Формирование гражданской идентичности учащихся через создание Книги Памяти "Мы помним, мы гордимся"

Разделы: История и обществознание, Работа с родителями, Патриотическое воспитание

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


1. Введение

Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов, поставивших перед школой задачу формирования основ гражданской идентичности учащихся. Гражданскую идентичность можно определить как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.1

________________________

1 https://www.sites.google.com/site/grazdanskidentic/soderzanie-modula/1-grazdanskaa-identicnost-licnosti-soderzatelnyj-analiz-ponatia [Дата обращения: 28.02.2020]

Формирование гражданской идентичности учащихся - актуальная задача современной системы образования. Сейчас у современной молодежи наблюдается недостаток знаний своего родного края, не в достаточной степени сформированы традиционные ценности семьи, уважение и любовь к своему Отечеству. Внимание к данной проблеме не является случайным. Ежегодно проводимые ГОУДПО «Коми Республиканский институт развития образования» мониторинги воспитательной деятельности в образовательных организациях Республики Коми указывают на наличие такой проблемы.2

________________________

2 https://www.kriro.ru/upload/docs/Аналитическая%20справка_МРВД_2018.pdf [Дата обращения: 29.02.2020]

Проект «Формирование гражданской идентичности через создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся» является образовательным проектом. Под образовательным проектом понимается комплексная, протекающая в условиях взаимодействия с внешней средой, деятельность коллектива специалистов, связанная с достижением в определенные сроки и при определенных ресурсах, запланированной совокупности целей (задач) и мероприятий, направленных на достижение конкретного образовательного результата.3

________________________

3 Моисеев А.М. Моисеева О. М. Проектное управление в образовании: учеб.-метод. комплекс материалов для подготовки тьютеров. М.: ACADEMIA АПК и ППРО, 2007.

2020 год ознаменован главным событием – празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войны. Одним из направлений воспитательной работы МБОУ «Гимназия № 2», посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне, стало создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся».

Рабочая группа учителей русского языка и литературы, истории и обществознания выступила координатором создания Книги Памяти. Создание Книги Памяти является одним из этапов реализации воспитательной программы МБОУ «Гимназия № 2» (далее - Гимназия), в основу которой положены культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, предполагающие построение воспитательного процесса с опорой на активную позицию учащегося, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию индивидуально-творческого развития, самосовершенствования. Работа над созданием Книги памяти, вовлеченность в этот процесс большого количества учащихся и других участников образовательных отношений создают творческую развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в воспитательной программе Гимназии:

  • поддержка активной позиции родителей (законных представителей) учащихся, объединение усилий семьи и Гимназии в организации воспитательного процесса;
  • создание инновационной образовательной среды;
  • формирование культурной и национальной идентичности;
  • создание поликультурного воспитывающего пространства.

Таким образом, Книга Памяти «Мы помним, мы гордимся» является мощным инструментом формирования основ гражданской идентичности учащихся.

2. Основная часть

2.1. Актуальность, цели и задачи проекта

В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи: сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания молодёжи.

Истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национальной гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной –  приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся» в контексте формирования основ гражданской идентичности имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Этот проект раскрывает ценности семьи и Родины.

Целью проекта является создание условий для формирования гражданской идентичности через приобщение учащихся к работе по оформлению Книги Памяти.

Задачи:

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории и культуре России, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи;
  • продолжить формировать у учащихся навыки исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами;
  • собрать и изучить материалы семейной истории, связанной с событиями Великой Отечественной войны;
  • создать полиграфическую версию Книги Памяти с использованием возможностей мини-типографии Гимназии, а также электронную версию;
  • увеличить количество участников Всероссийской акции «Бессмертный полк» из числа учащихся и работников Гимназии.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

  • исследовательский метод;
  • метод социального проектирования;
  • метод погружения в культурно-историческую тематику;

В процессе решения задач планируется широко использовать материалы, предоставленные участниками проекта по созданию Книги памяти, а также материалы официальных сайтов, архивов, содержащие информацию о Великой Отечественной войне и ее участниках.

2.2. Методологическая основа проекта

Методологической основой проекта явились работы Г. Ф.Гаврилычевой, Э.Г.Захаровой, Е.Н.Землянской, М.В.Шакуровой, в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников.

На этапе выбора темы образовательного проекта (формирование гражданской идентичности), и также основного инструмента его реализации (создание Книги Памяти) возникла необходимость обращения к теоретическим аспектам возрастной психологии учащихся. Шакурова М.В., профессор Воронежского государственного университета, в статье «Российская гражданская идентичность как личностный результат образования» указывает, что в педагогически значимом смысле траектория формирования гражданской идентичности должна выстраиваться сообразно возрасту учащихся.4 Так, гражданская идентичность младшего школьника формируется, прежде всего, под влиянием семьи, этнической группы; подростка – представлений о малой Родине как освоенном пространстве, образе территории, которую он называет своей. Лишь в юношеском возрасте складываются возможности для формирования идентичности в гражданском и национальном смысле. В рамках педагогического сопровождения особое значение приобретает поддержание персональной значимости учащегося в становлении гражданской идентичности. Учитель может и должен принять позицию партнера по организации акции, участию в патриотических мероприятиях, в осмыслении проблемных ситуаций в жизни страны. Грамотно организованное педагогическое сопровождение даст возможность школьникам максимально продуктивно перейти от «детской» гражданской идентичности к «взрослой».

________________________

4 Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 52.

Безусловно, в образовательной организации в рамках воспитательной деятельности необходимо проводить цикл продуктивных мероприятий, поскольку именно такие мероприятия станут важнейшим инструментом формирования этих основ гражданской идентичности.

Создание Книги Памяти силами учащихся 1–11 классов Гимназии, таким образом, представляется эффективным инструментом формирования целого ряда личностных универсальных учебных действий, включая основы гражданской идентичности.

2.3. Участники проекта

Реализация образовательного проекта «Формирование гражданской идентичности учащихся через создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся» предполагается с широким привлечением всех участников образовательных отношений и учащихся вне зависимости от возраста. Как уже отмечалось выше, для младших школьников важным является подключение семьи, так как именно под влиянием семьи и семейных ценностей формируется гражданская идентичность у данной категории детей. К реализации проекта необходимо подключение педагогических работников, которые будут оказывать не только помощь в сборе информации, но и помощь в ее обработке.

1.

Учитель истории

Помощь в отборе информации и исторической выверке данных

2.

Учитель русского языка и литературы

Помощь в редактировании собранной информации

3.

Учитель изобразительного искусства

Помощь в оформлении и макетировании страницы (в бумажном варианте)

4.

Учитель информатики

Помощь в оцифровке информации, при работе с поисковыми интерне-ресурсами

К созданию Книги Памяти планируется привлечь до 200 человек из числа учащихся, родителей (законных представителей) и работников Гимназии.

2.4. Этапы реализации проекта

Реализация проекта «Формирование гражданской идентичности учащихся через создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся» рассчитана на 2019/2020 учебный год, аналитический этап проводится в первой учебной четверти 2020/2021 учебного года.

Календарный план реализации проекта

Этапы

Сроки
реализации

Ответственные лица

1

2

3

I. Организационный этап

Установочный методический семинар. Ознакомление с особенностями и целями проекта педагогического коллектива

Сентябрь
2019 г.

Директор, заместитель директора по воспитательной работе, руководители методических объединений

Формирование рабочей группы (5 – 7 педагогов) по реализации проекта

Сентябрь 2019 г.

Заместитель директора по воспитательной работе, учителя-предметники

Распределение функционала внутри рабочей группы

Сентябрь 2019 г.

Руководитель группы (координатор проекта)

Изучение текущей ситуации о сформированности уровня гражданской идентичности

Сентябрь 2019 г.

Педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель группы (координатор проекта)

Информирование учащихся и их родителей о работе по созданию Книги Памяти в Гимназии (выступления на родительских собраниях, классных часах)

Октябрь 2019 г.

Рабочая группа, классные руководители, учителя-предметники

II. Исполнительский этап

Сбор информации учащимися, работниками Гимназии
1. собрать биографические данные о родственниках-ветеранах;
2. изучить материалы семейных архивов;
3. изучить материалы сайтов, посвященных Великой Отечественной войне;
4. создание макета собственной страницы в Книге Памяти

Ноябрь 2019 г. – январь
2020 г.

Учащиеся, родители (законные представители), классные руководители, учителя-предметники

Создание учащимися творческих работ
1. оформление творческих и исследовательских работ в виде презентаций, статей, эссе;
2. выступление с информацией о своем родственнике - участнике Великой Отечественной войны в классе;
3. сбор всех работ в электронном виде; корректировка, макетирование, верстка.

Февраль 2020 г. – март 2020 г.

Учащиеся, родители (законные представители), классные руководители, учителя-предметники

Подготовка штендеров для участия во Всероссийской акции «Бессмертный полк»

Апрель 2020 г.

Учащиеся, родители (законные представители), классные руководители, учителя-предметники

Публикация бумажной и электронной версии Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся»

Май
2020 г.

Рабочая группа

Презентация и популяризация Книги Памяти

Май
2020 г.

Учащиеся, родители (законные представители), классные руководители, учителя-предметники

III. Аналитический этап

Оценка уровня сформированности гражданской идентичности на уровне образовательной организации (в сравнении с результатами на начало 2019/2020 учебного года) по методикам, представленным в приложении 1

Сентябрь 2020 г.

Педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель группы (координатор проекта)

Разработка методических рекомендаций по результатам вовлечения учащихся в воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности и их влияние на формирование гражданской идентичности

Октябрь 2020 г.

Педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель группы (координатор проекта)

2.5. Планируемые результаты реализации проекта

Планируемые результаты соотносятся с целью и задачами реализации проекта «Формирование гражданской идентичности учащихся через создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся».

Предполагается, что будут созданы условия для формирования гражданской идентичности через приобщение учащихся к работе по оформлению Книги Памяти. В результате работы над проектом у учащихся сформируются устойчивый интерес к истории и культуре России, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи; продолжат формироваться навыки исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами; будут собраны и изучены материалы семейной истории, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Совместными усилиями учащихся, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива Гимназии будет создана печатная и электронная версии Книги Памяти. Ожидается, что проводимая работа приведет к увеличению количества участников Всероссийской акции «Бессмертный полк» из числа учащихся и работников Гимназии.

Таким образом, совместная работа над созданием Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся» и подготовка к празднованию 75-летию Победы в Великой Отечественной войне будет в целом способствовать созданию благоприятных условий для формирования гражданской идентичности учащихся МБОУ «Гимназия № 2»

3. Список используемой литературы

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных дей­ствий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011. – 235 с.
  2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская /Т.Водолажская// Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
  3. Гаврилычева, Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г.Ф.Гаврилычева //Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3 - 7.
  4. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания школьников /Е.Н.Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
  5. Караханова, Г. А., Оруджалиева, Е. Е., Панахова, А. А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников //Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). С. 151-154.
  6. Максименко В.А. Организация проектной деятельности: методические рекомендации/ Сыктывкар: ГАУДО РК «РЦДО», 2015. – 26 с.
  7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.
  8. Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 44-57.
  9. Шакурова, М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога / М.В.Шакурова // Педагогика. - 2014. - №3. - С. 83 - 91.
  10. Шакурова, М. В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников /М.В.Шакурова // Классный руководитель.-2014. - №1. - С. 44 -57.

Интернет-источники

4. Основные понятия, используемые в проекте

Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида  значимый смысл.

Образовательный проект - комплексная, протекающая в условиях взаимодействия с внешней средой, деятельность коллектива специалистов, связанная с достижением в определенные сроки и при определенных ресурсах, запланированной совокупности целей (задач) и мероприятий, направленных на достижение конкретного образовательного результата.

Социально-культурная адаптация - приспособление социальных групп и отдельных индивидов к меняющимся историческим (социальным) условиям их жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также механизмов коммуникаций и трансляции социального опыта.

Инновационная образовательная среда – образовательное пространство учебного заведения, объединенное корпоративной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности, способствующее педагогическому творчеству, формированию нетрадиционного мышления.

Приложение