Комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ направлен на развитие речевого аппарата и повышение двигательной активности ребёнка. Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре и родителям.
Взрослый, выполняя гимнастику, помогает ребёнку эмоционально стабилизироваться, закрепить хороший тонус и улучшить функциональное состояние всего организма. Основная задача педагогов и родителей: закрепить желание каждый день делать утреннюю гимнастику дома и в дошкольном учреждении.
Данный комплекс оздоровительной утренней гимнастики для детей с ОВЗ актуален для дошкольного учреждения, т.к. у многих детей наблюдаются различные нарушения речевого аппарата. Отклонения в развитии речи оказывает влияние на развитие личности ребенка.
Мы видим ряд особенностей физического развития детей с нарушением речи. Не редко наблюдается снижение мышечного тонуса или мышечное напряжение, нарушение общей моторики, особенно проявляется в ациклических движениях, т.к. лазание, метание, прыжки в длину. Недостаточное развитие чувства ритма, не сформирована функция равновесия, замедленность освоения новых движений, вследствие чего общая скованность. Дети часто плохо ориентируются в пространстве, имеют нарушение осанки или плоскостопие. Так же заметно отставание по основным физическим качествам - сила, ловкость, скорость. Некоторые дети плохо взаимодействуют со сверстниками, им тяжело даются волевые усилия, отказываются участвовать в подвижных играх и эстафетах. Данный комплекс утренней гимнастик содержит специально организованные формы совместной деятельности педагога с детьми. Дети часто приходят из дома вялыми, капризничают, нередко мы наблюдаем агрессию. Педагог, выполняя гимнастику, помогает ребёнку эмоционально стабилизироваться, закрепить хороший тонус и улучшить функциональное состояние всего организма.
Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре и родителям.
Комплекс №1
Цели: Развивать мышечную силу, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку. Вырабатывать у детей привычку каждый день делать утреннюю гимнастику.
Физкультурное оборудование: конусы, модули, игрушка или шапочка петушка, ленты.
1. Вводная часть
Здравствуй, Петя-Петушок,
Золотой гребешок,
За тобой мы встанем
По дорожке пойдём.
(обычная ходьба в колонне по одному).
Спинку ровно держим,
высоко поднимая колени, идём.
Петя важно наш шагает,
но и мы не отстаём.
Тут дорога в лес свернула («змейка» между конусами),
по пенечкам мы пройдём
(ходьба по возвышенной опоре),
Ямки все перешагнём (ходьба с перешагиванием через предметы разного диаметра),
с горки быстро побежим (бег в колонне по одному),
на полянке отдохнём. (Ходьба, перестроение врассыпную, упражнение на дыхание).
2. Основная часть
Общеразвивающие упражнения без предметов с речевым сопровождением.
Упражнение «Выгляни в окошко»
И.П.: ноги на ширине плеч, руками делаем окошко.
Дети говорят слова и выглядывают в окошко.
Петя, Петя, петушок
Выгляни в окошко,
Покажись немножко.
Упражнение петушок «Хлопает крыльями»
Петя, Петя, петушок
(дети медленно проговаривают слова и делают плавные взмахи руками)
Очень рано встаёт,
(поднять прямые руки вверх, потянуться, сделать вдох)
«Ку-ка-ре-ку» поёт.
На выдохе произнести: «Ку-ка-ре-ку» и опустить руки вниз.
Упражнение «Найди зёрнышко»
И.П.: о.с., руки на пояс.
Петя, Петя, петушок по двору пойдёт,
(скрестное движение, дотянуться правым коленом до левого локтя)
зёрнышко найдёт
(наклон вперёд, руки назад).
Упражнение «Петушок прячет крылышки»
И.П.: сидя на коленях, руки на полу.
Петушок у нас красавец,
(повороты туловищем вправо и влево)
Прячет крылышки и хвост
(сесть, выпрямить спину).
Упражнение «Разноцветные пёрышки»
Дети встают в круг спиной к водящему, который находиться в центре. У каждого ребёнка на поясе лента. Водящий, после слов: «Раз, два, три - Петя хвост свой собери». Петя должен собрать себе хвост, а дети убежать в домик. После игры, водящий подсчитывает количество собранных лент.
Игра «Собери свою команду»
Дети держат в руках ленты.
Петя, Петя, петушок по двору гуляет,
(ходьба, размахивая крыльями.
М.У.: педагог напоминает детям про осанку.
Посмотрите, какой петушок красивый).
После слов: «Деток созывает». Все должны построиться в колонну за петушком.
Усложнение игры. Можно раздать детям ленты разного цвета. После команды, дети выстраиваются в колонны по цвету ленты.
Заключительная часть: Подуем на пёрышко.
Дети стоят врассыпную, зажимая в руках перышко.
Волшебное пёрышко,
обронил петушок,
когда рассказывал стишок.
После слов, сдуваем перышко с ладошки.
Комплекс №2
«Солнышко»
Дети входят в зал. Видят солнышко.
Ребята, посмотрите, сегодня в наш зал заглянуло солнышко. Какое оно красивое, только спит. Давайте его разбудим.
Дети хором говорят слова:
Солнышко покажись,
радостно нам улыбнись.
Будем весело играть,
солнечных зайчиков встречать.
Солнышко проснулось, но грустит.
Почему такое грустное? Ответы детей.
Солнышко должно освещать нам путь и греть наши ладошки. Но оно не может этого сделать, так как у солнышка нету лучиков. Давайте поможем солнышку, найдём лучики.
Дети садятся в поезд и отправляются в путь.
Ходьба в колонне по одному, активно работаем руками (руки согнуты в локтях).
В поезд сели солнечные зайчики (дети идут на носках по кругу, показывают ушки на макушке). По команде: «Стоп!» - дети останавливаются. Солнечные зайчики гуляют по лужам (ходьба врассыпную, широким шагом). «Стоп!» Солнечные зайчики сели в поезд (построение в колонну, бег). «Стоп!» Солнечные зайчики прыгают по лужам (прыжки на двух ногах врассыпную). «Стоп!»
Упражнение «Покажи ладошки солнышку»
И.П.: о. с., руки по швам.
1-4 встать на носки, поднять руки вверх,
потянуться, показать ладошки солнышку.
5-6 опуститься, подуть на ладошки.
7-8 и. п.
Упражнение «Солнце вышло из-за тучи»
И.П.: присесть на корточки, руки на коленях.
1-2 сгруппироваться – показать большую тучку.
3-4 – встать, поиграть руками (показать солнышко).
5-6 и. п.
Упражнение «Солнышко и солнечные зайчики»
И.П.: сед ноги вместе, упор руками.
«Солнышко» - руки в стороны, стараться удерживать спину пряма.
«Солнечные зайчики» - ноги согнуть, стучим носочками по полу, руки упор сзади.
Ребята, смотрите, солнышко улыбнулось и опять загрустило. (Педагог показывает радостное и грустное солнышко без лучиков).
Почему солнышко грустит? Ответы детей.
Правильно, у него нет лучиков. Нам с вами необходимо найти лучики.
Отправляемся в дорогу.
Полоса препятствий: обойти «змейкой» мягкие модули, проползти в туннель, пройти по следам. Дети находят коробку, открывают. (в коробке лежат прищепки – лучики).
Педагог предлагает детям поиграть в игру: «Подари лучик солнышку».
Дети берут прищепку и прикрепляют её на солнышко.
(Муляж грустного солнышка без лучиков. На обратной стороне – солнышко весёлое. После того, как дети прикрепили лучики, педагог переворачивает муляж. Солнышко – улыбается).
Педагог: Какое солнышко получилось? Ответы детей.
Все вместе (пожелаем солнышку):
Ярче, солнышко, свети!
Лучики свои ты береги!
Дети прощаются с солнышком и уходят из зала.
Комплекс №3 «Листочки»
Дети заходят в зал и слышат шум ветра. Педагог находит на полу конверт с посланием:
Я - весёлый ветерок,
Немного поиграл,
Листочки разбросал.
По листочкам вы идите,
Разных цветов листочки соберите.
Дети отправляются в путь по осенним листочкам лежащим на полу.
(Ходьба в колонну по одному по листочкам). Пройдя путь, останавливаются - впереди большая лужа).
Педагог: Дети, как преодолеть путь дальше? Ответы детей: (перешагнуть, перепрыгнуть, обойти, наступить в лужу и идти дальше). Педагог даёт возможность ребёнку выбрать дальнейший путь. Молодцы, с заданием справились!
На полу находят лепесток от цветка (зелёного цвета). Ребята, смотрите, этот листочек не похож на другие листики? Откуда он здесь? Какого он цвета? Ответы детей.
Кладём лепесток в конверт и продолжаем наш путь дальше.
По лесной дорожке мы пойдём в сказку попадём.
(бегут «змейкой» между деревьями, потом идут на носках по узкой, извилистой дорожке, руки на поясе).
Педагог: Дети в конце дороги находят лепесток. Какого он цвета? Ответы детей:.... (жёлтого цвета). Кладём его в конверт.
На пути стоит берёза.
Наклонила берёза веточки, преградила путь.
Педагог: Ребята, назовите и покажите, из каких частей состоит дерево?
Ответы детей: ......( корни, ствол, кора, ветви).
Педагог: А чего не хватает на дереве?
Ответы детей: листьев.
Педагог: Ребята, подарим берёзе листья.
Ответы детей......
Игра «Наряди берёзу»
Педагог: Надо проползти под веточками берёзы и взять один листочек.
Упражнение «Мы нашли листочек»
И.П.: о.с., держим листочек двумя руками.
1 - листочек вперед;
2 - листочек вверх;
3 - листочек вперед;
4 - и.п.
Повтор 5-6 раз.
Упражнение «Покажи листочек»
И.П.: Ноги на ширине плеч, листочек за спиной.
1 - за спиной переложить листочек в правую руку,
2 - повернуть туловище вправо,
3 - переложить листочек в левую руку,
4 - повернуть туловище влево.
Ребята, подарите листочки.
Надо подойти к дереву, назвать красивое слово и приклеить лист на ветви.
Педагог: Молодцы! Дети за деревом находят лепесток. Какого цвета? Ответы детей:.... (синего цвета). Кладём его в конверт.
Дальше едим на поезде. Я буду большим паровозом, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовёт продолжение строчки, тот и становится за мной. Поехали!
- Мышка маленькая, а слон -...................(большой),
- Конфета сладкая, а лимон -...................(кислый),
- Воздушный шарик лёгкий, а гантели -.. (тяжёлые),
- Ночью темно, а днём -.............................(светло).
- Улитка медленная, а заяц -....................(быстрый).
Остановка «Лепестковая»
Какого цвета лепесток? Ответы детей:.... (оранжевого цвета). Кладём его в конверт.
Педагог раздает листочки и предлагает детям поиграть.
Игра: «Выполни задание»
Звучит музыка, дети бегают врассыпную с листочком в руках. Педагог останавливает музыку, дети встают на листочек и выполняют команду педагога.
Команды:
- руки в стороны;
- правая рука вверх, левая на пояс;
- встать на левую ногу, правую в сторону;
- присесть;
- встать на две ноги, наклониться вперёд и коснуться листочка.
Педагог: Отлично! А вот и лепесток. Все вместе: красного цвета.
Заключительная часть
Игра «Напиши картину»
Педагог разбрасывает листья разного цвета и размера. Дети образуют команды по четыре человека.
Задание: Выложить с помощью разноцветных листьев картину.
За выполненное задание дети получают лепесток фиолетового цвета.
Педагог: Какие красивые картины. Мы нашли последний лепесток. (Голубого цвета).
Ребята, достанем все лепестки и сложим. Что получилось? Ответы детей....
Чего не хватает? Ответы детей....
Педагог: Правильно..... Получился цветок.
Цветок - не простой, а сказочный. Из какой сказки? Ответы детей:....
Цветик-семицветик. Спасибо за сюрприз, который оставил нам ветерок.
Дети уходят из зала с цветком.
Вывод. Для детей с нарушением речи необходимо специально подбирать упражнения для развития речи, одновременно повышая двигательную активность ребёнка. Таким образом, утренняя оздоровительная гимнастика для детей с ОВЗ является важным звеном в дошкольном учреждении.
Список литературы
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периода обучения в старшей логогруппе. / О.С.Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Карасева С.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 146 с.
- Козлов В.И. Утренняя гимнастика. - М.: Просвещение. - 1994 - 252с.
- Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.// Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк. - 1998. - С.13-23.
- Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание – 2004.-№ 1.- с.37- 45.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста — М.: Владос 2004.
- Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.
- Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2 - 7 лет. - СПб.: Речь. - 2003.- 120с.
- Вареник Е.Н. – Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.