ЦЕЛЬ: познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения балета, униформой танцоров, и другими особенностями балета.
ЗАДАЧИ:
- развивать первоначальное представление о балете у детей старшего дошкольного возраста
- расширять музыкальные впечатления дошкольников
- приобщать к искусству и классической музыке
- познакомить детей с хореографическим, художественным и музыкальным отделениями детской школы искусств №2
Оборудование: Хореографические станки, зеркала, фортепиано, заготовка из картона, белая бумага, клей, ножницы.
Пояснительная записка
В настоящее время, где большую часть времени проводят сидя у телевизора, компьютера, планшета или телефона, посещение концертов, театров и спектаклей стало чем-то нереальным. Самым распространенным репертуаром для слушанья детьми в семье стала поп-музыка. Лишь не во многих семьях слушают классическую музыку, ходят на спектакли и балеты. А ведь именно классическая музыка оказывает благотворное влияние на духовное и психическое развитие ребёнка, а так же на развитие творческих способностей ребёнка. Я считаю, что восполнение утраченного, раскрытие творческих способностей ребёнка, приобщение детей и их родителей к миру искусства являются основными задачами школы искусств. Чтобы приобщить детей искусству, вызвать интерес к нему, я подготовила открытый урок для детей подготовительных групп детского сада №5 на тему: «Детям о балете», в котором задействовала не только детей обучающихся на хореографическом отделении, но преподавателей музыкального и художественного отделений. Этот урок поможет не только рассказать детям о балете, но и познакомить детей с разными отделениями школы искусств.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете много нового и интересного и откроете для себя музыку, с другой стороны.
Ну а сегодня вас, друзья,
С балетом познакомлю я.
Но, может, кто-то из вас знает.
Что «балетом» называют»?
(Ответы детей)
Если все вокруг танцуют
Песен и в помине нет,
То такое представленье
Называется – балет!
Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. Вслушиваясь в музыку, танцоры движением рук, ног, кружением выражают свое настроение: грусть или радость, печаль или восторг, взволнованность или спокойствие. Стройные и красивые люди, танцующие на сцене называются артисты балета. Родиной балета является Италия. Французское слово ballet произошло от итальянского глагола ballare, что означает «танцевать». Современный балет – это смесь классического, народных и национальных танцев, гимнастики, пантомимы и порой даже акробатики. Все термины в балете на французском языке, так как особенно модным он был во Франции.
Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И.Чайковский.
- Ребята! А какие самые известные балеты знаете вы?
Именно ему принадлежит музыка, ставшая основой классических балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других, именно Чайковскому принадлежит музыка в этих балетах.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов», исполняет концертмейстер)
- А вы знаете, ребята, с чего начинается балет? Он начинается с изучения элементов танца. Эти элементы разучиваются на середине зала и у хореографического станка. И сейчас ученики 2 класса детской школы искусств покажут вам небольшую часть своего урока: поклон, упражнение у станка и танец «Падеграс».
(выходят дети 2 класса хореографического отделения)
Поклон
Demi plie с открыванием и закрыванием руки
«Падеграс»
- Большое нашим учащимся.
Сейчас я расскажу об одежде балерины.
Давным-давно, когда было принято носить длинное роскошное платье, усыпанное драгоценностями, когда модно было одевать на голову парики, балерины и танцоры одевались также и танцевали именно в таких нарядах. Длинные платья сковывали движения, мешали исполнять прыжки, вращения. Прошло то время, сменились наряды, у балерин теперь другие взгляды.
Балерины укоротили свое платье и сегодня это платье называется – пачка.
Ах, эти модницы, балерины,
В пачках воздушных, как пелерины.
Наряды блестят их как бриллианты,
Но, а на ножках не туфли – пуанты.
(И.С.Кубышина)
А вы знаете, что для изготовления одной балетной пачки требуется около 15 метров тюля, а на работу уходит несколько дней.
Пуанты – это женские балетные туфли. Они позволяют принять балерине положение с точкой опоры на кончике пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног. Сами пуанты мягкие, а их носок очень крепкий, позволяющий танцевать на пальцах.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна.
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит.
И вдруг прыжок, и вдруг летит.
Летит как пух.
То стан совьет, то разовьет,
И быстро ножкой ножку бьет.
(А.С.Пушкин)
Балетные туфли - пуанты долго не живут. Среднестатистическая балерина за год меняет около трёхсот пар балетных туфель.
Самые известные в России, не смотря на тысячи других не менее достойных имён, артисты балета - Анна Павлова и Майя Плисецкая, а из мужчин - Михаил Барышников и Цискаридзе.
- Кто из вас, друзья мои,
Гостью угадает?
Крыльев нет, но смотришь… и,
Кажется, летает.
Много раз она была
Героиней сказки.
Часто смотрит в зеркала,
Но не строит глазки.
То на ней одно трико,
То наряд старинный.
Дети, к нам сейчас придет
Кто же? - … Балерина
Ученицы 5 класса хореографического отделения покажут вам классический этюд. И исполнят они его на пуантах.
(выходят две ученицы 5 класса хореографического отделения)
Этюд
Учащиеся хореографического отделения в школе искусств обучаются не только искусству танца. Они поют, обучаются музыкальной грамоте и игре на фортепиано. И сейчас ученица 5 класса Шакирзянова Дарья исполнит «Сельскую кадриль».
И.Парфёнов «Сельская кадриль»
Ну и конечно нам не обойтись без изящных силуэтов красавиц балерин, которые нам приготовили преподаватели художественного отделения. Давайте вместе с ними изготовим прекрасную пачку для балерины.
(изготовление, воспитанниками детского сада, из бумаги пачки для балерины)
Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы познакомились с вами с таким понятием как «балет». Так что же, ребята, такое балет? Как называются артисты балета? Кто самый известный композитор русского балета? Как называется наряд и обувь балерины?
Я думаю, вам у нас понравилось? Тогда, до новых встреч в нашей школе искусств.
Список литературных источников
- Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры [Текст]: [для младшего школьного возраста] / И.Дешкова; худож. В.Косоруков. - Москва : Детская литература, 1989. - 52,
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 192 с.
- Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. изд. «Просвещение». – Москва, 1985. – 223 с.
- Слуцкая С.Л. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства в детском саду. Пособие для хореографов дошкольных учреждений. – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование». - 2001. - 96с.
- Ли, Лора Хочу всё знать о балете [Текст]: детская энциклопедия: [история, музыка и волшебство классического танца: внутри CD-диск с музыкальными фрагментами знаменитых балетов: для младшего и среднего школьного возраста : 0+] / Лора Ли; иллюстрации Мередит Хамильтон; [перевод с английского П.Киселевой]. - Москва: АСТ, Аванта, сор. 2019. - 96 с.
- Электронный источник: http://doshkolnik.ru/musika/18322-plankonspekt-sovmestnoiy-deyatelnosti-znakomstvo-s-baletom-dlya-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-ramkah-muzykalnoiy-gostinoiy-etot-udivitelnyiy-mir-baleta.html