Предметная область |
химия. |
|||||||||||||||||||||||||
Участники (возраст, класс) |
учащиеся среднего звена (13-14 лет), учитель. |
|||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
обобщить и систематизировать ЗУН по теме «Основные классы неорганических веществ». |
|||||||||||||||||||||||||
Задачи урока |
образовательные: |
|||||||||||||||||||||||||
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и др.) |
Компьютер, интерактивная доска. |
|||||||||||||||||||||||||
Методическая информация |
||||||||||||||||||||||||||
Тип урока (мероприятия, занятия) |
Урок-игра обобщение. |
|||||||||||||||||||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
|
|||||||||||||||||||||||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
1 урок (45 минут) |
|||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. |
||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся |
1. Организационный момент. 2. Этап актуализации знаний, определение темы урока. 3. Мотивационно-ориентированный момент. Представим, наш класс поплыл на морскую прогулку на корабле «Знания». Оказавшись в дали от берега двигатель корабля сломался и судно поплыло по течению. Долго ли, коротко ли так плавали на корабле, но внезапно судно остановилось. Оказалось – причалили к берегу. Спустившись на землю, все пошли гулять по острову. Сами того не подозревая ребята заблудились и вышли к огромному замку. В надежде получить кров они зашли в замок, но как только последний из детей переступил порог замка, дверь захлопнулась. На пороге стоял сундук, а на дне лежал клочок старой бумаги. Эта была карта! Их спасение. Судя по карте – они находились на противоположной стороне острова. Ребятам предстоит побывать в замке «КОСО», посетить пещеру «Забытых веществ», оказаться на темной стороне острова, переплыть реку ошибок и пройти через лабиринт. Поможем? (слайд 2) |
|||||||||||||||||||||||||
Подробное описание всех этапов урока. |
Основной этап урока Замок «КОСО». Почему «КОСО»?, так как здесь находятся склад всех 4 классов неорганических веществ. Какие это классы? Побываем в 4-х комнатах. Класс делится на 4 группы (слайд 3). В шкафах располагаются склянки с химическими веществами, ребятам необходимо выбрать вещества соответствующего класса. Назвать и классифицировать вещества. Комната №1. «Оксиды (слайд 4). KOH, NO, CO2, K2O, NaOH, HNO3, H2S, P2O5, CaO, H2CO3, SO2, CuSO4. Комната «Основания» (слайд 5). K2O, KOH, NaOH, Ca(OH)2, CuCl2, HCl, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4. Комната «Кислоты» (слайд 6). H2SO4, H2O, Ca(OH)2, H2CO3, HNO3, K2SO4, H3PO4, NaOH, NO, H3PO3, P2O5, HCl. Комната «Соли» (слайд 7). H2CO3, NAHCO3, CO2, MgOHCl, K2SO4, H2SO4, K2NaPO4, NaOH Пещера забытых веществ. В пещере скрыты вещества, угадайте какие. Лакмус в них краснеет, растворяется цинк и медь. Мелок пускает пузыри. Его нужно добавлять в воду, а не наоборот. (Кислота) слайд 8 Темная сторона. По характерным признакам химических реакций определите, о каком веществе идет речь (слайд 13). Конкурс команд «Кто быстрее ответит на вопрос». 1. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина, добавить несколько гранул щёлочи, то между этими веществами реакция не идёт. Что надо сделать, чтобы она произошла? (Добавить воду). слайд 14 2. В минеральной воде бурлит, в топочном газе летает, растениям пользу несёт, пожар затухать заставляет. О каком веществе идёт речь, к какому классу веществ относится? (Углекислый газ). слайд 15 3. Какая кислота содержится в желудочном соке человека? К какому классу веществ относится? (Соляная). слайд 16 4. На кожу ваших рук попал раствор едкого натра. Каковы ваши действия? (Обильно помыть под струей воды). слайд 17 Реки ошибок (с каждой команды на интерактивной доске работает один ученик). Найдите третье лишнее вещество? Формулу лишнего вещества зачеркнуть пером интерактивной доски. Ответ объяснить. слайд 18. 1. H2S, MgO, HCl Найдите ошибки в тексте. Формулу лишнего вещества зачеркнуть пером интерактивной доски (слайд 19). - кремниевая кислота; Формулы кислот и их названия. Пером интерактивной доски соотнести формулы и названия кислот (слайд 20). Цветовое обозначение этикеток кислот, солей, оснований и оксидов. Подобрать цвета неорганических веществ (слайд 21).
Все соли в ряду растворимы в воде? Лабиринт. 1. Распознайте индикаторами раствор.
Даны пробирки с веществами: кислотой и щелочью, определить вещества с помощью индикаторов (слайд 23).
2. Лабораторный опыт: 1 ученик демонстрирует опыт по определению кислой и щелочной сред в пробирках. Напомнить технику безопасности при работе с кислотами и щелочами. 3. Заполните пробелы. Заполнить пробелы, пользуясь пером интерактивной доски. 1ученик работает на доске. Из представленных реакций выбрать реакцию нейтрализации. Zn + … = ZnCl2 + H2 CuO + H2SO4 = … + H2O HCl + NaOH = … + … CaCO3 = CaO +… CaO + … = Ca(OH)2 4. Составьте формулы веществ, зная заряды ионов. Записать формулы веществ на пустых листах бумаги, пользуясь пером интерактивной доски. 1 ученик работает на доске (слайд 24). K+ и Cl–, Na+ и CO32–, H+ и I–, Ca2+ и OH–, H+ и PO33– |
|||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) |
Рефлексия.
Предварительно раздаются желтые кружочки. Предлагается по окончанию урока нарисовать смайлик, характеризующий урок. |
|||||||||||||||||||||||||
Список использованных источников |
http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_7-1.html http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1/13.html https://him.1sept.ru/2003/33/14.htm http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_7.html |
Путешествие на остров "Мир неорганических веществ"
- Мидакова Наталья Васильевна, учитель химии и биологии
Разделы: Химия, Общепедагогические технологии
Ключевые слова: химия, неорганическая химия