Какие проблемы возникают у ребенка при выборе профессии?
Во-первых, недостаточная осведомленность в том, какие профессии вообще существуют и чем занимаются люди (кто такой менеджер, столяр, копирайтер, бухгалтер и пр.).
Во-вторых, они не знают (да и педагоги тоже) какие профессии вообще востребованы сегодня в том или ином городе.
В-третьих, какие профессии могут быть востребованы в ближайшем будущем.
И, наконец, как математика может помочь в выборе профессии. Конечно, на уроках (в том числе математики) все эти проблемы не решить. Это — системная работа, в т.ч. классного руководителя. А что можно сделать на уроках математики? — решить только определенные проблемы в профилизации. И для этого нам помогут текстовые задачи.
Выделены следующие модели для работы с задачами.
Задача с комментарием учителя
№74 (Н.Я.Виленкин, 5 класс) Геологи летели на вертолете со скоростью 80км/ч, а затем ехали верхом 2ч со скоростью 12 км/ч.Какой путь проделали герои за это время? |
Новая задача. Логист должен доставить груз из города А в город В, при этом он собирается ехать 5 ч со скоростью 90 км/ч и 6ч со скоростью 50 км/ч. Найдите расстояние между городами. |
Здесь мы, учителя, не только работаем над задачей для ее решения, но и даем комментарии о данных профессиях, поясняем значение слов. Можем провести мини – рассуждение или дискуссию. Очень часто от детей можно услышать такие ответы, например, «учитель – учит, воспитатель – воспитывает, токарь – «токарит», кинолог – «кино показывает», аудитор – «водитель «Ауди»» и т.д. Необходимо подводить детей к правильному значению профессий. Для этого можно использовать на уроках буклеты о профессиях, листовки или и видео ролики.
Задачи с мини-обсуждением
№174 (Н.Я.Виленкин, 6 класс). В городе построен завод, на котором будут работать 840 рабочих следующих профессий: токари, слесари и фрезеровщики. При этом токарей будет втрое, а слесарей вдвое больше, чем фрезеровщиков. Сколько токарей нужно для завода? |
Новая задача. В городе открыли фирму, в которой будут работать 246 человек следующих профессий: маркетолог, аудитор, аналитик…. |
В процессе решения учитель обсуждает суть профессии, ее роль в обществе, качества человека и его умения необходимые для этой профессии.
В современном обществе такие профессии не популярны. Но они востребуемы и высоко оплачиваемы. И политика государства направленна на развитие среднего профессионального образования.
Однако ничего не мешает нам, учителям, заменить эти профессии на любые другие:
- «В городе открыли фирму по доставке грузов, в которой будут работать 120 человек следующих профессий: логисты, водители и экспедиторы…»
- «В городе открыли фирму, в которой будут работать 246 человек следующих профессий: маркетолог, аудитор, аналитик».
- «Научное географическое общество организует экспедицию, для нее требуются 370 человек следующих профессий: биолог, гидролог, геолог» или «геодезист, океанолог, метеоролог».
Обсуждать с детьми суть профессии долго не нужно (у математики другие задачи). Но пояснить в чем суть профессии — важно.
Задачи с сознательным пропуском действующего лица
Из 4 м ткани … сшил 7 юбок. Сколько метров ткани пошло на пошив 1 юбки? Для справки: Закройщик - это мастер, занимающийся на предприятиях сферы услуг раскроем изделий из различных материалов для шитья одежды по индивидуальным заказам, а также осуществляющий ремонт одежды. Портной (швея) - ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен. |
Можно затронуть тему иностранных названий: мерчендайзер - это товаровед, имиджмейкер – стилист, куафер – парикмахер.
Задача как творческое домашнее задание
Необходимо включать в систему работы творческие домашние задания. Например,
1. «Сегодня на уроке вы, ребята, узнали о профессиях в строительстве, а кто такой риэлтор? Придумайте задачу с действующим лицом «риэлтор».
2. «Положили 6500 руб. под 3% годовых. Сколько денег на книжке будет в конце года, если за обслуживание счета надо уплатить 500 рублей в год? (Кассир банка)»
Задача как инструмент взаимодействия с семьей
Задание домой: попросить ребят узнать у своих родителей, какие математические задачи им, родителям, приходится решать на своей работе, в своей профессии и оформить свое выступление.
Урок одной задачи
Можно провести урок одной задачи и прийти к выводу, что во многих сферах жизнедеятельности тема изучения процентов и отношений важна и актуальна.
Вот пример такой задачи. «Все мы повара и экономисты. Будем печь блины. Для этого нам нужны продукты. Далее, повторяя тему «Проценты», отвечаем на вопрос «Как сделать оптимальный выбор покупки?»
Урок одной профессии
А также можно при большом желании и наличии свободного времени провести урок одной профессии. Например, разработать урок математики на 12 апреля, задания которого проверяют не только математическую подготовку, но и рассказывают о том, какими качествами личности надо было обладать, через что пришлось пройти Ю.А.Гагарину, чтобы стать первым космонавтом в истории человечества.
Практико-ориентированные задачи ОГЭ и ЕГЭ
Практико-ориентированные задачи ОГЭ и ЕГЭ также дают возможность профориентировать учащихся. На своих уроках педагог успевает решать с будущими медиками одни задачи, с физиками - другие, с гуманитариями – третьи.
Безусловно, математика не может гарантировать ребенку однозначное решение проблемы выбора профессии. Наша задача была – познакомить учащихся с миром профессий, показать полезность изучения математики в той или иной профессии, тем самым мотивировать ученика на изучение самой математики.