Метапредметная олимпиада «Мета – SKILLS» – пространство индивидуального успеха

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


В условиях инновационного функционирования образовательная организация стремиться создавать особую среду с комплексом условий, технологий, практик, актуальных форматов деятельности и взаимодействия в пространстве творчества и сотрудничества взрослого и ребенка.

Понятие «метапредмет», «метапредметность» широко обсуждается педагогической общественностью, но на сегодняшний день продолжает оставаться вне сферы популярных практик. В связи с чем, образовательное событие метапредметная олимпиада «Мета – SKILLS» можно считать уникальным явлением в образовательном контексте.  Практика в том варианте, который апробирован в лицее, инициирована автономной некоммерческой организацией «Сетевой институт ПрЭСТО» и Пермским государственным национальным исследовательским университетом.

Идея метапредметной олимпиады – дать возможность лицеистам увидеть свои способности, которые, даже для них самих, не очевидны, показать, каких результатов они добились в образовании себя, результатов, которые сложно оценить в ходе урочной деятельности: умения анализировать информацию, «видеть» проблему во всей ее многоплановости, ставить корректные задачи перед собой, чтобы решить проблему, продуктивно взаимодействовать с людьми,  работать командно,  управлять собственными интеллектуальными ресурсами,  применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

Кроме того, испытания в рамках олимпиады указывают, что образование сегодня – не изучение фактов и цифр в рамках «любимых» и не очень предметов. Это внушительный багаж надпредметных умений, «универсалий» (В.Имакаев), которые будут востребованы на протяжении всей жизни.

По задумке оргкомитета метапредметная олимпиада – индивидуальные (кроме одного) интеллектуальные испытания по пяти компетенциям: «Учебное сотрудничество», «Интерпретация текста», «Аргументация в дискуссии», «Моделирование», «Публичное выступление». Проводилась в два этапа: подготовительный и основной.

Будущие участники испытаний самостоятельно определяют компетенцию и заявляются в претенденты. В течение двух недель совместно с педагогами – тренерами осуществляли подготовку к состязаниям.

Начало олимпиады - торжественное открытие, во время которого участников, экспертов, жюри, зрителей приветствуют организаторы, объявляют регламент испытаний, условия игры. И вот, наконец, -  самое интригующее и долгожданное действие – испытания.

 Умеющие мыслить логически, проектировать, экспериментировать состязаются в номинации «Моделирование». Им предлагается, например, перекодировать русскую народную сказку в схему; изготовить модель бумажного самолета и после летных испытаний составить обоснование модели.

Для работы с текстовым материалом на испытании «Интерпретация текста» выстроены модули «Вопросы-ответы», «Культурные коды», «Интерпретация в контекстах», «Интерпретация от «Я»».

 «Аргументация в дискуссии» - одна из наиболее сложных компетенций, требующих энциклопедических знаний и высокой коммуникативной культуры. Аргументы, вопросы, опровержения – это элементы олимпиады, которые жестко регламентированы временем, качеством построения аргумента.

Очень яркое и впечатляющее зрелище – выступление «олимпийцев» на площадке «Публичное выступление». Участники высказываются на выбранную тему с опорой на визуальные контексты, читают художественный текст и представляют рассказ своей истории, и, наконец, три финалиста сражаются на этапе «Трио».

Умения работать в команде, договариваться и решать совместно нестандартные задачи необходимы соревнующимся в номинации «Учебное сотрудничество». Они выполняют «Веселое задание», «Позиционное задание», «Командное конструирование». Как правило, все проходит позитивно и на высоком организационном уровне, потому что это ново, необычно, подразумевает личный интерес каждого участника.

Заключительной фазой олимпиады «Мета – SKILLS» должна стать рефлексия. Организаторы лицейской олимпиады предлагают участникам методику «6 шляп»: группа по каждой номинации выбирает шляпу и отвечает на поставленный вопрос: «Выразите чувства, которые испытали, участвуя в олимпиаде», «Какой философский вывод можете сделать по поводу того, как постигали новое? Какие прогнозы на дальнейшее участие в олимпиаде?», «Где и как можно применить все то, что узнали, чему научились?», «Какие недостатки, риски, опасения, связанные с дальнейшим участием в олимпиаде, можете указать?», «Какую полезную информацию вынесли со своей площадки?», «Какие рекомендации можете сделать будущим участникам испытаний?». В этот раз звучали противоречивые ответы: «Было невероятно сложно и волнительно», «Затрудняюсь даже пояснить чувства, которые испытала», «Буду участвовать еще не один раз», «Хочу попробовать себя в других номинациях», но общее, что объединяло всех – ощущение успеха, радость по поводу того, что проба себя состоялась, понимание, что это «наше» - новое, увлекающее, значимое.

Пройдет совсем немного времени, и метапредметная олимпиада станет традицией, визитной карточкой лицея. А сегодня мы все - победители, потому что так смело и решительно шагнули навстречу новому. Начиная новое, мы обновляемся сами!

Список литературы

1. Имакаев, В.Р., Вихман, А.А., Гаджиева, Л.А., Попов, А.Ю. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Р.В. Имакаев // Успехи современной науки. - 2015. - № 3.

2. Имакаев, В.Р. Метапредметная реконструкция современной школы//Вестник образования. – 2015. - № 23.

3. Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения – событие себя/Коллектив авторов. – 2-е издание. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017 – 256 с.

4. Розин В.М. Конструирование и природа индивидуализации. – М. – Тверь: «СФК-оффис», 2014. – 290 с.