Цель: ознакомление детей с чаем – растением, которое бывает разных сортов.
Задачи:
- Обучающие задачи: формировать знания детей о свойствах чая и его изготовлении;
- Развивающие задачи: развивать умение сравнивать, анализировать и принимать участие в обсуждении результатов исследования;
- Воспитательные задачи: воспитывать желание помогать взрослым.
Словарная работа: исследователь, вкус, сорт, чаедел, плантация.
Оборудование: по 2 чашки с чаем на каждого ребенка, блюдца 8 шт, ложки 8 шт, лупы 8 шт, карточки для фиксации результатов, термос.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Воспитатель: А вы любите праздники?
Дети: да
Воспитатель: Какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, День рождения…..
Воспитатель: С каким настроением вы ходите на праздники?
Дети: Веселым
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?
Дети: Веселое
Воспитатель: Сегодня у Лунтика тоже праздник.
Сядем на стулья и посмотрим на экран.
(Показ видео День рождение Лунтика)
Воспитатель: Какой праздник сегодня у Лунтика?
Дети: День рождения.
Воспитатель: Чем принято угощать гостей в этот день?
Дети: Тортом, конфетами, чаем
Воспитатель: Торт у Лунтика есть, а вот про чай он забыл.
Воспитатель: Где ему взять чай?
Дети: Купить в магазине, попросить у родителей, приготовить самим.
Может можно заменить чай другим напитком?
Дети: Да, можно
Воспитатель: Давайте подумаем каким?
Дети: Молоко, сок, компот…
Воспитатель: Сколько много вы знаете напитков, как вы думаете какой из них самый полезный?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Чем полезно молоко?
Дети: Молоко полезно оно содержит белки и жиры, сок и компот полезны витаминами.
Воспитатель: Лунтик нам прислал термос, просит помочь наполнить его чаем. Чай должен быть приготовлен согласно картинкам которые на термосе.
Воспитатель: Вы знаете, что обозначают эти картинки? Я не знаю …
Воспитатель: Я предлагаю стать исследователями и отправиться в лабораторию, узнать, что обозначают эти картинки на термосе.
Воспитатель: Кто знает, что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория – это комната, где проводят исследования.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лабораторию запомните – чтобы получилось сделать открытие надо следовать строго указаниям взрослого, необходимо переодеться в специальную одежду.
Воспитатель: Запомнили правила?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю переодеться.
(Дети надевают шапки и халаты)
Воспитатель: Обратите внимание на предметы, которые лежат на столе перед вами, и придвиньте к себе чашку с жидкостью.
Как вы думаете, что налито в чашку? Как исследователи, вы можете понюхать, попробовать на вкус эту жидкость. Догадались что это?
Дети. Это чай.
Воспитатель. Кто думает по-другому? Все согласны, что это чай? Как же вы догадались?
Дети. По вкусу, запаху, цвету.
Воспитатель: Какого цвета чай?
Дети: Черный.
Воспитатель: Пред вами сорт чая, который так и называется «ЧЕРНЫЙ ЧАЙ».
Воспитатель. Чай, который вы сейчас попробовали, такого же вкуса, как вы всегда пьете?
Дети. Вкус у чая другой. Этот чай несладкий. Вы не положили сахар.
Воспитатель: Что нам надо сделать, чтобы чай стал сладким?
Дети: Надо добавить сахар.
Воспитатель: Возьмите кубики сахара и положите в чай.
(Дети добавляют сахар в свои чашки)
Воспитатель: Попробуйте свой чай, вкус чая изменился?
Дети: Да изменился, чай стал сладким.
Воспитатель. Какое мы сделали открытие?
Дети: Чай может менять вкус.
Правильно, наше первое открытие – вкус чая можно изменить.
(Детям предлагается зафиксировать опыт)
Воспитатель: Предлагаю наше исследование записать
(Ребенок приглашается к доске)
Воспитатель: Что мы исследовали?
Дети: Чай.
Воспитатель: Значит мы крепим чашку чая.
Воспитатель: Что мы добавляли в чай?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Значит, что мы прикрепим после кружки чая?
Дети: Плюс сахар.
Воспитатель: После того как мы положили сахар в чай что изменилось?
Дети: Вкус чая.
Воспитатель: Какую карточку мы будем дальше крепить?
Дети: Чай с сахаром.
Воспитатель: Какой наш орган определяет вкус?
Дети: Язык.
Воспитатель: Значит, наш чай для Лунтика, должен быть каким?
Дети: Сладким.
(Ребенку предлагается прочитать схему на доске)
Воспитатель: Наведем порядок в нашей лаборатории, поставьте кружки на подносы. Воспитатель уносит подносы на другой стол.
Воспитатель: Если мы изменим вкус чая, можно ли изменить его аромат?
Дети высказывают различные предположения.
Я поставлю перед каждым еще одну чашку с чаем.
Понюхайте аромат и назовите, что я добавила в чай.
Дети: Чай пахнет лимоном.
Воспитатель: Добавив лимон, что изменилось в чае?
Дети: Запах.
Воспитатель. Мы сделали еще одно открытие. Какое?
Дети: Чай может менять запах.
(Детям предлагается зафиксировать опыт)
Воспитатель: Я предлагаю вам записать наше исследование на доске.
(Ребенок приглашается к доске)
Воспитатель: Что мы исследовали?
Дети: Чай.
Воспитатель: Какую картинку будем крепить первой?
Дети: Картинку с чашкой чая.
Воспитатель: Что я добавила в чай?
Дети: Лимон.
Воспитатель: Какую картинку будем крепить?
Дети: Плюс и картинку с лимоном.
Воспитатель: Что изменилось в чае?
Дети: Запах.
Воспитатель: Какую картинку будем клеить?
Дети: Чай с лимоном.
Воспитатель: Какой наш орган отвечает за запахи?
Дети: Нос.
Воспитатель: Значит, наш чай для Лунтика, должен быть каким?
Дети: С запахом лимона.
(Ребенку предлагается прочитать схему на доске)
Воспитатель: Наведем порядок в нашей лаборатории, поставьте кружки на подносы. Артема и Ангелину попрошу унести подносы на другой стол.
Чай я разлила вам в чашки, а в заварном чайнике у меня осталась заварка.
А что это такое?
Дети отвечают.
Да, это чаинки. Я положу немного чаинок каждому на блюдце, а вы рассмотрите их в лупу, потрогайте и расправьте руками.
Дети рассматривают чаинки и высказывают свои предположения.
Дети. У меня чаинки в виде полосок. У меня чаинки мягкие и легко рвутся, похожи на листочки. У меня чаинки тоже похожи на листочки дерева.
Воспитатель. У кого еще чаинки похожи на листочки?
Воспитатель: Если чаинки это листочки, то чай это что?
Дети: Чай это растение.
Воспитатель. Мы сделали третье открытие: чай — это растение.
(Детям предлагается зафиксировать опыт)
Воспитатель: Сделанное вами открытие я предлагаю записать.
Воспитатель: Что мы с вами рассматривали?
Дети: Чаинки.
Воспитатель: Какую картинку мы крепим?
Дети: Чаинки.
Воспитатель: Рассмотрев внимательно чаинки, мы поняли что они похожи на… ?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Какая картинка будет дальше?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Если чаинки это листочки, то чай это что?
Дети: Растение.
Воспитатель: Какую мы картинку крепим?
Дети: Чайный кустарник.
(Ребенку предлагается прочитать схему на доске)
Воспитатель: Наведем порядок в нашей лаборатории, поставьте блюдца на подносы.
(Воспитатель просит детей унести подносы на другой стол.)
Воспитатель: Кто знает, где растет чай?
Предлагаю вам отправиться в путешествие, побывать на чайных плантациях, посмотреть, как изготовляют чай.
Физминутка
Мы идем, мы идем,
По дороге мы идем,
Звонко песенку поем,
ля, ля, ля,
Через горы мы шагаем,
Ноги выше поднимаем,
Все равно вперед идем,
Смело песенку поем,
Тра-та-та
А теперь на цыпочки встаем,
Быстро побежали,
Мчимся с гор не молчим,
А задорно так кричим: ух
(Дети приглашаются для просмотра презентации присесть на скамейки)
СЛАЙД «Карта»
Давным-давно в разных теплых странах люди стали выращивать чайное дерево.
В Китае растет китайский чай. В Индии — индийский. Сейчас у нас в России чайные плантации находятся в Краснодарском крае у Черного моря, и этот чай называется краснодарским.
СЛАЙД «Чайная плантация» СЛАЙД «Люди трудятся на плантации».
На чайных плантациях трудятся люди, которые собирают листочки чайного кустарника.
СЛАЙД «Погрузка чайных листьев».
Чайный лист грузят на машины и увозят на специальные заводы по изготовлению чая. Людей, которые изготавливают чай, называют «Чаеделами». Давайте посмотрим, как на заводах изготавливают чай.
СЛАЙД «Завяливание».
СЛАЙД «Скручивание».
СЛАЙД «Ферментация».
СЛАЙД «Сушка».
СЛАЙД «Вот какой получился чай».
СЛАЙД «Упаковка чая».
Воспитатель: Где растет чай?
Дети: Китай, Индия, Россия.
Воспитатель: Пока мы путешествовали, у нас появился еще один вид чая. Кто хочет узнать, что это за чай? Предлагаю разделиться на две группы исследователей. Возьмите каждый по листочку.
(Дети берут черные и зеленые листочки из корзины)
Соединитесь в группы по цвету листков.
Вопрос к команде с зелеными листочками: Какой наш орган распознает цвет?
Дети: Глаз.
Воспитатель: Ваша группа исследователей будет рассматривать цвет чая, вы подойдете к столу, где стоят чашки с чаем.
Вопрос к команде с черными листочками: С помощью чего мы можем рассмотреть мелкие предметы?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Ваша группа будет рассматривать и сравнивать чаинки, на что они похожи? Вы подойдете к столу, на котором стоят блюдца с чаинками.
Воспитатель: Что может сказать первая группа исследователе?
Дети: Чай разного цвета зеленый и черный.
Воспитатель: Совершенно верно перед вами стоят два сорта чая черный и зеленый.
Воспитатель: Что может сказать вторая группа исследователей?
Дети: Все чаинки похожи на листочки.
Воспитатель: Значит черный и зеленый чай это растение.
Воспитатель. Вы сейчас рассматривали другой сорт чая — зеленый. С одного растения, чайного дерева делают зеленый чай и черный. Разница заключается только в обработке листьев. При обработке листьев зеленого чая исключается этап - ферментация. Листья не кладут в темное помещение.
Воспитатель: Какой чай мы с вами исследовали?
Дети: Черный и зеленый.
Какое открытие мы с вами сделали?
Дети: Чай бывает разного сорта.
(Детям предлагается зафиксировать опыт)
(Ребенок приглашается к доске)
Воспитатель: Чай это что?
Дети: Растение.
Воспитатель: Крепим картинку с чайным кустарником.
Воспитатель: Какие виды чая получаются из чайного дерева?
Дети: Зеленый чай и черный.
Итог: Сегодня мы, дорогие исследователи, узнали много интересного о чае, который каждый день бывает у нас на столе во время еды, и сделали четыре открытия. Какие?
Дети. Чай — это растение. Он бывает разного сорта. Можно изменить вкус и запах чая.
Воспитатель: Теперь у нас достаточно знаний для изготовления чая. Предлагаю приготовить чай для Лунтика.
Воспитатель: Какого сорта должен быть этот чай? С каким сортом чая картинка на термосе?
Дети: Черного сорта.
(Добавляют заварку черного чая в термос)
Воспитатель: Какой еще должен быть чай?
Дети: сладким, с запахом лимона.
Воспитатель: Верно, на термосе есть такие картинки.
(Добавляем сахар и лимон)
Воспитатель: Наш чай для Лунтика готов, осталось только отправить по почте.
Воспитатель. Благодарю всех исследователей за активность, умение четко и ясно отвечать на вопросы, проявленный интерес. Надеюсь, что дома вы поделитесь с родителями радостью своего открытия. Спасибо.