулирование интересов у школьников к самостоятельной творческой деятельности;
- практическое применение знаний;
- систематизация знаний и умений учащихся по теме “Логика”.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Логика”;
- подготовить учащихся к контрольной работе;
- продолжить развитие навыков логического анализа;
- выработать умение корректно и логически безупречно формулировать определение понятий;
- продолжить решение логических задач;
- развивать умение строить логические выражения.
Развивающие:
- развитие внимания, наблюдательности, критичности;
- развитие активности и самостоятельности;
- развитие умений и навыков работы при решении логических задач.
Воспитательные:
- привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков;
- изучение основных исторических этапов развития логики и знакомство с историческими личностями, связанными с развитием данной науки с Древних времен и по сей день.
Оборудование урока:
- Интерактивная доска.
- Компьютер, проектор.
- Карточки с заданиями для учащихся.
- Тест.
- Презентации по теме урока.
План урока
№ | Вид работы |
Время (мин) |
1 |
Организационный момент |
1 |
2 |
Опрос (презентация) |
5 |
3 |
Диктант |
3 |
4 |
Исправь ошибки / Тест |
5 |
5 |
Работа в парах |
5 |
6 |
Решение задач на Законы логики |
7 |
7 |
Новая тема |
7 |
8 |
Решение задач |
10 |
9 |
Рефлексия |
2 |
10 |
Д/з |
1 |
|
|
45 |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент - 1 мин.
2. Опрос (презентация) – 5 мин.
- Кто заложил основы формальной логики?
- Что такое высказывание?
- Выберете из предложенных вариантов высказывания:
- Завтра будет дождь.
- Вчера было солнечно.
- Земля – спутник Юпитера.
- Петя вчера хотел бы пойти в кино.
- У кого есть сотовый телефон?
- Урок длится 45 минут.
- Ура, каникулы!
- Каким методом пользовался великий сыщик Шерлок Холмс? Дайте определение.
3. Диктант – 3 мин.
Записать высказывания:
- Не А и В.
- Отрицание А или не В.
- Из не В следует А и С.
- Если А то не С.
- Инверсия А или В эквивалентно не А и не В.
4.
Тест – 5 мин. |
Логические функции – 5 мин. |
1. Какой из перечисленных законов является переместительным для "И"?
- X+Y = Y+X
- X*Y=Y*X
- Х*(Y*Z)=(X*Y)*Z
- X+(Y+X)=(X+Y)+Z
- X*(Y+Z)= X*Y + X*Z
2. Какой из перечисленных законов является сочетательным для "И"?
- X+Y = Y+X
- X+Y*Z=(X+Y)*(X+Z)
- Х*(Y*Z)=(X*Y)*Z
- X+(Y+X)=(X+Y)+Z
- X*(Y+Z)= X*Y + X*Z
3. Какой из перечисленных законов является сочетательным для "ИЛИ"?
- X+Y = Y+X
- X+Y*Z=(X+Y)*(X+Z)
- Х*(Y*Z)=(X*Y)*Z
- X+(Y+X)=(X+Y)+Z
- X*(Y+Z)= X*Y + X*Z
5. Работа в парах – 5 мин.
Каждой группе выдается лист с заданием (таблица с простыми высказываниями и их обозначения). Необходимо записать сложные высказывания на языке алгебры логики.
N |
Ветер северный |
T |
Температура плюсовая |
S |
Ветер южный |
I |
На деревьях иней |
D |
Идёт дождь |
U |
На улице туман |
C |
Идёт снег |
P |
Небо пасмурное |
M |
На улице мороз |
Z |
Налипание снега на провода |
O |
На улице оттепель |
G |
На дорогах гололедица |
1. «На улице мороз, небо пасмурное, но снег не идёт»;
2. «На улице температура плюсовая и туман или на деревьях иней»;
3. «Если северный ветер или идёт снег, то на улице мороз»;
4. «На дорогах нет гололедицы, если дует северный ветер при морозе»;
5. «На улице оттепель или на деревьях иней, если температура плюсовая»;
6. Решение задач на «Законы логики» - 7 мин.
Упростить:
7. Новая тема – 7 мин.
Нами это уже пройдено…
Мы рассмотрели с вами решение нескольких задач-софизмов:
- Ахилл и черепаха.
- Спичка длиннее столба.
- Зависит ли скорость свободного падения от массы тела.
- Парадокс парикмахера.
Методом логических рассуждений.
Для решения логической задачи методом таблиц истинности необходимо:
- «разобрать» задачу на простые высказывания и обозначить их;
- записать задачу на языке алгебры логики;
- составить таблицу истинности;
- сделать вывод.
Рассмотрим это на примере:
Задача 1. Кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно:
1) если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал;
2) если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.
(объяснение с помощью презентации)
8. Закрепление. Решение задач – 10 мин.
Задача 2. В нарушении правил обмена валюты подозреваются 4 работника банка А, В, С, Д.
Известно:
1) если А нарушил, то В нарушил;
2) если В нарушил, то и С нарушил или А нет
3) если Д не нарушил, то А нарушил, а С нет
4) если Д нарушил, то и А нарушил
9. Рефлексия – 2 мин.
Наш урок подошел к концу. Выразите свои ощущения после урока с помощью пословиц. Выберите из предложенных ту, которая соответствует вашему настроению.
- Без хорошего труда нет плода.
- Терпенье и труд все перетрут.
- И швец, и жнец, и на дуде игрец.
- Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
- Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
- Была б лишь охота - наладится каждая работа.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Не боги горшки обжигают.
- Хлеб даром не даётся.
10. Домашнее задание – 1 мин.
Намечаются экскурсии в три города А, В и С. Руководитель фирмы сказал:
- «Неверно, что если будет экскурсия в город В, то не будет экскурсии в город С.
- Если будет экскурсия в город С, то не будет экскурсии в город А.»
В какие города будет проводиться экскурсия?